Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (565) от 8 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Мост в страну восходящего солнца

Марина ЗАВАДСКАЯ

С января 2004 года в 10 школах Владивостока над старшеклассниками начнут эксперимент: изучение предмета «История и культура Японии».

По этому поводу в конце декабря в ПИППКРО (Приморский краевой институт переподготовки и повышения квалификации работников образования) прошла презентация учебного пособия к этому курсу, поскольку именно ПИППКРО способствовал появлению учебника на свет.

Праздник начинался еще на лестнице, перед входом в актовый зал института: там была устроена выставка рисунков приморских школьников о Японии. В зале расположились стенды с работами фотохудожника Владимира Веревкина «Япония и японцы», марки из коллекции Ларисы Бабейко «Страна восходящего солнца», методические разработки приморских учителей по истории Японии.

Во время презентации произошел обмен любезностями на языках партнеров. Лариса Шалина спела несколько японских песен, причем некоторые - на японском языке, и очень мило поинтересовалась у присутствовавших в зале вице-консула г-на Томиоко Наоки и г-жи Мацубаро Миюки: «Вам понятно, что я пою?» Японцы, разумеется, сказали, что понимают ее японский язык. С огромным сочувствием присутствующие в зале сотрудники института, учителя и школьники выслушали речь японского вице-консула и тоже поняли его русский язык.

Чему же так радовались участники презентации? Тому, что это первое и даже единственное такое учебное пособие, что оно все-таки наконец вышло, что оно очень красивое и хорошо написано.

О региональном компоненте в образовании говорится уже давно, но как этот компонент обеспечить? «К сожалению, - говорит ректор ПИППКРО И.М. Логвинова, - существующие учебники истории, географии и другие как бы повернуты на запад. О наших ближайших соседях там, как правило, всего несколько строк». А в новом учебном пособии только о Японии - больше 80-ти страниц.

Учебник прошел долгий и трудный путь, прежде чем появился на презентации, а оттуда - прямиком в руки школьников. Первый вариант появился в 2001 году и попал к рецензенту Наталье Кузьменко.

«Я написала разгромную рецензию, - вспоминает Наталья Николаевна. - Мне хотелось сказать только хорошее, но я знала, что книгу возьмет в руки молодое поколение и будет спотыкаться о наукообразные термины».

Итак, работа была продолжена, и еще один вариант - промежуточный - был отдан самим японцам - чтоб в учебнике не было фактических ошибок. Полученные замечания тоже были учтены. И наконец встал вопрос о деньгах.

Денег на образование у нас в стране, как известно, не хватает. А в крае их попросту нет. Во всяком случае, на эксклюзивные учебники, написанные доступным для школьников языком и щедро иллюстрированные.

Пришлось обратиться снова в Японию, в Международный центр информации по просвещению. Председатель правления Центра принцесса Кая Митико выделила 6,5 тысяч долларов, которые были привезены из Японии просто в кармане. Ну что ж, как сообщает нам новый учебник, самоотверженность - одна из черт национального характера японцев.

Учебник получился красивый и необычный. Его первая часть «Япония и японцы» очень человечна, написана человеческим языком и для людей - не просто для «учащихся». В ней говорится не о квадратных километрах площади, высоте гор и объемах производства и тоннах, штуках, литрах и йенах, а о людях. Она читается влет.

Вторая и третья части более традиционны и фрагментарны: отрывки из документов и минимальные комментарии. Когда рецензент Наталья Кузьменко говорила, что к учебнику необходимо методическое пособие для учителей, она наверняка имела в виду именно эти части. В них, как и во всех учебниках истории, говорится о том, как паны дерутся, а не о том, как при этом у холопов чубы трещат. Человечности не хватает.

Не будь у учебника первой части - и мысли бы о человечности не возникло. Но первая часть есть, и она уже обязывает или хотя бы указывает иной путь. Вот, например, в учебнике есть «Интервью с сэнсэем» - Асаи Тецухико. Профессор, каратист, обладатель 10-го дана говорит, что хотел бы побывать в Японии периода феодальных войн: «Тогда были настоящие мастера боя и меча. Мне бы хотелось потягаться с ними, понять, что я могу делать». Смысл этого желания сэнсэя понятен тому, кто знает, почему в Японии вообще возникло каратэ («пустая рука» по-японски). У самураев было «право пробы меча», т.е. самурай мог зарубить без всякого предупреждения любого встретившегося на пути крестьянина - просто так, попробовать, остер ли меч. У крестьян же не было права на соответствующий ответ и вообще права на оружие. Вот они и придумали каратэ-до. Против меча они пустой рукой сражались, против острейшей катаны! И Асаи Тецухико хотелось бы проверить, что он умеет делать, не на чемпионате мира (он и так абсолютный чемпион), а в боевых условиях, где проигравший умирает!

Конечно, методическое пособие для учителей необходимо, чтобы сделать вторую и третью части такими же интересными, как первая.

А вот школьникам ничего утешительного сказать не могу. Хоть и читается учебник влет, но учить кое-что придется. Вот, например, вопрос № 13 к первой части: «В традиционном японском доме - раздвижные сёдзи; внутренняя планировка создается с помощью фусума; пол застелен татами; важной деталью интерьера является токонома; спят японцы на футонах; обогревают жилье хибати и котацу. Объясните значение этих слов».

Ну что, объясните?

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Учебное пособие «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ В ДОКУМЕНТАХ И ИЛЛЮСТРАЦИЯХ» охватывает период с древнейших времен до наших дней. Оно создано на основе федеральных учебников по истории, дополняет и иллюстрирует их.

Пособие состоит из трех частей. Часть 1 «Япония и японцы» рассказывает о традициях, праздниках, повседневной жизни японцев.

В части 2 «История и культура Японии» представлено большое количество исторических документов, хроники, своды законов, манифесты, договоры. Материал изложен в хронологическом порядке.

Часть 3 «Россия и Япония: движение навстречу друг другу» раскрывает историю взаимоотношений и перспективы сотрудничества российского и японского народов на берегах Тихого океана.

Учебное пособие «История и культура Японии в документах и иллюстрациях», предназначенное для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, будет способствовать расширению их кругозора, пробуждению интереса к Японии. Изучая представленные материалы, читатели смогут выработать собственную точку зрения, на многое посмотреть иначе.

Авторы-составители: В.В. Савостеев, доктор ист. наук, В.В. Кожевников, канд. ист. наук, Т.Н. Романченко, М.Н. Лентина.

Рецензенты: Центр международной информации по просвещению (Япония), Н.Н. Кузьменко, канд. ист. наук, З.Ф. Моргун, канд. ист. наук.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100