Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (577) от 1 апреля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

На Лубянке разрешили смеяться над КГБ

Маргарита ПАРХОМЕНКО

На улице Большая Лубянка есть ресторан-тир, где презентовалась книга иллюстраций художника-диссидента Вячеслава Сысоева. Живет он сейчас безбедно в Берлине, в свое время эмигрировав в Европу.

На презентацию альбома в Москву он не приехал, так как до сих пор не может поверить, что его старые друзья по опасным шуткам над советской властью и органами госбезопасности собрались праздновать выход его разящего детища не где-нибудь, а в ресторанчике на Большой Лубянке.

Фантастика события еще и в том, что ресторанчик сей, где толпой собрались бывшие диссиденты - любители смеха, находится в подвале клуба бывшего КГБ, на здании которого красуется мраморная доска с профилем «Железного Феликса», автора карательного ЧК. Именно здесь находился его кабинет. Так что по всем советским законам место это просто запрещено для острот и шуток по поводу власти.

Однако времена меняются, и неподходящий для этого места художник-пересмешник Сысоев стал героем праздничного вечера.

В 1979 году против него было возбуждено уголовное дело о распространении порнографии (по инициативе «органов», как написано в буклете). Четыре года художник находился в подполье, затем арест и два года лишения свободы. Не искушая более судьбу, Сысоев перебрался на Запад.

Обложку книги «Все хорошо, мама» украшает Элвис Пресли в знаменитой ленинской позе, которую запечатлели многие мастера советского искусства, - короткий пиджачок, накладные карманы, рука выброшена вперед.

Политическая карикатура всегда находилась в напряженных отношениях с советской властью, особенно с органами госбезопасности. Однако смельчаки были во все времена - слагали анекдоты, шаржи.

В период антисахаровской пропаганды, когда власти предержащие пытались заклеймить Андрея Дмитриевича Сахарова как еврея, неслучайно появился такой анекдот:

«Во время допроса следователь спрашивает академика:

- Как ваша настоящая фамилия?

- Сахаров.

- А точнее?

- Я вам говорю - Сахаров.

- А по нашим сведениям - Цуккерман».

Салтыков-Щедрин как великий сатирик высмеял привычку властей душить на всякий случай любое вольнодумство в романе «История одного города» - злейшей пародии на Россию. И его не посадили в кутузку. Более того - он оставался вице-губернатором Пензы.

В ресторанчике на Большой Лубянке, где собрались на презентацию книги Сысоева веселые пересмешники, вчерашние диссиденты, царила атмосфера сегодняшней российской вседозволенности. Интерьер зала вызывал и улыбку, и смех: двери в туалет загримированы под книжные полки, визитки со словами «резидент», «связной», «антисоветчик» раскиданы по столам, дактилоскопические отпечатки пальцев на посуде, шпионские связки ключей, вдавленные в цементный пол, кабинеты для доносчиков и информаторов, уголки Маты Хари, Джеймса Бонда и т.д.

Этот насмешливый антураж, по словам газеты «Парижский курьер», явно метит в одну мишень - в большого Майора П., под которым только ленивый не разгадает шуток по адресу президента РФ, как известно, бывшего разведчика.

Похоже, что в России можно смеяться над любой политической фигурой, включая и главу государства. И ресторан-тир (пылает так неоновая вывеска перед входом) стал тому веселым доказательством, безбоязненно «стреляя» по запретным мишеням.

Так что «все хорошо, мама», - смех делает нас свободными.

Маргарита ПАРХОМЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100