фото

В Санкт-Петербурге состоялся двухдневный семинар для журналистов о Холокосте

Ведущий: Игорь А. Котлер, президент и исполнительный директор «Музея прав человека, свободы и толерантности» («Museum of Human Rights, Freedom, and Tolerance»), США, прочитал участникам семинара несколько великолепных лекций по темам:

«От Авраама до Баннета: История евреев как череда парадоксов» 

«Сыны или пасынки? Краткая история евреев в СССР» 

«Откуда у евреев рога: происхождение и развитие антисемитизма» 

«Очередные спасители человечества: нацисты и евреи» 

«Холокост: исторический аспект» 

«Холокост: философский и теологический аспекты» 

«Холокост и геноциды: общее и индивидуальное» 

«Образование в области Холокоста: чему оно учит» 

Предлагаем читателям текст одной из лекций Игоря Котлера

СЫНЫ ИЛИ ПАСЫНКИ? КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ В СССР

Положение евреев всегда было очень странным, мягко говоря. Были разные этапы. И вопрос выходит глубоко в историю Французской революции: евреи патриоты-не патриоты, что это за группы людей и как с ними иметь дело?

Знаете ли вы о том, что до 1795 года евреи в России не жили, их не пускали. История евреев в России очень странная. Российское государство не допускало поселение евреев на территории России вообще из религиозных соображений. Ни при Петре 1, ни до него, ни после до 1795 года евреев практически нельзя было держать в России.

Вы найдете еврейских персонажей в русской истории, тот же Шафиров знаменитый, министр иностранных дел при Петре Шапиро, крещенный еврей. Крестился — пожалуйста, карьера, дворянское звание и так далее. Это были так называемые, выкресты, евреи, принявшие христианство. Никакого еврейского населения здесь не было

Екатерина заявила, что никакие евреи в России не положены: «Мы от врагов христовых выгоды не желаем». Потому что они класс финансовый (промышленный класс). Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям. Через Польшу, когда начались захваты польских земель Российской империей.

Еврейская история такова, что Польша, где-то начиная с 19 века, становится основным центром переселения евреев в мире. Речь Посполитая, трагическая история Польши, раздел 1772, 1793, 1795 годы. В итоге большая часть Речи Посполитой уходит под Российскую империю. Земли с большим количеством евреев. По тем временам огромное количество евреев.

Встает вопрос: что с ними делать? Слава богу, тогда Холокоста не было. Хотелось бы их выкинуть, выкинуть их было некуда. К 1897 году, когда была перепись, на территории Российской империи проживало больше 5 миллионов евреев. Достаточно большая группа людей и сконцентрирована на сравнительно небольшой территории: Украина, Белоруссия, Литва, Польша.

Это была масса людей, которая говорила на своем языке идиш, которая была достаточно традиционна, хотя появились какие-то первые секулярные группы. Соответственно Российское государство получило этих самых евреев. Поэтому российской истории отношений между Россией, как государством, и евреями всего 200 лет. «200 лет вместе» написал Солженицын. Не так долго, хотя о погромах в Киеве упоминается в 11 веке, была там какая-то маленькая община.

Местечко - это городок. Большое количество евреев жили в таких маленьких, практически сельских поселениях, называемых местечками. Как правило местечко состояло из двух частей, впрочем, так же, как и большие города — еврейская часть и, так называемая, крестьянская слобода, в которой жили украинские, польские, белорусские, русские крестьяне. Еврейская часть была торгово-ремесленной.

Было такое соседство важно для понимания холокоста. Население было довольно бедное, занимались, в основном, мелким ремесленничеством и мелкой торговлей. Еврей-ремесленник стал стереотипом 19 века на территории Российской империи.

В 19 веке происходит демографический взрыв. Мы не знаем почему, есть масса теорий, почему количество людей резко подскочило. От нескольких сотен тысяч до 5 миллионов. Выживаемость детей стала больше по ряду причин.

Есть такой стереотип: евреи сделали революцию. И да, и нет. Большая часть евреев, которые жили в Российской империи, были теми самыми обычными простыми малообразованными, с точки зрения христианской религии, людьми. У них был свой хедер, своя еврейская школа, они жили в местечках.

