Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (982) от 10 января 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Путешествие по Москве

Наталья ФОНИНА

-Отель в духе модерн
-На руинах Китай-города
-Храм – символ России
-От дома короля русских водочников до Дома правительства
-Старинные улочки Москвы


Отель в духе модерн

Наше путешествие по Москве началось ранним зимним утром. Автобус ждал туристов у «Метрополя» – одной из самых красивых гостиниц столицы.

Огромное здание возвышается с правой стороны площади Революции.

Отель «Метрополь» построен в XX веке в стиле арт-нуво. Стиль, в свое время очень популярный в Европе, в разных странах носил разные названия. В России его чаще называют модерном. Самое удивительное, что он отличается графичностью и чудесной живописностью одновременно. Архитектор Вильям Валькотт, работавший над проектом здания, по национальности англичанин, но по духу русский.

Верхнюю часть здания обрамляют керамические панно, созданные по картинам русских художников. Если смотреть со стороны Театрального проезда, то нельзя не увидеть на самом верху «Метрополя» божественное изображение Принцессы Грезы. Это, пожалуй, один из самых знаменитых образов, созданных художником Михаилом Врубелем. С обратной стороны на здании другая надпись, повеявшая марксизмом-ленинизмом: «Только диктатура пролетариата способна освободить человека от гнета капитала».

Вот такая метаморфоза произошла в сознании советских людей. Она отразилась и на облике отеля. В 1918 году гостиницу превратили во второй Дом Советов. В ней, как и в гостинице «Националь», получили квартиры члены правительства.

В Москве сохранилось множество архитектурных памятников: музеев, художественных галерей и библиотек, выполненных в стиле модерн.

С центральной площади, включающей три известных площади, мы отправились в путешествие по городу.

Проехали мимо Театральной площади, где располагается знаменитый Большой театр России. Почти шесть лет театр реконструировали. И наконец-то 28 октября нынешнего года состоялся гала-концерт с участием звезд мирового театра, оперы и балета. Вскоре в театре прошли премьеры балета «Спящая красавица» и оперы «Руслан и Людмила». Сейчас Большой театр поделен на две половины. Классические постановки проходят на основной сцене, а более современные – на новой сцене Большого театра, которую открыли за два года до начала реконструкции. Вход на новую сцену украшают четыре колонны с правой стороны театра.

Неподалеку от Большого театра России – привлекающее внимание оригинальное разноэтажное здание. Это Малый театр России.


На руинах Китай-города

Далее путь пролегал по микрорайону, именуемому Китай-городом. Он назван в честь крепости Китай-город. В настоящее время от крепости остались башня и часть стены. Некогда Китайская стена и Кремль закрывали город, спасая его от чужеземцев. Но ничего общего с нашим восточным соседом Китайская стена не имеет. Первоначально ее соорудили из плетня. «Плетень» по-древнерусски звучит как «кита». В созвучие и стену назвали «китой» города. Позже ее стали называть Китайской. В XVI веке Петрек Фрейден на этом же месте построил стену из более прочного материала.

Объехав Китай-город, мы приближались к Лубянской площади. На ней до 1991 года стоял памятник Дзержинскому. В глубине площади расположено многоэтажное здание центральной службы безопасности России, в прошлом – КГБ СССР. Для россиян привычно называть это здание Лубянкой.

Следом за Лубянкой начинается Новая площадь. С ее левой стороны – одно из самых огромных музейных зданий Москвы. В нем разместился Политехнический музей. Здание музея возводили ровно тридцать три года. Символическая цифра, совпадающая с возрастом Христа, распятого на Голгофе. Малый фасад Политехнического музея построен напротив Плевненской часовни.

Такое название часовня получила в честь города Плевны, где в 1878 году пали смертью храбрых 800 русских добровольцев. Они освобождали Болгарию от османского владычества. Рядом виден прекрасный сквер, на другом конце которого, в продолжение славянской темы, установили памятник Кириллу и Мефодию.


Храм – символ России

От Славянской площади, получившей в древности название непопираемой земли, автобус свернул вправо. И вот мы на Варварке, признанной улице русской истории. С ее левой стороны – старинные здания с витиеватым орнаментом, колонами и арками. Под крышей почти каждого хранится особенная история жизни, слившаяся с историей России и вошедшая в учебники. Автобус ехал медленно, так что можно осмотреть каждое строение. В округе Варварки много храмов, поражающих великолепием архитектуры. Один из них – знаменитый храм Георгия Победоносца.

Вдали виднеется церковь на Псковской горе с прилегающей к ней видовой площадкой. Чуть-чуть поодаль – храм Василия Блаженного, получивший мировую известность и ставший символом России. Этот храм, построенный по указу Ивана Грозного, напоминает роскошный яркий цветок.

В доме № 10 по улице Варварке находится музей палаты Романовых – родового гнезда второй царской династии, которая правила Россией более 300 лет. Романовы обитали в усадьбе до воцарения на престоле, будучи еще боярами. В этом районе находится один из их многочисленных дворов.

Невозможно не заметить и белоснежное здание с деревянными кровлями. Как написано в исторических мемуарах, это изящное строение Иван Грозный некогда подарил англичанам.

