Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (983) от 17 января 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Три квадрата для сироты

Ольга КУПЧИНСКАЯ

Столько, считают наши самые гуманные в мире суды, и положено простому человеку для счастья.

Илье, появившемуся на свет в 1995 году, явно не повезло с мамой. Он не видел теплоты и заботы самого родного человека, и ребенка взяла на воспитание родственница, оформив опекунство над трехлетним малышом. Поначалу Елизавета Ивановна Коренчук не придала значения некоторым тонкостям постановления главы администрации Спасска от 12 января 1998 года. Ну, например, тому, что за Ильей сохранено право на жилую площадь в квартире – точнее, в комнате № 4 общежития по ул. Красногвардейской, 69/2. Жил-то малыш всё равно с ней.

Однако когда юноша стал приближаться к совершеннолетию, задумалась. Молодому человеку потребуется отдельное жилье. А как быть, если его мать живет на 11 квадратах с двумя другими детьми? Да еще, как выяснилось, номер ее комнаты – вовсе не четвертый, а 14/1, и в договор социального найма Илья не включен? К тому же, он уже давно не является членом этой семьи. Антонина Владимировна Трофина лишена материнства в отношении старшего сына еще 17 апреля 2002 года – десять лет назад! Формально она ему теперь – чужая тетя.

Вот и отправилась опекун в администрацию Спасска. Логикой она руководствовалась простой, житейской. Раз Илье по закону Приморского края об обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, положена квартира, пусть и ставят его на учет, как нуждающегося в жилье. Ведь и ежу понятно, что вселиться к бывшей мамаше он не сможет. Пустит ли сына, который формально ей и не сын? Да и куда? У нее самой – три квадрата на человека.

В администрации отказали. Зато быстренько внесли изменения в предыдущее постановление главы: цифру 4 заменили на 14/1. Популярно объяснив, что, раз вышла такая катавасия с этим квадратами (учетная норма на человека – отнюдь не три, а 14 квадратов!), то этот самый гражданин Илья Трофин по достижении совершеннолетия имеет право встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Ага, и у него очень большие шансы до этого самого «улучшения» достояться. В Спасске давно уже не строится жилье, и получить его столь же реально, как долететь на воздушном змее до Луны. Тем более, что придется улучшать жилищные условия заодно и его бывшей мамаше с ее детьми.

Елизавета Ивановна не столь наивна, чтобы этого не понимать. Вот и решила она добиться правды в суде.

Однако Фемида наша руководствуется, как известно, буквой, а отнюдь не духом закона. Жилье в 11-метровой комнате в общаге закреплено? – Закреплено! Так какой же Илья нуждающийся? Правильно администрация отказала. Сказано же – пусть встает в очередь на улучшение жилищных условий.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда оснований для отмены решения Спасского районного суда не нашла. Надзорная жалоба, в которой Елизавета Ивановна просила эти судебные постановления отменить и принять по делу новое решение, осталась без рассмотрения.

Опекун вынуждена обратиться в судебную коллегию по гражданским делам – на этот раз Верховного суда РФ.

– Суд отказал мне в иске, – говорит женщина, – потому что у администрации Спасска якобы не имеется оснований для постановки Ильи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как за ним закреплено жилое помещение по месту жительства матери. Какое же это жилье, если на человека там приходится три квадрата? Да и закреплено-то оно в квартире № 4! Это потом, через месяц после моего обращения, срочно исправили номер комнаты (квартирой ее называть язык не поворачивается)!

Однако Илья и в договор социального найма не включен, и членом этой семьи юридически и фактически давно не является! Кстати, изменения администрация вносила в постановление без согласования со мною, как опекуном, с самим Ильей и с его бывшей матерью. Все понимают: если не поставить Илью на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, к совершеннолетию он окажется на улице!

Понятно, что жить вчетвером на 11 квадратах невозможно. Встать же на улучшение условий можно, но толку от этого – ноль. Вот и получается, что взрослые люди, юристы лишают Илью гарантированного ему, как и любому гражданину Российской Федерации, конституционного права на жилище! Он утрачивает в этом отношении и льготы, положенные ему по Закону Приморского края № 125, принятому 14 августа 2007 года!

Вот такая поучительная история.

Мы надеемся, что на нее обратят внимание те, кому доверено блюсти закон, защищать тех, кто сам не может за себя постоять.

Вообще, в Спасске отношение к детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей наплевательское. Недавно только вмешательство прокурора спасло 16 сирот от судьбы бомжей.

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье по столь же веской, как у Ильи, причине – непригодности закрепленного за ними помещения. Как правило, это дома барачного типа 1904 года постройки, либо частные постройки с большим процентом износа. Некоторые дома сгорели или признаны межведомственной комиссией непригодными для проживания.

Распоряжением администрации Приморского края от 31.12.2010 № 714-ра утвержден сводный список сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в 2011 году. В него включили и 16 наших юных земляков. Хотя на 5 мая 2011 года жилье для них не приобреталось и не выделялось, администрацией Спасска было принято незаконное решение о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Но до квартиры всем им еще надо дожить. Ведь в том же Спасска на учете состоит более 195 детей этой категории!

Ольга КУПЧИНСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100