Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (1000) от 15 мая 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Эпидемия» лейкоза или приработок ветврачей?

Наталья ФОНИНА

РЕЗАТЬ – И ВСЁ!
Вот уже который год Софья Николаевна Даценко судится с ветеринарной службой, сотрудники которой заставляют ее убить буренок. Объясняют свое требование тем, что коровы больны лейкозом. Хозяйка отправила кровь животных на обследование в Новокузнецкую лабораторию.

И экспертиза показала, что никакого лейкоза у буренок нет. Однако суд отказывается принимать результаты экспертизы. И всё по причине того, что экспертизу проводил брат Софьи Николаевны по доверенности ответчицы. Между тем буренки живы-здоровы – никаких признаков лейкоза. И удои от коров хорошие.

Софья Николаевна рассказывала, как в их село и соседние деревни приезжали скупщики мяса.

Одинокая бабушка узнает в ветеринарии, что коровы больны лейкозом, приезжает домой, а там ее уже ждут скупщики… И напрашивается вопрос: это «эпидемия» лейкоза среди коров или так «подрабатывают» ветврачи?


В разрешении на проведение независимой экспертизы всё время отказывали

– Чтобы проверить кровь коров моя доверительница решила провести анализ в другой лаборатории, где ее никто не знает, – объясняет адвокат Софьи Николаевна Даценко. – Сначала она доверяла Уссурийской лаборатории. И даже сдала анализ одной из коров. И он показал, что лейкоза у приговоренной к смерти коровы нет. Но потом из-за того что, как считает Софья Николаевна, на работников Уссурийской лаборатории было оказано какое-то давление, она перестала доверять им. И решила сделать анализ крови в Новокузнецкой лаборатории.

Поскольку у нее нет прописки в том далеком регионе и проживает она в Приморском крае, то оформила доверенность. По ней кровь сдавал Мазыкин. И экспертиза показала, что никакого лейкоза нет. Вы же не назначаете в судебном порядке. Приходится прибегать к независимой экспертизе.

Так давайте выясним, больны всё-таки коровы или нет. Назначим экспертизу в рамках суда. Она будет соответствовать всем предусмотренным нормам и разобьет всякие сомнения…

Адвокат просила отменить решение суда первой инстанции, а потом назначить экспертизу в рамках судебного процесса.

Но судья З.П. Гавренкова будто не слышала этих доводов.

– В 2009 году я очень просила провести независимую экспертизу. – продолжила Софья Николаевна. – Но об этом даже слышать не хотели. Каждый день ко мне на дом приносили предписание с требованием зарезать коров.

Сейчас, когда я хочу провести независимое исследование, мне не дают сопроводительное. И приходится проводить экспертизу через другого человека.


Мытарства по ветеринарным лабораториям

Представителей ветеринарной службы не устроило сопроводительное удостоверение, которое выдали в Сосновоборском районе для обследования крови в Новокузнецкой лаборатории.

На это адвокат Софьи Николаевна возразила:

– Все ваши претензии в очередной раз доказывают, что нельзя проводить экспертизу без определения суда. Тогда все необходимые нормы, в том числе, и предупреждение об ответственности тех, кто будет проводить обследование, будут соблюдены. Но почему-то суд не назначает подобной экспертизы.

Я прочитала много литературы на эту тему. И пришла к выводу, что даже результаты гематологических исследований не могут доказать, что корова больна лейкозом. И поэтому животных, у которых есть подозрения на лейкоз, изолируют и ведут за ними наблюдение, уточняют правильность поставленного диагноза.

А тут такая спешка – зарезать коров и всё… В специальной литературе пишется, что данные показания могут свидетельствовать о другом заболевании. Потому с вынесением диагноза нужно быть предельно внимательными.

Мы просили однажды в суде уточнить цифры, согласно которым диагностируют лейкоз. Но ничего этого в судебном процессе не установили.

Более того, в той же литературе написано, что должен проводиться осмотр животных. Но никакого осмотра перед забором крови и после не проводили. Просто решили, пришли и сделали.

Все результаты обследований должны быть отмечены в соответствующих документах. Софья Николаевна была вынуждена обращаться в другие лаборатории, проводить независимые исследования. И каждый раз получала отрицательные результаты: никакого лейкоза нет.

Пришлось даже прибегнуть к помощи ветеринара, независимого от местной ветеринарной службы, к Ныхриковой. Она имеет высшее ветеринарное образование и каждый раз осматривала буренок. Ныхрикова даже составила акт о состоянии здоровья животных. Животные чувствуют себя хорошо, дают много молока и приплод.

Свое заключение Ныхрикова выносила согласно осмотру и результатам анализов, которые Софья Николаевна проводила наперекор всему, в том числе и ветеринарной службе. Они-то ей сопроводительное не давали. И в итоге – никаких признаков лейкоза.

