Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (1005) от 19 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Диалог современного театра со зрителем

Ольга КОРОТКОВА

Не так давно театр ТОФ находился в проблемной ситуации — вопрос о реорганизации театра был поставлен ребром. Сейчас этот этап близится к своему завершению. И несмотря на это, жизнь в театре кипит: привычная для актеров работа продолжается в своем ритме: как всегда днем репетиции, вечером – спектакли. Более того, прошедший сезон оказался удачным и продуктивным. Сейчас театр готовится к премьере. Об этом я беседую с главным режиссером театра ТОФ Станиславом МАЛЬЦЕВЫМ.

– Какой этап, по вашему мнению, переживает в настоящее время современный театр? Какие положительные и отрицательные тенденции наметились?

Главный режиссер театра Станислав Мальцев:

– Театр во все времена переживал своего рода кризис. Но он бессмертен, потому что это тот самый вид искусства, который существует именно сейчас – в это мгновение, когда актер играет на сцене. И эта неуловимая связь актера и зрителя делает театр особым видом искусства, потребность в котором есть всегда. Естественно, нынешний ритм жизни, особенности коммуникаций наложили свой отпечаток. Театр сегодня изменяется. Это проявляется в его динамике, внешних эффектах. Но есть спектакли, которые направлены на то, чтобы привлечь внимание зрителя, который невольно задумывается, осознает, опускаясь в глубину поставленной пьесы. Например, во Владивостокском Театре молодежи поставили спектакль «Берег утопий». Он длится девять часов. И всё это время нужно удержать внимание зрителя. Вообще, всё зависит от позиций и ориентиров театра. Если театр избирает направление, чтобы развлекать своего зрителя – это одно. Совершенно другое, если театр ориентирован на глубокие эмоциональные постановки, которые могли бы увлечь зрителя, повлиять на его мировоззрение. И я скажу, что это более сложная задача, чем сделать шоу. При наличии средств сделать шоу – не такая большая проблема. Ведь играть на каких-то вещах, которые могли бы зацепить человека, проще. Но главное – не в этом. Самое важное – увлечь зрителя.

– Если театр – это своего рода зеркало жизни, то какой герой необходим современному театру?

– Конечно, самое главное в театре – это выбор пьесы. То есть литература – основа театра. Мы ждем своего современного Чехова, Островского. Современный театр сейчас находится в эпохе форс-модернизма, который проецирует произведения, нового героя или антигероя поколенческой литературы, которая давно нашла себя в театре. В настоящее время в репертуарах большинства театров присутствует 70-80% классики. Хорошей современной драматургии мало. И может быть, отчасти оттого, что нет для этого соответствующей поддержки. Ведь выбор современной пьесы – это поиск, риск, вероятность потерпеть фиаско. Но с другой стороны – театр не пройдет мимо талантливого драматурга, появившегося на литературной арене. Сегодня все режиссеры заняты поиском пьесы для театра, которая окажется выигрышной, интересной зрителю и актуальной в рамках настоящей действительности. К сожалению, не родился современный Чехов, Островский или Вампилов.

Что касается нашего театра, то в ближайшем будущем предвидится премьера спектакля «Не покидай меня, весна!» Спектакль поставлен по пьесе Анны Батуриной «Фронтовичка». Действие происходит в послевоенной России. И сам спектакль посвящен женской судьбе. Мы выбрали эту пьесу, потому что она глубокая. Ее персонажи – тоже интересные, колоритные. Пьеса требует большой работы, нужно проникнуться судьбами женщин послевоенного времени, пережить, почувствовать на себе. По сути, сыграть то, что пережили когда-то наши бабушки. Я считаю, что эта пьеса очень динамично и вполне могла бы превратиться в сценарий.

– В чём состоит диалог современного театра с зрителем, по вашему мнению?

– Современные театры на самом деле в настоящее время на распутье. Всё потому, что нам с экранов телевизора предлагают ширпотреб – суррогатное подобие искусства. И эти шоу и всякого рода передачи, показывающие абсолютное безвкусие, сегодня на экранах телевизоров. И зритель наш, он всё чаще всеядный. Он съедает всё, что ему подают, потому что это не нужно пережевывать. И когда речь идет о серьезных постановках, он не способен проникнуть в глубины глубин. Весь этот суррогат приносит только вред. Поэтому, конечно, нужно избирательно относится к тому, что нам предлагают на экранах телевизоров.

Но я не сетую на время и зрителя. Я считаю, что и это время благодатное, и в это время можно прекрасно творить. Задача театра – увлекать. И мы как будто в этом сражении. Если нам удалось увлечь зрителя, мы выиграли сражение. Естественно, увлечь можно только в то, во что ты веришь сам. И мы стремимся к этому.

– Как прошла реорганизация? Что-то изменилось в связи с ней? Каковы ваши планы на будущее?

– Прошедшая реорганизация театра затормозила, конечно, некоторые планы. Но мы работаем, как и прежде. Реорганизация прошла успешно. Главное, чтобы были средства для того, чтобы реализовать все наши проекты. А так мы работаем, как и прежде. Сейчас предвидится премьера. Планируем поставить детскую сказку «Молодильные яблоки». Ее будет ставить Роман Легкодухов – режиссер театра кукол. В спектакль включены мелодии нашего композитора Владимира Ивановича Синенко. Не так давно он получил звание народного артиста России. Его песни поют за рубежом и в России.

Ольга КОРОТКОВА


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100