Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (630) от 7 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Как нас пристегнули к квадратным метрам

Е.Ю.Майорова

В номере 13 газеты “Арсеньевские вести” от 24-30 марта 2005 г. было опубликовано письмо жителей Владивостока председателю правительства РФ Фрадкову. Обращение содержит упреки в адрес администрации города, которую обвиняют в росте коммунальных тарифов, нарушении законов и еще многом-многом другом.

К сожалению, большинство пунктов письма в правительство не достоверны и надуманы. Если авторы обращения действительно хотят разобраться с ситуацией в ЖКХ, готовы ответить им по пунктам - в чем они не правы. Начнем по порядку.

1. В обращении утверждается, что администрация города совместно с ОАО “Дальэнерго” будто бы создала вычислительные центры и выставляет через них жителям долги за жилищно-коммунальные услуги 6-8-летней давности. Это не так.

Во-первых, вот уже без малого 8 лет функция сбора средств с населения за услуги энергоснабжения закреплена за ОАО “Дальэнерго”, что исключает участие в данной деятельности исполнительной власти города. При этом энергетики самостоятельно заключают договора с вычислительными центрами, производящим начисления по квитанциям за коммунальные услуги.

Во-вторых, в вопросах взимания долгов с населения позиции ОАО “Дальэнерго” и администрации города все-таки различны. Дело в том, что срок исковой давности по коммунальным долгам составляет 3 года, но никак не 6-8 лет. То есть даже если вы забыли или не смогли оплатить жилищную или коммунальную услугу 4 года назад, то в суде поставщик услуг не вправе требовать от вас погашения задолженности “старше” указанного трехлетнего срока. Об этом должен знать любой потребитель, который также вправе требовать от поставщика услуг уточнения суммы задолженности с разбивкой по месяцам.

2. Авторы письма негодуют по поводу нового принципа формирования жилищного тарифа - в зависимости от площади жилого помещения, а не количества проживающих, как было прежде. Об этом уже неоднократно говорилось и на страницах “Арсеньевских вестей”. То, что стоимость работ по содержанию жилья определяется исходя из квадратного метра площади - не выдумка администрации города, а требование правительственного постановления № 392 от 30.07.04 “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг”.

Ст. 12 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг”, утвержденных этим постановлением, говорит: “Размеры платы за содержание жилья, за ремонт жилья, а также за наем жилого помещения определяются как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения”. Понятие “плата за содержание жилья” расшифровывает ст. 3 Правил: “содержание общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши; технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома; вывоза бытовых отходов; содержания придомовой территории”.

Создать во Владивостоке иной порядок начисления стоимости жилищного тарифа администрация города не в праве. На местах такие вопросы не обсуждаются - только исполняются. Правда, в письме указывается: будто бы “в других городах России как суды, так и прокуратуры поставили на место зарвавшихся муниципальных чиновников”, а во Владивостоке, мол, бездействуют. Эти утверждения абсолютно голословны. Не может районный или городской суд, действуя в рамках правового поля, отменить решения правительства. Видимо, потому в письме и не указывается ни одного конкретного адреса, где “принимались” такие судебные решения.

3. По приборам учета тепла. Эта проблема действительно актуальна для Владивостока, как, наверное, и для любого другого города страны. Совершенно справедливо указывается, что суммы платежей при оплате услуг по тепло- и водоснабжению “по счетчику” порой значительно ниже, чем по существующим нормативам, рассчитанным региональной энергетической комиссией. Собственники жилья вправе поставить такие приборы теплового учета на свой дом. Жилищный кодекс предусматривает, что работы эти должны вестись за счет всех собственников жилья. Во Владивостоке порядка 70% квартир - приватизированы, то есть находятся в частной собственности, остальные 30% остаются в муниципальной собственности. То есть если жители, например, “хрущевки” решат поставить на свой дом счетчик, то и платежи за него они, согласно законодательству, должны внести соразмерно своей доли: процентов 70 стоимости прибора учета оплатят жильцы, 30% - городской бюджет. Но обратите внимание - цена одного такого прибора может достигать 700 тыс. руб. Многие ли жители в состоянии позволить себе такие расходы?

На порядок ниже суммы на установку водосчетчиков. Но как справедливо отмечалось в одном из последних выпусков “Арсеньевских вестей”, установка их должна вестись также за счет самих жителей. Единственно, что может сделать администрация Владивостока - это поставить приборы учета тем жильцам, чьи доходы не позволяют сделать это самостоятельно - ветеранам, инвалидам и т.д. Сейчас городская исполнительная власть такую социальную программу разрабатывает и, возможно, уже со следующего года она начнет работу.

4. Если говорить о стоимости оплаты за отопление и горячую воду, то эти цифры напрямую связаны со стоимостью тепла, тариф на которое устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Это независимое от муниципалитета учреждение, которое выносит свои решения на основании независимой экспертизы. Согласно требованиям федерального законодательства, данная экспертиза никак не может быть “конфиденциальной тайной”, ее результаты обязательно публикуются в средствах массовой информации. Так, например, экспертное заключение аудиторской фирмы “Эксперт”, выполнившей экспертизу экономического обоснования тарифа на теплоснабжение было опубликовано в газете “Утро России” в феврале этого года.

Следует отметить, что с 2006 года право устанавливать тариф перейдет муниципалитетам. Это, на наш взгляд, будет правильней. Ведь в этом случае при определении стоимости коммунальных услуг в большей степени будут учитываться не интересы монополиста, а интересы жителей, платежеспособность населения.

Наконец, хотелось бы разубедить авторов письма в еще одном заблуждении. Цитирую: “В Советском Союзе работа ЖКХ не только окупалась за счет оплаты жителей, но и давала прибыль в 2%. А это говорит о налаженности в то время работы в системе ЖКХ”.

Конечно, если сравнивать нынешнее состояние жилищно-коммунального хозяйства, то положение в нем 20-летней давности действительно видится идеальной картинкой. Но с чего авторы письма взяли, что копеечные платежи населения тех времен окупали все затраты и даже давали прибыль? В СССР работа ЖКХ была полностью дотационной, а население оплачивало лишь 2% необходимых средств. Сейчас дотации государства в сферу ЖКХ минимизированы, а главным источником финансирования являются платежи населения. В условиях, когда государственные инвестиции в жилищно-коммунальную систему с каждым годом снижалось, падало и качество оказываемых услуг. В этом, наверное, и состоит главная проблема - многие жители еще не готовы платить полную стоимость услуг. Но для того и создана система адресных жилищных субсидий, чтобы те, кто не имеет возможность оплачивать жилищно-коммунальные услуги, обращались за соответствующей государственной поддержкой.

Во Владивостоке действует упрощенный порядок оформления жилищных субсидий и, пользуясь случаем, хотелось бы призвать граждан не стесняться обращаться за такой безвозмездной поддержкой.

С уважением, Заместитель начальника управления содержания жилого фонда и городских территорий администрации г. Владивостока Е.Ю.Майорова.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100