Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (630) от 7 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Что такое “имидж”?

(без автора)

Слово “имидж” (image) в переводе с английского языка означает образ.
У каждого человека, компании и даже предмета есть свой имидж. Так, предметам имидж делает реклама: посредством художественно оформленных ярких образов этих предметов она вызывает у людей приятные эмоциональные впечатления (и, соответственно, желание купить этот товар).

С имиджем человека немного сложнее. Каждый человек имеет свой неповторимый личностный имидж: яркий или скромный, простой или вычурный. Так, имидж политика характеризуется большим количеством публичных выступлений, постановкой голоса, искусством ораторской речи и т.д., а имидж подростка - элементами самовыражения (самоутверждения) через одежду, аксессуары, прическу и макияж. Одеваясь таким образом, молодой человек хочет выделиться, заявить о себе, хотя на самом деле он может оказаться вполне порядочным.

Давайте сразу проведем разделение: есть, во-первых, человек с его тонкой душой и психикой (“Я”) и, во-вторых, скорлупа или внешний образ (имидж), защищающий человека от посягательств со стороны внешнего мира. Как вы уже поняли, имидж начинается с внутренней сущности человека, которая отражается в его образе. Поэтому подаваемый образ должен усиливать личность, а не ослаблять друг друга. Например, когда руководитель, известный своими драками, начинает говорить сладким, ублажающим голосом о понимании людей, скажу честно, это настораживает и играет не в его пользу. Помните: образ, личность и стиль презентации должны составлять целостный оркестр.

Таким образом, какой бы вы хорошей личностью ни были и какими уникальными качествами ни обладали, - вас все равно запомнят только из того: как вы одеваетесь, смотрите, говорите и действуете.

Получается, что люди реагируют не на реального человека, а лишь на его образ, который сложился в их сознании... Ведь мы можем и не знать человека, его прошлого, но по отдельным внешним признакам (например, по потертым джинсам, очкам, вычурной рубашке и т.д.) наше мышление составляет образ этого человека, что позволяет в процессе общения с ним чувствовать себя комфортно.

Вот, к примеру, что вы можете сказать о худощавом молодом человеке в очках с толстой оправой, который одет в серый клетчатый пиджак и держащем у себя на груди старенький, потрепанный портфель, из которого торчат бумаги? Я бы ответила, что у меня сложился образ (или имидж) замкнутого, неуверенного в себе мужчины, который любит читать, копаться в цифрах. Возможно, он работает сельским бухгалтером или журналистом в местной газете и живет от зарплаты до зарплаты. И, скорее всего, у него есть привычка опаздывать и грызть ногти.

Составив подобное описание (а оно у нас получится разным), наше сознание затем распространит выделенные черты на всю личность, и в зависимости от этого мы будем вести себя соответствующим образом. Думаю, что в этой ситуации я бы не стала церемониться с вышеописанным молодым человеком. Вот другое дело, если бы мне встретился парень с толстенной золотой цепочкой на шее и выходящий из машины “Land Cruiser” серебристого цвета!..

Но еще раз напомню, что все черты, выделенные нашим сознанием, составляют образ человека, а не его самого. Поэтому на самом деле с виду бедный паренек в очках может оказаться очень интересным, здравомыслящим человеком с широким кругозором, разумно строящим свою жизнь. Бывают моменты, конечно, когда у него все валится из рук, но это только из-за его невнимательности к мелочам, которая компенсируется высоким интеллектом. Другое дело, если второй наш описанный пример из категории “новых русских” окажется скромным и стеснительным человеком... Так что имидж может быть еще и причиной обмана (заблуждения), если он не совпадает с реальными характеристиками человека.

Понятно, что создание имиджа необходимо для упрощения процесса восприятия человека человеком. Но у нашей мыслительной активности есть еще один “плюс”: она делит воспринимаемых нами людей на “своих” и “чужих”. “Свои” - это друзья, к которым можно и нужно хорошо относиться, доверять и рассчитывать на них. Потому что они чем-то похожи на нас: системой ценностей, стилем поведения, внешними данными и т.д. Т.е. есть чем-то, что нас объединяет. Но есть “чужие” люди: настолько отличные от нас, что их присутствие расценивается нами как опасное и способное причинить ущерб. С такими людьми остается только воевать или подчиняться. Поэтому их лучше избегать.

Такое разделение является функцией внутренней системы опознавания, которая досталась нам в наследство от первобытного человека. Она носит интуитивный и бессознательный характер, отвечает за нашу психологическую безопасность и обычно “бежит впереди паровоза”.

Несмотря на видимую целостность образа, все же в нем можно выделить 4 группы элементов.

Так, в первую группу войдут элементы внешности, которые видны, так сказать, невооруженным глазом: тип телосложения (соотношение роста и веса), цвет и состояние волос, походка, осанка, цвет и стиль предпочитаемой одежды и т.д. (подробный анализ мы проведем немного позже).

Чтобы собрать вторую группу, мы понаблюдаем в повседневных ситуациях за индивидуальными особенностями и склонностями человека: деловыми качествами, привычками, жестами, манерами, речевыми характеристиками и пр.

В-третьих, вспомним отдельные факты из его биографии (образование, семейное положение и т.д.). А также послушаем, что о нем говорят другие. Это могут быть как реальные события с его участием, так и вымыслы, домыслы, слухи.

И, в-четвертых, посмотрим, на каком фоне он обычно себя “представляет” другим людям: какой марки его машина, часы, каково его ближайшее окружение (какие люди окружают), какие журналы читает, какой марки косметикой пользуется и т.д.

Полученная информация из этих четырех групп собирается, затем сжимается и формулируются в виде одной - двух фраз. Это и есть имидж человека. Например, вы можете назвать его: “Вот, скряга!” или “Какой неприятный молодой человек!” Если же вы начнете анализировать, почему он вызывает такие эмоции, то вскоре поймете, что ваши глаза и уши “поймали” малопривлекательные характеристики этого человека: громкий визжащий голос, большие уши, неаккуратность в одежде, запах изо рта. К тому же знакомые говорят, что у него скверный характер: может обозвать, нахамить. В общем, как говорится: “И руки не подаст!”


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100