Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (560) от 4 декабря 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Мы все немножечко Сократы

Валерий КУЦЫЙ

Уверен, что всякое мудрое изречение проистекает из реальной действительности. И вот безусловное, хотя и не зарегистрированное историками, свидетельство тому.


Однажды Петр Великий узнал, что его любимец и ближайший сподвижник Александр Меньшиков в очередной раз принял взятку. Знаменитой дубинки у государя в ту минуту под рукой не оказалось, и он со словами «Я научу тебя, как воровать!» с такой силой двинул мздоимца по лбу, что у того из глаз посыпались искры. Очнувшись, Александр Данилович пустил слезу и проникновенно сказал: «Спасибо, мин херц! Ученье - свет, неученье - тьма». Присутствовавшие при сем событии разнесли афоризм по городам и весям. Постепенно авторство его было забыто, и он стал восприниматься как рожденный самим народом.

Надо заметить, почти исчезнувшая одно время тяга к образованности нынче переживает второе рождение. Проявляется это в различных формах. Например, обучающиеся на платной основе студенты нередко поглядывают на преподавателей свысока, полагая, что для выкладывающих денежки всякие там экзамены и зачеты - пустая формальность. А у мэров крупных городов скоро будет считаться дурным тоном не купить по сходной цене степень по крайней мере кандидата каких-нибудь наук. Знания при этом не играют ни малейшей роли, и большинство дипломированных и остепененных с полным правом могло бы повторять применительно к себе знаменитую фразу древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Но отвлечемся от национальных особенностей научного прогресса и обратимся к повседневной жизни. За последние годы она так усложнилась, что у рядового обывателя кругом идет голова. Каковы, например, наши права в жилищно-коммунальной сфере? Попробуйте сказать, что вы досконально знаете их, и широкая общественность сочтет вас отъявленным лжецом. Ибо эта сфера запутана почище, чем лабиринт Минотавра, из которого одному лишь Тесею с помощью нити Ариадны удалось выбраться живым и невредимым. Впрочем, кажется, появился свет в конце тоннеля. Бальзам на наши исстрадавшиеся души пролила «Российская газета». Цитирую:

«Похоже, глава строительного ведомства Николай Кошман все-таки выполнил свое обещание и предоставил людям инструмент, с помощью которого они смогут наконец-то отстоять свои права. Жильцы теперь станут платить за квартиру ровно столько, сколько на самом деле предоставляется услуг. Во всяком случае нам предоставлена возможность на основании правил и норм подсчитать, что и на какую сумму нас нагревает эксплуатирующая дом контора».

Что же такого замечательного сделал председатель Госстроя России Николай Кошман? Он сделал то, что, по его мнению, должно изменить подход к «Нормам и правилам содержания жилого дома». Читаем в «Российской газете»:

«Раньше Госстрой их высылал в коммунальные отделы местных администраций в виде служебных рекомендаций. Теперь же они впервые обретают статус обязательного исполнения. На их основе будут теперь перезаключаться с жильцами договоры найма».

Наивность москвичей просто-таки умиляет меня. Им не приходит в голову, что в далеком от них Владивостоке и старых-то договоров с жильцами не существует. Заключить их отцов города не заставил даже суд, о каком же «перезаключении» может идти речь? Говорить можно лишь о заключении (в хорошем смысле этого слова), но где та сила, которая вынудит наши жилищно-коммунальные органы выполнить предписания Госстроя? Особенно с учетом того, что в договорах должны быть отражены не только наши обязанности, но и права, способные повергнуть в шок любого коммунального начальника.

Беда лишь в том, что информацию об этих правах до нас почему-то не спешат доводить, и вряд ли можно надеяться, что в обозримом будущем вам охотно предоставит такую информацию ваше родное домоуправление. Поэтому, основываясь на публикации в правительственном издании, я постараюсь кратко рассказать вам нечто такое, что безусловно порадует измученные коммунальными передрягами сердца владивостокцев. Итак, читайте, люди города, и не говорите потом, что вы не читали.

Теперь, согласно новым правилам, если у вас засорились канализация или мусоропровод, уже не говоря о прорвавшихся трубах, бригада аварийной службы должна прибыть к вам немедленно. А если отказал сливной бачок или перестал завертываться до конца кран, то сантехнику надлежит в течение суток произвести необходимый ремонт.

Пусть бросит в меня камень тот из вас, уважаемые читатели, кто против этого замечательного правила. Дело только в деталях. Скажем, при той изношенности внутридомовых систем, которая наблюдается во Владивостоке, число аварийных бригад, срочно выезжающих по первому требованию, должно быть не меньше числа боевых кораблей на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. Что касается сантехников, торопящихся отремонтировать кран в течение суток, то эти специалисты скоро вообще станут не меньшей редкостью, чем слоны в приморской тайге. По крайней мере, в нашем ЖЭУ их, когда я диктую эти строки, нет ни одного. Все уволились из-за задержек зарплаты.

Но пойдем дальше. О том, что батареи должны создавать в квартире температуру не ниже 18 градусов, мы, в общем-то, слышали и раньше, хотя не всегда могли добиться. Ныне же - внимание! - поспешите приобрести градусник для измерения подаваемой в вашу квартиру горячей воды. Быть ниже 60 градусов ей запрещено.

