Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (605) от 14 октября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Ради этого стоит жить!

Вера АКСЕНОВА

В небе звезды рассыпаны,
Месяц словно усох.
Ночь пришла неожиданно,
Захватила врасплох.

Откуда пришли ко мне эти строки? Как будто ночным ветерком занесло их в открытое окно в одну из летних бессонных ночей.

Да, ночь пришла неожиданно, захватила врасплох. Разве могли мы предугадать заранее, что сынок, рождения которого ждали с таким нетерпением и так долго, не принесет радости ни себе, ни нам? Как сейчас вижу - лежит маленький, сморщенный комочек с угольно-черными глазками-пуговичками, со смоляными длинными волосиками - такой родной и беспомощный! - смотрит на меня почти осмысленно, как будто просит: «Сделай же что-нибудь! Помоги мне!»

А я, мать, взрослый человек, но еще более беспомощный от сознания того, что ничем не могу помочь, смотрю на него молча и глотаю слезы. А еще... молюсь. Страстно молю Бога, не зная ни одной молитвы, прошу сохранить жизнь моему сыночку - этому родному, только что пришедшему в мир человечку, но уже отторгнутому этим миром.

И чудо происходит. Шесть месяцев борьбы за жизнь, борьбы со страшной инфекцией - стафилококком - не проходят даром. Сепсис побежден. А побежден ли?

Впервые после рождения мы появляемся дома. Но появление это не назовешь радостным. У меня масса заболеваний на нервной почве - от переживаний. В частности, пародонтоз в глубокой стадии, когда шатаются все зубы, кровоточат десны и врачи предрекают, что к концу года я останусь совсем без зубов. Боль мешает жевать даже мякоть самого свежего хлеба, хотя до рождения малыша ни один зуб не болел. Сильнейшая экзема на ноге, с которой буду много-много лет безуспешно бороться.

Но разве все это важно, если сынок ничего не кушает и очень сильно отстает в развитии? Врачи говорят: «Это естественно после такого серьезного заболевания, как заражение крови». Обещают, что со временем он догонит сверстников и всё будет хорошо. Мер никаких не принимается... Бью тревогу. И вновь борьба. Но уже не за выживание, а за полноценную жизнь.

Годы борьбы с болезнью. Безуспешной борьбы. Хотя, нет. Сдвиги есть. И сдвиги немалые. Мы стали ходить, несмотря на то, что врачи предрекли полную неподвижность. Стали сами держать ложку, хотя до сих пор кушаем только протертую пищу. И в нашей жизни были настолько яркие радостные моменты, какие родители здоровых детей навряд ли когда испытывают.

Да, мамы и папы бесконечно радуются первому шагу своего малыша. Но разве может сравниться их радость с радостью родителей ребёнка, сделавшего первый шаг, если ему предрекали полную неподвижность и он долго-долго не мог сделать этот шаг? Разве можно передать радость матери и отца, когда их безнадёжно больной сын берёт впервые ложку - неумело, неуклюже, но берёт - и сам - сам! - начинает кушать. Здоровый ребёнок рано или поздно, но начнёт кушать сам. И родители это знают. Хотя, конечно, их радости нет предела. Но когда это делает тот, от кого не ожидают ничего подобного, хотя прилагают все усилия, чтобы это случилось - разве можно представить, насколько сильна и глубока радость таких родителей?

И всё-таки... Всё-таки огорчений и боли намного больше, чем радостных минут. Многие считают меня героической мамой. А какой уж тут героизм? Просто любовь к своему ребёнку и любовь к нему окружающих - близких людей: папы, брата, бабушки (пока она была жива). Все стараются помочь. Разве одна я смогла бы выдержать многолетние бессонные ночи - без поддержки и помощи мужа и старшего сына?

А время идёт. Надежд на выздоровление всё меньше и меньше. И вот наступает момент, когда всем становится ясно: выздоровления не будет. Предложения врачей о сдаче ребёнка в дом инвалидов отвергаются сразу и категорически. Он - наша боль, но и любовь наша, наша кровиночка. Без нас он погибнет. А мы без него.

Мы просто потеряем себя, не сможем жить спокойно, зная, что где-то страдает брошенный близкими людьми беспомощный ребёнок. Да, ребенок, хотя ему уже далеко за двадцать... Мы любим его. Он с нами. Но как же это трудно - видеть каждый день лицо родного человека, которому плохо, которому больно, а ты ничем не можешь ему помочь.

А ведь всегда в самих трудных ситуациях любой человек мысленно или вслух - обращается к маме. А ты, мама, ничего не можешь сделать. И это подкашивает, это убивает сильнее всего. Но с этим надо мириться. И когда ты, наконец, понимаешь это, приходит спокойствие. Ведь жизнь не кончается. Надо жить. Хотя бы для того, чтобы жил он. Потому что без тебя ему просто не выжить. Он полностью зависит от тебя.