Я прошу суд отменить решение суда и назначить экспертизу в рамках судебного разбирательства, чтобы ни у кого к ней не было претензий. И тогда никто не будет сомневаться и говорить, что данное заключение не имеет юридической силы, потому что специалисты не были предупреждены об уголовной ответственности.

И еще – никто не будет сомневаться, имеет ли доказательное значение проведенная экспертиза. Специалисты ветеринарной службы должны были давно согласится с этим. И тогда не было бы этих пустых споров об одном и том же в судебном процессе.

Но судья стояла на своем. она предложила не отменять решение суда, а провести независимую экспертизу, но в городе Уссурийске. Но какой смысл проводить экспертизу, если не отменено решение суда о том, чтобы забить коров?


Как обходятся с непокорными?

Перечитав массу литературы о лейкозе, частные владельцы коров не замечали у своих кормилиц ни одного признака заболевания. Коровы всё так же дают по 20-30 литров молока в сутки, набирают вес, телята рождаются вовремя и здоровыми.

Но как какое-то наваждение, следом за плановой проверкой тут же по селам ездят скупщики дешевого мяса. А попробуй не забить якобы больную буренку вовремя. Тут же начинается настоящая травля.

Отказ забить животное строго карается штрафами, и сельские жители верят людям в синих халатах. У них просто нет другого выхода.

Но ведь существует определенная методика осмотра животных и забора анализов у больных животных. Почему местные ветеринарные службы их не придерживаются?

И почему Владивостокская ветеринарная служба отказывала Софье Николаевне в сопроводительном удостоверении, чтобы она могла провести независимую эскпертизу?


Как действовать владельцу животного?

Судя по статистике, проблема заболевания коров лейкозом может коснуться каждого второго владельца коровы. Как действовать?

Если ветеринарная служба на селе при плановых исследованиях крови ставит диагноз – «лейкоз» и советует (или настаивает) на сдаче коровы на мясо, требуйте повторных исследований крови через 30-45 дней для исключения диагностической ошибки («Інструкція по профілактиці та оздоровленню великої рогатої худоби від лейкозу», № 15-15/220 от 28.09.92). Если корова стельная – через два месяца после отела животного.

Подключите к своей проблеме ветеринарного врача, который обслуживает ваше поголовье. Он поможет взять кровь, получить сыворотку и правильно составить сопроводительный лист в районную ветеринарную лабораторию на повторную экспертизу. Внеплановое исследование крови является недорогой платной услугой.

Киевская областная ветеринарная лаборатория в пос. Вишневое (тел.: 8(298) 5-19-43 и 5-06-80) и центральная лаборатория ветеринарной медицины (г. Киев, тел.: 8-044-244-82-02) помимо РИД-диагностики лейкоза, имеют оборудования для иммуноферментного анализа (ИФА). Исследование методом ИФА, в отличие от РИД, дадут окончательный приговор или опровергнут наличие антител к ВЛВРХ в сыворотке крови. Эти исследования также платные и требуют предварительной договоренности. Направление на исследование в областную или центральную ветеринарную лабораторию помогут составить в районной ветеринарной лечебнице. Но надо отметить, что добросовестно проведенная РИД-диагностика ошибается редко.

Если владелец животного адекватно принимает диагноз лейкоза, требуется ему пояснить, что это заболевание неизлечимое и самое время думать об изоляции и замене инфицированной коровы. Следующим шагом будет составление плана мероприятий для снижение последствий заражения животного ВЛКРС.

Слабым утешением владельцу коровы может служить лишь тот факт, что в этой беде он не одинок. По крайней мере, половина рогатого парнокопытного стада Украины (и других стран СНГ) могут быть инфицирована этим злосчастным вирусом.

Последствия ВЛКРС имеют два главных последствия: немедленная сдача на мясо или отсроченная выбраковка.

Немедленная сдача целесообразна, если владелец не хочет дополнительных хлопот с изоляцией коровы. Ее продуктивность хозяина давно не устраивает и нет смысла получать от коровы приплод. По аналогии со СПИДом,

излечения от лейкоза не происходит. Животные остаются пожизненно вирусоносителями лейкоза, из которых каждое десятое погибает в течение нескольких лет в результате обострения заболевания. Если корова не стельная, недавно покрыта и не отличается высокими удоями – ее лучше сразу сдать на мясо. Помещение следует очистить, продезинфицировать (можно через опрыскиватель) и побелить. При покупке новой коровы требуйте справку о состоянии ее здоровья, а еще лучше – проведите внеплановую диагностику отсутствия лейкозной инфекции по РИД.

Отсроченная выбраковка. Зараженная ВЛКРС корова обречена. К тому же она на второй половине стельности. У коровы хорошая родословная и высокие удои. Такие вводные предполагают, что самое время подумать о ее замене на здоровый приплод женского пола. Ради этого от владельца потребуются некоторые жертвы и хлопоты.

