Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (1000) от 15 мая 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Свалково

Вероника Малинина, фото автора.

Суд потребовал от администрации городского поселения ликвидировать, расположенные на землях Хорольского района свалки бытовых и промышленных отходов.

В течение полувека предприятие, которое теперь называется ООО «Ярославская горно-рудная компания» (ЯГРК) вело разработки полезных ископаемых, копая карьеры и насыпая отвалы вокруг поселка Ярославский и с. Вознесенка. В результате около 50 лет назад в одном из карьеров при «благословении» существующих на тот момент районных властей образовалась свалка бытовых отходов, а на одном из отвалов и трех хвостохранилищах (дамбы для жидких отходов) – промышленных.

В прошлом году ЯГРК отказалась от части ранее арендованных земель, а администрация Хорольского района, в нарушение Земельного кодекса и закона об охране окружающей среды, приняла эти территории обратно, без требований о рекультивации карьеров, отвалов и без очистки земель от отходов производства и жизнедеятельности граждан.

Нужно отметить, что на территории Хорольского района не существует обустроенного полигона для промышленных и бытовых отходов – это обязанность районных властей.

Администрация Ярославского городского поселения законодательно наделена полномочиями по организации сбора и вывоза только бытовых отходов, а не по содержанию земель района, государства, промышленности и распоряжению промышленными отходами. Это значит, что в администрации поселения нет транспорта, людей, а в казне нет статьи (а значит, средств) на финансирование очистки территорий ненаселенных пунктов от отходов. Но как видно из решений прокуратуры района и судебных инстанций, для них такие обстоятельства значения не имеют.

Так как земля в поселке не принадлежит поселению, а находится в ведении района (как и природоохранные мероприятия, к одному из которых относится очистка местности от мусора), то администрация поселения не имеет прав на запрет компаниям ЖКХ и просто гражданам, предприятиям вывозить мусор на традиционно сформированные свалки.

Районные власти попытались разово провести такие мероприятия и, проведя рейд совместно с полицией, поймали несколько лиц, выгружавших в этих местах мусор. Но затем это дело благополучно бросили. Потому что из-за отсутствия на территории района официального места для сбора мусора, граждане стали заваливать отходами чистые территории вокруг поселка, а предприятия ЖКХ около недели вообще не вывозили мусор из населенного пункта. Но и эти обстоятельства не были учтены судом с мотивацией заботы о простых людях, а прокурором – об охране интересов неопределенного круга лиц.

Главой поселения и жителем поселка Ярославский, одним из лиц этого неопределенного круга, озвучивается резонный вопрос: «А почему прокурор и суд определяют, что важнее для для него и других неопределенных жителей поселения: свалки предприятия промышленности и жизнедеятельности людей, расположенные более километра от населенного пункта или разбитые дороги, текущие крыши, вонючие подвалы в самом поселке?»

Бюджетный кодекс, закон о самоуправлении, Европейская хартия о местном самоуправлении говорят, о том, что бюджеты утверждаются местными депутатами. И только они в интереса жителей поселений определяют, куда и в каком размере должны тратиться бюджетные средства на вопросы местного значения. Таких вопросов, т.е. обязанностей, у поселений 36. И в полном обьеме, большинство из них деньгами не обеспечено.

Но суд и прокурор за депутатов решают, что бюджеты Ярославского городского поселения, лет так этак за 5-7 нужно потратить за год на очистку карьера, отвала и хвостохранилищ. И это не фантастика, а забота о неопределенных лицах и чьих-то определенных интересах.

Еще в 2008 году в поселении обьявлен и не отменен местный режим ЧС о непригодном состоянии большинства многоквартирных жилых домов поселка (около 50), но прокурор и суд решили, что средства налогоплательщиков поселка должны тратиться не на вопросы местного значения, а на интересы неопределенного круга лиц с определенными компаниями и администрацией района.

Прокурор Хорольского района обратился в суд с заявлением, по мнению которого администрация поселка своим бездействием нарушает права жителей Ярославского на благоприятную окружающую среду и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Суд обязал в 12-месячный срок очистить территорию от отходов производства.

– Бюджет поселка всего около шестнадцати с половиной миллионов, и не факт, что эти деньги поступят на счет, – говорит глава администрации поселка Ярославский Александр Чудайкин. На рекультивацию необходимо 50 миллионов. Выходит, я должен не делать крыши, не ремонтировать дороги, а бросить бюджеты нескольких лет, набрать кредитов и кинуться на уборку свалки?

Решение суда, которое администрация посёлка обжаловала на местном уровне и не раз, осталось в силе.

– Бюджет поселка всего около шестнадцати с половиной миллионов, и не факт, что эти деньги поступят на счет. – говорит глава администрации поселка Ярославский Александр Чудайкин. На рекультивацию необходимо 50 миллионов. Выходит, я должен не делать крыши, не ремонтировать дороги, а бросить бюджеты нескольких лет, набрать кредитов и кинуться на уборку свалки?

Суды Приморского края не определил ни площадь, ни объём. По словам очевидцев, карьер, где добывали олово, заполнен на четверть, отвал засыпан весь. Хвостохранилища площадью более 10 футбольных полей, отвал горных пород – искуственно созданная сопка, карьер глубиной около 50 метров, длина около полукилометра.

Объем свалки в Ярославском можно сравнивать только с расходами на уборку таких свалок и рекультивацию территории – т.е. восстановление. Это, как минимум, четверть от затрат на Горностай. Там не было карьера, отвалов и хвостохранилищ горнодобывающего предприятия. Но на уборку той свалки деньги выделялись и с федерального бюджета. Кроме того, там не требовалось очистить территорию, ее засыпали. В Ярославке же требование об очистке и восстановлении почвы. Мусор, складируемый 50 лет, не примет ни один завод, он не подлежит переработке.

Решение суда во всех отношениях поселению выполнить невозможно, пока район не сделает полигон по утилизации и хранению отходов, как того требует закон, – считают в администрации поселка.

Страсбургский суд намерен разобраться в проблеме и ответить на вопросы: почему рекультивация территорий использовавшихся промышленным предприятием для своих целей, возложена на плечи налогоплательщиков, живущих в поселении?

– Почему земли, которыми владеет Хорольский район, он сдает в аренду и иное пользование, принимает после использования, получает от этой деятельности средства в бюджет, должны убираться за средства поселения? Он же обязан осуществлять мероприятия природоохранного порядка, а в них включается и восстановление территории от мусора. Средства от природоохранных сборов поступают также в бюджет района, в поселение ничего. Почему прокурор и суд, а не местные депутаты, в нарушение Международной конвенции о местном самоуправлении, определяют, куда и на какие вопросы должны тратиться средства бюджета поселения? – задает вопросы, на которых нет ответа Александр Чудайкин.

Стоит отметить: ранее суд вынес решение и обязал район построить полигон, но не устанавливал для этого срок, мотивируя тем, что для этого нужны средства около 90 млн рублей. Парадокс: для строительства полигона срок не установлен, а для вывоза и восстановления, где средств нужно не меньше – всего один год. Причем бюджет района около 200 млн рублей (без субвенций субсидий), а бюджет поселения указан выше и почти в 13 раз меньше районного.

В ближайшие дни юристы поселка подготовят документы, запрошенные Страсбургским судом, и будут ждать его решения.

Вероника Малинина, фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100