Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (1002) от 29 мая 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

«Борис годунов» нашего времени

Рустэм АДАГАМОВ, фото автора.

В Мариинском театре большая премьера – «Борис Годунов» в постановке Грэма Вика, знаменитого британского режиссера, который уже работал с Мариинкой – он ставил здесь оперу Яначека «Средство Макропулоса». Грэм Вик говорит, что «Борис Годунов» – его любимая русская опера и что ему особенно важно, что он ставит в Мариинском театре именно первую редакцию, которая когда-то была отвергнута капельмейстерами театра.

Грэм Вик о смыслах оперы:

«В XVI веке всероссийский самодержец Иван Грозный просит руки королевы Англии Елизаветы I. Вскоре после этого Холиншед публикует свои исторические хроники, в которых Шекспир обнаружит историю одного из шотландских королей – Макбета. Спустя 300 лет Карамзин напишет «Историю государства Российского», из которой Пушкин позаимствует идеальный сюжет для своей драмы в шекспировском духе – «Борис Годунов». И снова далекая история будет переосмыслена как универсальная драма.

Экзистенциальные поиски XIX века разродились трясиной нигилистских произведений, изображающих цикл человеческой жизни, как изначально обреченный на провал. От вагнеровского «Кольца» до ошеломляющего сочинения Мусоргского – «Бориса», человек, движимый сложнейшими стремлениями и притязаниями, одержимый потребностью в бессмертии и столько всего создавший, приходит к отрицанию, разочарованию и опустошению.

Пимен пытается обес-смертить себя не в ученике Отрепьеве, а в своем «детище» – своей «Летописи»; Борис ищет бессмертие в своем сыне, которому завещает трон, принесший ему самому лишь страх и отчаяние. Ради кого? Ради Федора или ради себя? Церковь пытается увековечить себя через союз с Борисом – не является ли разоблачение Отрепьева и своевременная панихида по Димитрию всего-навсего политическим маневром с целью упрочения земной власти?

Великие писатели и композиторы берут за основу былые истории, однако видеть прошлое и провидеть будущее они могут только сквозь приз-му собственного опыта. Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевает поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далеких времен».


Рустэм АДАГАМОВ, фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100