Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (994) от 3 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Их нужно просто уволить. Всех

Юлия Латынина, «Новая газета».

Не нужно создавать в полиции спецотделы и читать садистам курсы человеколюбия – их нужно просто уволить. Всех

22 августа 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев обещал за месяц искоренить коррупцию в МВД.

25 августа 2011 года, после переаттестации полицейских, Рашид Нургалиев заявил, что «взяточничество, коррупция и весь негатив» остались в прошлом. «В новой структуре остались только лучшие из лучших».

После убийства в Казани Назарова Нургалиев тоже не остался в стороне. Он захотел ввести в полиции курсы человеколюбия и призвал деятелей культуры научить полицейских быть чуткими.

Что-то подсказывает мне, что подчиненным Нургалиева не помогут даже курсы кройки и шитья.

Глава СКР Бастрыкин тоже не остался в стороне и предложил свой способ борьбы с беспределом. А именно – завести в СКР особый отдел, занимающийся борьбой с преступлениями, совершенными полицейскими.

Вопрос: а не следует ли завести особый отдел, занимающийся борьбой с преступлениями, совершенными пожарными инспекторами? Другой особый отдел, занимающийся борьбы с преступлениями, совершенными губернаторами? Третий – занимающийся борьбой с преступлениями, совершенными блондинами? Четвертый – с преступлениями, совершенными брюнетами, и так далее, вплоть до особого отдела, занимающегося борьбой с преступлениями, совершенными сотрудниками особого отдела, занимающегося борьбой с преступлениями?

И как же это в США или Европе обходятся без подобных отделов, а довольствуются просто судом, полицией и законами?

Беспредел, как и разруха, – он не в клозетах, он в головах. Для того чтобы бороться с беспределом, не надо создавать комиссии, петь хором, призывать, увещевать и стыдить. Надо соблюдать законы.

Так уж получилось, что одновременно со скандалом, поднявшимся после смерти Сергея Назарова, которого в Казани запытали бутылкой до смерти, такой же – и совершенно другой – скандал случился в Грузии.

Там в полицейском участке в местечке Хашури с лестницы сверзился (или якобы сверзился) насмерть некий Сосо Кимеридзе.

Он уже сидел, задержан был за кражу посуды у соседа, кража была меньше 30 лари, никто его поэтому сажать за решетку не собирался: и тут г-н Кимеридзе, спускаясь за полицейским с третьего этажа – бах! – упал. И через несколько часов умер.

Грузинская оппозиция подняла вой – мол, «запытали до смерти», грузинская полиция говорила: «мамой клянусь, сам упал» – и я, знаете ли, склоняюсь скорее к версии грузинской полиции.

Не потому, что грузинский полицейский участок – прозрачный, и сбрасывать арестанта с 3-го этажа в стеклянном участке – сложное дело. Не потому, что на крик сбежалось тут же пол-Хашури (самого момента падения никто не видел), и Кимеридзе, проживший еще несколько часов, сказал, что упал сам. Не потому, что глава МВД Вано Мерабишвили уволил главу полиции Хашури, распорядился оборудовать все участки камерами и издал приказ, по которому начальник участка несет персональную ответственность за подобное.

И, уж конечно, не потому, что у добрых грузинских полицейских не было-де причин пытать Кимеридзе, укравшего аж на 30 лари, – в любой, даже самой хорошей полиции может снести крышу, и сносит – и в США, и в Великобритании, и где угодно.

Версия грузинского МВД мне кажется более правдоподобной по одной простой причине: этот случай – единичный. Заключенные в Грузии не имеют обыкновения летать с третьего этажа, а грузинское МВД не имеет обыкновения выгораживать своих подчиненных, когда они попадаются на пытках или взятках, что, собственно, есть две стороны одной медали.

В результате в Грузии сейчас полиции доверяет 87% населения, а преступлений против личности совершается на порядок меньше, чем в Австрии или Бельгии.

Для реформы российской полиции не надо ни курсов человеколюбия, ни отделов по борьбе с преступлениями, совершенными полицейскими. Для реформы российской полиции надо совсем немного.

Во-первых, руководство полиции должно быть уволено. Полностью. Такие подразделения, как ГИБДД, должны быть полностью расформированы. В других подразделениях, включая разыскные, придется уволить до 90% сотрудников.

Во-вторых, точно так же, как ГИБДД, должны быть полностью распущены такие паразитические органы, как санинспекция, Ростехнадзор, пожарная инспекция и пр., с тем чтобы полиция не находилась в одном ряду с десятком бессмысленных регулирующих ведомств, а была одним из немногих элементов правовой инфраструктуры государства.

В-третьих, страной должны руководить люди, которые не берут взяток, не совершают преступлений и рассматривают государство не как институт подавления населения, а как сервисную организацию, обслуживающую избирателя.

Как сказал Клаузевиц: на войне все очень просто, но самое простое – очень сложно исполнить.

Юлия Латынина, «Новая газета».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100