В том же Витебске из ста тысяч человек, 50 тысяч были евреями, в том же Минске половина, в Одессе треть и так далее. Была своя маленькая интеллигенция, очень небольшой процент, основная масса — совершенно простые люди. Но брожение умов было очень сильное.

Евреи подпадают под специальное законодательство о евреях. Они были выделены в отдельную касту. То есть, евреи могли быть мещанами, могли быть купцами, очень маленький процент был крестьянами. Евреи не могли владеть землей, но были попытки посадить их на землю. Господин Троцкий происходил как раз из еврейской земледельческой колонии.

А теперь давайте представим, в основном, это городское население, люди живут под специальным ограничивающими законами: вы не имеете права работать на государство, вы не можете быть офицером в армии, образование ограничено, все ограничено. Передвижение ограничено, вы не можете выезжать за место вашего поселения. И у людей начинается отрицание такого порядка, на уровне собственного достоинства. Мол, как же так, у меня две руки и два глаза, почему я другой? Почему для меня устанавливаются какие-то правила, почему я ограничен? Появляются достаточно радикальные настроения.

В 1998 году была основана партия РСДРП, тогда же появляется организация «Бунд» (на идише это «союз») еврейская революционная партия. До революции она была ведущая по количеству участников — 40 тысяч человек. Люди достаточно образованные, достаточно понимающие, активные, живущие в городах, другой взгляд на вещи, чем у более инертной крестьянской массы. Они резко пошли в революционные круги, потому что царское правительство не предлагало позитивного решения еврейского вопроса.

Статистика 1905 года говорит о том, что половина политзаключенных в России были евреи. Поэтому, в какой-то степени этот стереотип, что евреи сделали революцию, правильный. Это действительно участники революции, не обязательно, что они хотели социалистическую или коммунистическую революцию, это другой вопрос. Они не хотели царизма.

Дальше была революция, побеждающая сила — большевики, среди большевиков большое количество евреев. Все были равны.

Фигура Троцкого. Троцкий был практически вторым человеком. Был какой-то момент, что Троцкого прочили на главу советского государства, но он отказался, сказал, что еврей не может быть главой советского государства, хотя Троцкий был человек совершенно ассимилированный, его еврейство не интересовало вообще.

Троцкий стал одним из символов этой самой революции. Второй после Ленина, создатель Красной Армии, серьезный теоретик. Сейчас очень многие в Америке марксисты не ленинцы, а троцкисты. Сразу после революции появляется совершенно незнакомый образ еврея-чиновника. Их не было до революции совершенно. Еврей-милиционер, начальник главка, министр, это все незнакомые персонажи.

В 20-е годы проходит сильнейшая кампания против антисемитизма в СССР, потому что он начал сильно нарастать. Одна из причин — появление евреев-чиновников. Негативное восприятие через быстрый переход.

В Советском Союзе начинается борьба с религией. Закрываются церкви, синагоги, буддистские храмы, мечети. В разных регионах это идет по-разному. Православие страдает очень сильно, протестантские еще больше, в 1924 году запретили баптизм в СССР, 1943 году разрешили снова под давлением Запада, идет война. Буддизм вообще искореняется, с исламом тяжелее, они более традиционные, но мечети закрывают. Происходит резкая ассимиляция еврейского населения.

Язык идиш уходит в прошлое, он не нужен, не преподается. Идет война. В войну погибло очень большое количество людей, говоривших на этом языке. Самосознание становится немножко другим, более ассимилированным, теряется связь.

Однако в 1948 году появляется государство Израиль, и у некоторых начинает в голове работать такая мысль: есть еврейская страна, что-то там такое существует, опять-таки это все было очень далеко. Но энтузиазм был. У меня есть фотография посещения Голды Меир, которая была послом в Москве, потом стала премьер-министром Израиля, синагоги в Москве, на Новый год. Окруженная большим количеством советских евреев, которых очень интересует Израиль. Всплеск интереса, что-то такое есть где свободно, независимо, ни от кого они там не зависят. Это очень важный момент, потому что евреи всю историю зависят от кого-то.