Животное отныне будет существовать изолировано в хлеву или выпасаться на привязи. На нее постоянно будут коситься представители ветеринарной службы, сельского совета и односельчане. И они правы, так как животное будет оставаться источником вирусной инфекции. Задача владельца – «дотянуть» корову до получения от нее здоровой телочки и взять от коровы максимум молочной продукции. Это и следует пояснять.

Главная защита владельца прореагировавшей на РИД коровы от необоснованных нападок в том, что, в отличие от СПИДа, вирус лейкоза коров абсолютно безопасен для человека. За всю историю от обнаружения ВЛКРС (1903 г.) и по сегодняшний день не зафиксировано ни одного (!) случая, чтобы инфекция как-то проявила себя в отношении человека. Проведенные многочисленные исследования лейкоза во многих странах мира не выявили зависимости между заболеваемостью животных и людей.

К нашему счастью, сведения о «людоедстве» ВЛКРС, как говорят в Одессе, сильно преувеличены. Никто из скотоводов мира (включая автора этих строк) за минувшее столетие не только не заболел коровьим лейкозом, но даже не чихнул вследствие постоянного контакта с вирусом. Возможность человека «подхватить» ВЛКРС так же невероятна, как заразить корову вирусом человеческого СПИДа. Эта вялотекущая инфекции не требует радикальных мер по ликвидации инфицированных животных и существующая инструкция по борьбе с лейкозом к этому не обязывает.

Но и долго жить под одной крышей с инфицированной коровой резона нет. На этих постулатах следует строить отношения и объясняться с заинтересованными лицами.


Задача № 1 – получить здоровую телочку

Внутриутробное заражение приплода от инфицированной ВЛКРС коровы-матери почти невозможно, и его вероятность составляет, по статистике, несколько процентов. Главный фактор риска заражения – выпойка новорожденной телочке необеззараженного молозива и молока, в которые попадают лимфоциты из кровяного русла. Это главный источник заражения молодняка по вертикали.

Не верьте инструкции. В пункте 4.4.6. говорится: «Телят до 7-денного віку випоюють материнським молозивом, а надалі – пастеризованим молоком». Нельзя выпаивать телят необеззараженным молозивом и молоком в любом возрасте!

Поэтому главное правило для получения здорового приплода – предупредить колостральное (через выпойку) заражение ВЛКРС. Молозиво и молоко от зараженной коровы обязательно пастеризовать или брать у владельцев РИД-отрицательных коров. Есть еще один простой прием: молозиво и молоко от здоровых коров можно намораживать в запас в пластиковых бутылках, которые по необходимости размораживают и разогревают перед дачей теленку.


Молоко

С реализацией молока от РИД-инфицированных коров проблемы улаживаются в каждом регионе по-своему. Часто зависят от квалификации и служебного рвения ветеринарных специалистов. Перестраховщики есть везде и на них иногда действует только суд. Инструкция требует обязательной пастеризации, сепарирования и тепловой обработки молока.


Запрещений к реализации в таком виде – нет.

Простая пастеризация молока (полчаса при 60оС или 45 сек. при 70оС) убивает вирус лейкоза, а заодно и возбудителей брюшного тифа, паратифа, туберкулеза и др. Поэтому молоко с рынка лучше употреблять в пищу в виде топленого или пастеризованного продукта.

Еще ВЛКРС не любит прямой солнечный свет и УФ-излучение (гибель за 4 часа и 30 мин соотв.). Даже невероятное разбавление спирта до 2% убивает вирус за 4 часа.

Из этого следует, что свет и слабая концентрация спирта избавляет квашенную продукцию (простокваша, ряженка) от вируса. Молочную посуду можно обеззараживать горячей водой.

А вот в жидком азоте (внимание техникам искусственного осеменения) лимфоциты с провирусной ДНК сохраняют патогенность в течение нескольких лет. Еще для данной разновидности ретровирусов характерна низкая заразительность и высокая резистентность макроорганизма по отношению к вирусу, о чем собственно мы и писали. Он вроде бы и не агрессивен, но очень коварен, если его запустить и не заниматься его зачисткой.

В этом отношении о ВЛКРС можно сказать: мой ласковый и нежный зверь.

В.В. МАДИСОН, кандидат биологических наук, г. Переяслав-Хмельницкий Киевской обл.
Журнал «Farmer», 2009 г., листопад, С. 82-83.
Адрес автора: [email protected]


От редакции «АВ»

Так почему представитель ГВБУ «Приморская ветеринарная служба» А.О. Уманец давала суду недостоверные данные и консультации?

Что это? Её непрофессионализм или участие в коррупционной схеме изъятия крупного рогатого скота у населения?


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100