Далее наш автобус проследовал мимо резиденции Дмитрия Медведева – Большого Кремлевского дворца на побережье Москвы-реки. Неподалеку виднеются и сооружения Кремля – колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Оружейная палата и другие памятники архитектуры.


От дома короля русских водочников до Дома правительства

И вот мы уже в другом микрорайоне Москвы – Замоскворечье, где некогда развивалась купеческая торговля, и одна за другой появлялись торговые лавки. Замоскворечье активно застраивалось в XVII веке. В этой части города до сих пор стоит дом, где жил король русских водочников Петр Зернов. Рядом с ним располагаются винно-водочные склады, магазины и контора, принадлежащие водочному магнату.

Одна из достопримечательностей Москвы – Водоотводный канал. При Юрии Лужкове воздвигли удобный мостик, соединивший Болотную площадь с Третьяковской галереей. Существует добрая традиция – молодожены обязательно во время свадебных гуляний приезжают в это место. Чтобы семейная жизнь сложилась счастливо, по обычаю на одно из деревьев, растущих у мостика, вешают замок, а ключи от него бросают в воду канала.

С другой стороны канала виднеется красное здание с застекленной кровлей – главный корпус Третьяковской галереи.

Пожалуй, все туристы обратили внимание на удивительный дом, возвышающийся на набережной. Он увешан множеством мемориальных досок. Это Дом правительства. После публикации повести Юрия Трифонова «Дом на Набережной» многие стали называть Дом правительства домом на Набережной.

В советскую эпоху дом правительства обживали первые лица СССР – наркомы, получившие квартиры в этом доме.



Старинные улочки Москвы

Наш автобус остановился. Туристы принялись фотографировать живописное побережье с его скульптурными и архитектурными памятниками.

С возвышенного места, откуда мы обозревали город, виден памятник Петру Великому. Это произведение скульптора Церетели вызывает у современников много споров. Московская интеллигенция и ценители живописи много критиковали работу скульптора Церетели. Год назад культурная общественность просила власти перенести памятник в сторону Южного речного вокзала. Власти поддержали эту идею. Но пока гранитный образ Петра в окружении корабельных снастей из гранита стоит на прежнем месте. Хотя нашлись ценители в других городах необъятной России, которые предлагали перевезти памятник из Москвы.

Немногие знают, что памятник сооружен не в честь Петра Великого, а к 300-летию русского флота. С первого взгляда кажется, что корабельные снасти всего лишь фон. Петр – колоритная фигура в русской истории. Потому всё внимание созерцающих обращено на него. И общественность негласно «окрестила» скульптурное сооружение памятником Петру Великому.

Мы покинули островную часть Замоскворечья. И на нашем пути предстал храм Якима и Анны. В народе соединили два имени, и получилось затейливое название улицы – Якиманка.

Чуть в отдалении от храма – элитный президентский отель, где останавливаются именитые гости. Выделяется среди остальных колоритное здание посольства Франции, ставшее архитектурным памятником. Эти живописные места давно перестали называть Большой Якиманкой. Упоминая про район Якиманки, говорят «во французах».

Наш автобус – на Ленинском проспекте протяженностью более пятнадцати километров. Некогда проспект, переименованный в честь вождя революции, звали Большой Калужской улицей. В XIX веке по бокам улицы тянулись поля. Она считалась загородной. Сейчас улица застроена великолепными миниатюрными и высотными зданиями.

Отсюда мы отправляемся к селу Воробьево. Земля в Воробьево всегда ценилась очень высоко. Только в XIX веке царские власти разрешили выкупать земельные участки в этом районе под различные проекты.

Село Воробьево впервые упоминается в литературе XV века. О нем сказано, как о дворцовом селе. Издавна усадьбы принадлежали великим князьям. Элита царской эпохи приезжала в Воробьево даже из Петербурга. Съезжались в Москву на великие праздники и церемонии коронования.

Кто-то из великих императоров больше любил Москву, кто-то тяготел к Петербургу. Но Воробьевы горы любили многие из царских династий. Екатерина Великая во время своего царствования повелела перенести в Воробьево дворец, который до того момента стоял в Петербурге в районе Волхонки. Дворец перенесли. Но отделать его и привести в порядок не успели. Екатерина Великая умерла. И никто из последователей не осуществил до конца ее начинание.

Из окон автобуса видна городская клиническая больница имени Пирогова.

Рядом, с правой стороны здания, под высоким куполом – Голицынская больница, получившая название в память великого князя. В давние времена ее отстроили на средства князя Голицына. Сейчас Голицынская больница входит в состав Первой городской больницы.

Если отъехать чуть подальше, то упрешься в еще один стройный архитектурный ансамбль. Трехэтажные корпуса сменяются двухэтажными, повсюду колокольни и ограждения в старорусском стиле. Это еще одна больница, которую звали Медведковской. Сейчас она принадлежит патриархии и переименована в больницу митрополита Алексия. К зданиям больницы митрополита Алексия примыкает и обособленная территория. Это детская психиатрическая больница.

Купчиха Медведева, прослывшая в Москве великой благотворительницей, на свои деньги содержала больницы и внесла огромный вклад в развитие Москвы.

Наталья ФОНИНА

Продолжение следует.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100