Ах, у вас и холодная-то не всегда бывает, а что такое горячая, вы и вовсе забыли? Тогда поясняю: горячая вода - это такая прозрачная жидкость, с помощью которой можно помыть посуду, сообразить постирушку и учинить купание в ванной.

К тому же замечу, что отсутствие обеих вод - холодной и горячей - «Нормами и правилами...» вообще не предусмотрено. А того, что не предусмотрено, быть не может, потому что не может быть никогда. Не в пещерном же веке живем, космические корабли запускаем, в рыбный магазин заходим на ценники посмотреть.

Так, с водой мы, кажется, разобрались. Но это не всё, проявление заботы о нас превосходит все мыслимые пределы. Оказывается, ни один дом не может быть анонимным - на каждом должны быть номер и название улицы; мало того, домоуправление обязано позаботиться о нумерации подъездов и квартир. Не знаю, как у вас, а у меня просто-таки слезы на глаза наворачиваются от радости. Это же надо, каждая мелочь предусмотрена! Закончив диктовать, побегу в ЖЭУ требовать, чтобы всё было, как положено.

Мало того, во дворе на видном месте должен быть оборудован стенд, на котором указаны адреса и телефоны местных органов самоуправления, то есть районной и городской администраций, а также всех служб срочного вызова от милиции до аварийки. Вам нравится? Мне тоже.

И одновременно хочется спросить у руководящих товарищей из Госстроя: уважаемые, вы что там, в столице, совсем от жизни оторвались и летаете в эмпиреях? Тут подъезд лет десять не ремонтировали, на ступеньки лестницы, ведущей к нему, ставишь ногу с опаской, а вы с какими-то информационными стендами. Бесконечно прав был нехороший человек шеф гестапо Мюллер из «Семнадцати мгновений», когда говорил: «Наши начальники фантазеры, им можно фантазировать, у них нет конкретной работы».

Лично я сомневаюсь, что упомянутые выше стенды в обозримом будущем появятся даже во дворах домов, где проживают градоначальник Юрий Копылов и его заместители. Буду рад ошибиться и в этом случае готов съесть собственную шляпу.

Ладно, Бог с ними, с этими коммунальными излишествами. Куда существеннее наши другие великолепные права, скажем, право не тонуть в грязи и мусоре. Оно тоже не забыто и регламентируется весьма подробно. Например, уборка в подъездах должна производиться не никогда и даже не раз в месяц, а не реже, чем раз в пять дней. Это приятно, это греет. А как вам нравится, что после снегопада дворник обязан очистить двор от сугробов в течение трех часов? Или что мусор следует вывозить не по мере накопления, а ежедневно? С ума сойти! И уж совсем правило из какой-то другой жизни - мусорные контейнеры должны периодически подвергаться дезинфекции.

В излагаемых «Правилах...» много еще хорошего и разного. Люди моего поколения не станут, пожалуй, удивляться этим благим намерениям. Мы на своем веку слышали их немало. Нам обещали, что будет выполнена продовольственная программа и настанет полное изобилие, что к 1980-му году будет в основном построен коммунизм, а к 2000-му каждая семья получит отдельную квартиру или дом. Госстрой в своих «Нормах и правилах» обещает гораздо меньше, поэтому меньше будет и разочарований.

Кстати, известно ли вам, что еще в мае в жилищное законодательство внесены изменения, там содержится полный перечень коммунальных услуг, которые мы обязаны оплачивать, и капитального ремонта - слушайте, слушайте! - в этом перечне нет.

Мне сказали, что в Находке мэр уже издал соответствующее постановление, и графа, вызывающая всеобщее возмущение, исчезла из платежных квитанций, а владивостокцы всё продолжают разводить руками: ну что это за мифический капитальный ремонт, оплачиваемый вполне реальными деньгами, которые уходят неизвестно куда?

Думая, как подвести итог высказанным соображениям, я вспомнил Маяковского: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Применительно к нашему случаю можно сказать, что все мы немножко Сократы.

Правда, есть тут одно тонкое различие: древнегреческий мыслитель заявил о своем невежестве потому, что отчаялся познать все тайны мироздания в их совокупности; мы же порой не знаем самого элементарного, самого необходимого для того, чтобы жить хотя бы чуть-чуть по-человечески. Это на руку занимающим государственные и муниципальные посты чинодралам, сановным ворюгам, хамам и бездельникам.

Когда мы не знаем своих прав и способов защиты их, нас легче дурить, томить в очередях у дверей кабинетов и гонять по кругу. И вот сегодня, слушая по радио и телевидению выступления кандидатов в депутаты Государственной думы, я частенько недоумеваю: ну почему многие из них треплются, словно вывешенные для просушки кальсоны на ветру, обещают организовать персональный рай для каждого отдельно взятого избирателя и всех нас вместе, но никому не приходит в голову пообещать самое простое - добиться принятия такого закона, по которому утаивание от людей важной для них информации каралось бы так же, как хищение чужой собственности в особо крупных размерах? А то тычемся, словно слепые котята, носом во все углы, пытаясь решить какую-то свою проблему, и не знаем, что она давно уже решена, по крайней мере, на бумаге.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.
В.К.

Рисунок от читательницы Розы ГРОМОВОЙ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100