Еврейская жизнь была как жизнь всех советских народов, в отношении организации, все контролировалось государством. Последнее учреждение, которое представляло интересы еврейского народа был еврейский антифашистский комитет. Этот комитет был создан параллельно со славянским антифашистским комитетом.

Когда началась война, Сталину нужна была поддержка с Запада, и было создано несколько антифашистских комитетов для связи с зарубежными общинами, славянскими и еврейскими. Появляется учреждение, основанное Иосифом Сталиным. Туда входит цвет интеллигенции, центральная фигура — это Соломон Михоэлс, руководитель еврейского национального театра в Москве. Вне рамок еврейского театра Михоэлс известен тем, что он чудесно сыграл короля Лира. Вы можете даже найти на You Tube кусок из этого спектакля.

Интеллигенция, ученые, деятели культуры. Они ездили в Америку, собирали миллионы долларов в помощь Советскому Союзу, говорили о том, что это очень важная помощь и американцы давали деньги. В 1952 году этот комитет был ликвидирован и большая часть была расстреляна. В 1948 году убили Михоэлса в Минске, считается, что это сотрудники НКВД развлекались, то есть, МГБ. Официально он погиб в автомобильной катастрофе случайно. Потом его объявили врагом Советского Союза.

Это все сильно подействовало на еврейские массы. Разгром еврейского антифашистского комитета и кампания против «безродных космополитов». Чтобы режим хорошо функционировал, нужен внутренний и внешний враг. Евреи представляли из себя замечательную уникальную возможность иметь такого врага. Они живут внутри и они живут вне страны.

Есть еще один момент. Про евреев все знают. Даже когда их нет, про них знают. Даже есть современное понятие «антисемитизм без евреев». В Японии евреи никогда не жили, но антисемитизм там есть. Очень удобная категория людей.

Еще есть старые предрассудки против евреев — христоубийцы, богоубийцы, жадные и все, что угодно, все свалено в одну кучу. Появляется понятие «безродный космополит». Он скитается по всему миру, у него нет нигде корней, он не патриот. Дело врачей в январе 1953 года. Начинаются расследования в 1948 году, в 1953 году происходит арест нескольких видных еврейских докторов с обвинением в том, что они собирались уничтожить советское правительство. Сначала их обвиняют в смерти Жданова, потом в смерти других советских деятелей. Их обвиняют в том, что они были связаны с еврейско-американской организацией «Джойнт» («Американский еврейский объединённый распределительный комитет» ). Послание всему обществу: смотрите на этих евреев, они - люди опасные.

Таким образом, евреи получают сигнал от государства о том, что они являются людьми некоего второго сорта: они не патриоты, они здесь чужаки, чужеродный элемент. Явлено публично: это не коренной народ Советского Союза. Евреи живут 200 лет на территории Российской империи, на территории Советского Союза они живут 2000 лет. Это Грузия, 1600 лет гарантировано в Крыму и так далее. Получается, что они еще до славян появились здесь. Славяне формируются позже на самом деле как группа. Но евреев называют не коренными и начинается широкая кампания.

Ликвидация остатков еврейской культуры на идише, начинаются ограничения приема в учебные заведения, продвижения по службе и так далее. Люди получили в государстве такое очень странное место. Это было очень болезненно. Тот же вопрос — ты такой же как и все, ты владеешь также русским языком, ты живешь в такой же семье, мы ничем не отличались от окружающих, вообще ничем, отдельные словечки, может быть, какие-нибудь, а тебя воспринимают негативно. Плюс бытовой антисемитизм.

С этим продолжали сталкиваться все время. Самое страшное, мы не могли против этого протестовать. Милиция ничего не делала, заявления не принимались. Если кто-то заявлял, что его оскорбили на национальной почве, ему говорили - уберите заявление, у нас национальный вопрос решен. Дошло до того, что слово «еврей» стало практически табуированным, почти как ругательство. Мальчишкой, я стеснялся этого слова, я не хотел быть евреем ни под каким видом.

К публикации подготовила Татьяна Романенко

Окончание в следующем номере.