Проходит еще какое-то время. И, наконец, приходит понимание самого главного - жить надо не только ради него. Но и ради себя. Для того, чтобы выполнить своё предназначение. Ведь для чего-то ты пришла в этот мир? Должен же быть какой-то смысл во всем этом. И вдруг - как озарение. Ты должна поделиться с людьми своими чувствами и мыслями. И тогда появляются строчки:

И всё-таки бывают чудеса!
И наша жизнь - не бред и не ошибка...

И много-много других строчек. Ты их записываешь. Ты вспоминаешь, что когда-то уже писала стихи и даже довольно активно печаталась, И отправляешь только что родившиеся строчки в газету. Их печатают.

И тогда совершается новое чудо. К тебе начинают пачками приходить письма. Люди рассказывают о себе, делятся своими душевными переживаниями, своими радостями в печалями, благодарят за стихи. И ты начинаешь понимать, что нужна не только своим сыновьям и внукам, но и многим людям. Нужны твои стихи.

И своя боль, свои проблемы уходят как бы на второй план, перестают быть такими всеобъемлющими. Мир, в котором ты живёшь, как бы расширяется. У тебя появляются новые друзья и знакомые по переписке, и жизнь наполняется новым содержанием, новыми красками к звуками.

Нет, проблемы никуда не исчезают, но они теряют свою остроту и значимость. Они уже являются лишь частью твоей жизни, а не всей жизнью, как это было прежде. У тебя появляются крылья для полёта. И все благодаря письмам, в которых люди пишут, как им помогают твои стихи, как они их окрыляют и возвращают потерянные надежды на что-то хорошее.

Ради этого стоит жить!

Вера АКСЕНОВА.
11.09.04.


Вера АКСЕНОВА

Он жалел ее, она - его.
Так всю жизнь, жалея, и прожили.
Не любили больше никого.
Впрочем, и друг друга не любили.
Лишь в конце далекого пути
Поняли - судьба не повторится,
Реже будет солнышко светить,
И не стоит ждать заветной птицы.
Счастье в дом само не прилетит,
И его не ждать, а строить надо,
Жизнь прожить - не поле перейти,
А пройдешь - не ожидай награды.
Чутко спят деревья и дома.
Ветер заплутал в верхушках сосен.
Тает лето. Впереди - зима,
А какой ей быть - подскажет осень.

МУХА

Залетела в окно неизвестно откуда.
Посидела на лампе, на раме картины.
Посмотрела на зеркало, словно на чудо,
Опустилась легонько на мусор в корзине –
И метнулась к окну – захотелось на волю
И о стекла беспомощным телом забилась.
Ах ты, муха! Сама ты – творец своей доли,
Не влетела б в окно – ничего б не случилось.

***

Пришла, вспугнула тишину
И позвала с собой в дорогу…
Я подожду еще немного
И… брошусь в пенную волну.
Хочу взлететь над суетой,
В бездонном небе раствориться.
Хочу лететь за синей птицей –
За непридуманной мечтой.
Она мелькает в вышине,
Сверкает ярким опереньем…
Она – в моем стихотвореньи,
А это значит – и во мне.

***

Автор и лирический герою
Не одно и то же. Но порою
Автор увлекается игрой,
Входит в роль любимого героя.
И страдает искренне, до слез,
И не спит холодными ночами.
И болеет, иногда всерьез,
Вовсе не придуманной печалью.
Он горит и дарит людям свет,
Ад и рай показывая в лицах.
Но поэт на то он и поэт,
Что суда людского не боится.

***

Зимний ветер постучал в мое окно.
Стало в доме неуютно и темно.
Загрустила Доброта, занемогла,
Ослабела, побледнела – и слегла.
Без умолку воет ветер ледяной,
Злые силы разгулялись за стеной.
Нет тепла. Страдают люди без огня,
Хмурой ночью ожидая света дня.
Цепенеют в страхе души, как во сне.
Здесь валюта да оружие в цене.
Словно мачеха Россия, а не мать.
Но «терпенья нам с тобой не занимать».
Злоба бесится, безумствует, кричит,
Доброта же просто смотрит – и молчит.
Копит силы, а не плачет над судьбой…
Мы возьмем ее в союзники с тобой.

***

Зеленое стекло телеэкрана
Таит в себе несметные богатства.
Но пресыщенье поздно или рано
Заставит от экрана оторваться.
Захочется пойти – взглянуть на звезды,
В прохладу летней ночи окунуться.
Нам очень надо – рано или поздно –
От теленаркомании проснуться.

***

Бескорыстная помощь от чистого сердца
На Руси почиталась всегда,
Друг поможет другому душой отогреться,
Если в дом постучится беда.
Друг поделится хлебом, последней рубашкой,
Над копейкой не станет дрожать.
Друг простит вам обиды, ошибки, промашки,
Но… не смейте друзей обижать!

***

Созвездья и приметы ни при чем.
Никто не виноват в твоем упрямстве.
Подставь мне свое крепкое плечо
И разуверь в своем непостоянстве.
Я прислонюсь к знакомому плечу.
Забуду про обиды и потери.
Я быть твоей единственной хочу.
А ты как стражник у закрытой двери
Своей души. Безмолвен и суров…
Взгляни в глаза мне. И не надо слов.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100