Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (537) от 26 июня 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Разговор чекистов с учеными через тюремную решетку должен быть прекращен!

Анна Селезнева

1 июля возобновляются судебные слушания по делу профессора Владимира Щурова, заведующего лабораторией акустических шумов океана Тихоокеанского Института океанологии ДВО РАН. Он обвиняется в разглашении государственной тайны (ст. 283 УК РФ).

Дело профессора Щурова - последнее в Приморье, возбужденное ФСБ, после громких дел «шпиона» Григория Пасько, профессора Владимира Сойфера, директора Института Океанологии Виктора Акуличева, ученого Юрия Хворостова.

Начало

Четыре года назад приморские таможенники задержали акустическую аппаратуру, подготовленную профессором Щуровым к отправке в Китай для совместных исследований русских и китайских ученых на основании подписанных соглашений. Однако ФСБ возбудило против В. Щурова и Ю. Хворостова уголовное дело. Им инкриминировали 3 статьи - контрабанда, экспорт технологий и научно-технической информации, используемой при создании военной техники, разглашение государственной тайны. В лаборатории был проведен обыск и изъяты научные материалы.

Однако и сам Владимир Щуров, и его защита, и ученые - от местных до Российской академии наук - в один голос утверждают, что никаких государственных тайн нет, что все формулы и расчеты для создания аппаратуры опубликованы задолго до его участия в работе, многие положения даже вошли в учебники.

Процесс длится уже четыре года - с 31 августа 1999 г.

Какие события в процессе произошли за это время?

Прокуратура Приморского края сняла обвинения с ученого Юрия Хворостова. Сняты уже две из трех статей обвинения, теперь Владимира Щурова обвиняют лишь в разглашении государственной тайны.

Поскольку процесс Щурова, инициированный ФСБ, не единственный, в котором обвиняемые - ученые, то осенью в Москве создан Общественный комитет в защиту ученых. Ученые Академии Наук РФ провели независимую экспертизу материалов по делу В. Щурова, доказав, что материалы дела не содержат государственной тайны.

Представитель Комитета защиты учёных Эрнст Черный, руководитель коалиции «Экология и права человека», и Фонд защиты гласности провели в Институте развития прессы пресс-конференцию. В ней приняли участие профессор Владимир Щуров, его адвокат Александр Беркович, профессор Владимир Сойфер.

Экспертизы

Ведомственная экспертиза, естественно, подтверждает, что в материалах профессора есть государственная тайна.

Экспертное заключение Российской академии наук, подписанное уважаемыми и известными российскими учеными - академиками и член-коррами АН, утверждает, что материалы Щурова не содержат гостайны, все материалы взяты из открытых источников, поэтому оснований для обвинения ученого в разглашении гостайны нет.

Однако материалы и экспертные заключения Академии наук России суд отказывается - без мотивированных объяснений - даже приобщить к делу.

В январе 2003г. суд назначил повторную экспертизу - ее результатов до сих пор нет. (Уточнение автора: результаты ведомственной экспертизы, по свидетельству Э.Черного, поступили уже после пресс-конференции. По первому вопросу суда ведомственные эксперты секретных данных не обнаружили, по второму - находят. Но в таких случаях всегда встает вопрос об уровне квалификации ведомственных специалистов в данной области. Был, например, случай, когда экспертизу делал технолог местного завода).

Обращение к прокурору Приморья

Российский Общественный комитет защиты ученых обратился к прокурору края В. Василенко с письмом, в котором просит приобщить к делу материалы экспертной комиссии президиума АН РФ, а прокуратуру - отказаться от поддержки обвинений ученого, прекратить его судебное преследование.

«Мы со всей ответственностью говорим, что инициированные обвинением ведомственные экспертизы не имеют юридической силы, так как эксперты и экспертные учреждения не имели соответствующего статуса. ... между тем именно РАН в соответствии с нормативными актами РФ является высшим авторитетом в вопросах науки и ведущим учреждением в стране... Само возбуждение управлением Федеральной службы безопасности по Приморскому краю уголовного дела против В. Щурова представляется актом сознательного введения в заблуждение общества и государства... независимая прокуратура должна решительно отказаться от поддержания юридически бездоказательных обвинений ученого и прекратить его судебное преследование...».

Прокурор дал резолюцию: просмотреть дело на предмет его целесообразности.

Пресс-конференция

Владимир Щуров, профессор, крупнейший специалист в области акустики: За эти годы не просто остановлена работа единственной лаборатории, но она фактически уничтожена, а вместе с ней - целое направление науки в акустике, которое она представляла. Я не занимаюсь производством техники, а научные формулы опубликованы в ведущих журналах ещё в 1988 году!

Владимир Сойфер, профессор, сотрудник ТОИ и Курчатовского института: Моё дело, начатое Приморским управлением ФСБ, в конце концов, было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Но до сих пор существует, по сути, запрет на профессию - меня даже снимают с научных судов, которые направляются на обнаружение в морях остаточного ядерного топлива.

Александр Беркович, адвокат В. Щурова: Преступления нет, но суд не внял доводам защиты. Дело должно быть прекращено, за 5 лет снимается любая секретность. Ход процесса сказался отрицательно и на лаборатории и на её руководителе, это моральная и физическая травма для учёного, который тяжело болел.

Эрнст Чёрный, Общественный комитет защиты ученых: После освобождения Григория Пасько и Владимира Моисеева остались судебные дела, возбужденные ФСБ, только против ученых. Что защищают спецслужбы и почему преследуют ученых?

Такие громкие, привлекающие внимание общества дела, и нынешние: - Сутягин, Данилов, Щуров, Бабкин, и прошлые - Никитин, Пасько, Сойфер, Моисеев, - создаются намеренно и искусственно, они помогают ФСБ подняться за их счет, получить награды, звания, доказывают их необходимость обществу. Но ученые достаточно дружно говорят, что такие дела инициируются намеренно, помогая некоторым научным направлениям выжить одним за счет других или прикрыть торговлю действительно важными секретами государства на гораздо более высоком уровне. А научные проблемы в суде решить невозможно - только в научном сообществе, где существуют разные научные школы.

Ситуация, сложившаяся вокруг ряда ученых, требует особого разговора и пристального внимания общества. И Президент Российской Федерации В.В. Путин считает, что с «маниакальной шпиономанией» и глобальной секретностью необходимо покончить. Разговор чекистов с учеными через тюремную решётку должен быть прекращён!

Анна СЕЛЕЗНЁВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100