Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 46 (974) от 15 ноября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Квартирные счетчики горячей воды вне закона

В.О. РОГИНКИН

Открытое письмо заместителю Председателя Правительства РФ г-ну Козаку Д.Н.
Глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич!
На сегодняшний день для Санкт-Петербурга является типичной ситуация, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета. При этом часть квартир оборудована внутриквартирными счетчиками, часть – не оборудована.

Такая распространенная ситуация, как ни странно, не предусмотрена действующими Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307). То есть налицо пробел в законодательстве.

В отсутствие специальной нормы права подлежат применению общие нормы действующего законодательства. Общая правовая «картина» следующая.

В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для граждан размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления, утвержденных субъектами Российской Федерации.

Плата за потребленные коммунальные ресурсы в соответствии с п.п. 5, 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ уплачивается гражданами управляющим организациям – ЖСК и ТСЖ.

Указанные управляющие организации заключают договоры теплоснабжения с ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» с целью обеспечения многоквартирного жилого дома горячей водой. То есть они действуют не в собственном интересе, а приобретают коммунальный ресурс для передачи его населению. Таким образом, непосредственными потребителями горячей воды являются граждане, проживающие в многоквартирном доме.

ЖСК и ТСЖ являются некоммерческими организациями со специальной правоспособностью – управление общим имуществом многоквартирного дома. Поэтому средства ЖСК и ТСЖ в соответствии со ст. 151 ЖК РФ формируются исключительно за счет обязательных платежей собственников помещений за жилое помещение и коммунальные услуги.

В составе платы за жилое помещение граждане вносят в том числе и плату за коммунальные ресурсы – горячую и холодную воду. Объем потребления этих ресурсов, как указано выше, определяется в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ.

Остальная часть платы за жилое помещение имеет целевое назначение в соответствии со статьями начислений (например: «текущий ремонт», «вывоз мусора» и т.п.).

В данной ситуации ЖСК и ТСЖ руководствовались данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованием: «ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

…Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах… выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ» (Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 г. № 57)

Применительно к отношениям с теплоснабжающими организациями это означает, что при отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учета ТСЖ или ЖСК обязано уплатить за тепловую энергию в горячей воде столько, сколько начислит за коммунальные услуги гражданам в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ.

Данную позицию ТСЖ и ЖСК выдвигали и успешно отстаивали в судебных разбирательствах по предъявленным теплоснабжающими организациями искам.

Арбитражные суды, вынося решения по данным делам, указывали, что: «Из правового смысла нормы п. 1 ст. 157 ЖК РФ следует, что жильцы дома, имеющие индивидуальные (внутриквартирные) приборы учета, должны оплачивать потребленный ими коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения, исходя из показаний имеющихся у них приборов учета, а жильцы дома, не имеющие приборов учета, должны оплачивать потребленное ими горячее водоснабжение по нормативу потребления.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, отказываться от оплаты горячего водоснабжения по их показаниям лишь потому, что в доме отсутствуют общедомовые приборы учета, в противном случае это нарушает их законные права и охраняемые интересы» (из решения Арбитражного суда СПб и ЛО от 22.11.2010 г. по делу № А56-56225/2009).

Однако 23 ноября 2010 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял Постановление № 6530/10, которым разъяснил, что при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета показания индивидуальных приборов учета не должны приниматься во внимание. ТСЖ и ЖСК должны оплачивать горячее водоснабжение исключительно по нормативам. То есть, как если бы в многоквартирном доме не было установлено ни одного индивидуального прибора учета.

Данное разъяснение мотивировано тем, что:

1) определение объемов потребленной горячей воды означает перемещение границы эксплуатационной ответственности и возложение на теплоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях.

2) учет показаний индивидуальных приборов учета лишает смысла установку общедомовых приборов учета.

В Постановлении указано, что данное судом толкование является общеобязательным для арбитражных судов.

Очевидно, что толкование, данное Постановлением № 6530/10 от 23.11.2010 г., противоречит цитируемому судебному акту – Постановлению № 57 от 05.10.2007 г.

Нам неизвестны причины, по которым Высший Арбитражный Суд принял такое Постановление и придал указанному толкованию общеобязательную силу, потому что мотивы, по которым дано подобное толкование, неубедительны, нарушают интересы граждан и не следуют из положений действующего жилищного законодательства.

Мало того, судебной практикой этому Постановлению фактически придана обратная сила, т.е. арбитражные суды взыскивают денежные средства за 2008 и 2009 годы. При этом в указанные годы не было законодательно определено, что каждый дом должен быть оборудован коллективным прибором учета. Ранее ТСЖ и ЖСК не были вправе самостоятельно принимать решения о финансировании установки коллективных приборов учета, т.е. принятие данных решений не входило в их компетенцию.

Общеизвестно, что потребление гражданином по индивидуальному счетчику меньше, чем норматив потребления.

Таким образом, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 г. № 6530 возлагает на ТСЖ и ЖСК оплату в размере, превышающем сумму, которую население должно уплатить при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.

Эта разница взыскивается в порядке исполнительного производства, т.е. ЖСК и ТСЖ не могут воспрепятствовать взысканию. При этом взыскание производится как с тех счетов ТСЖ или ЖСК, на которых аккумулируются денежные средства для оплаты по всем видам коммунальных услуг, так и с тех счетов, на которых аккумулируются специальные взносы граждан для участия в Федеральной адресной программе капитального ремонта жилищного фонда. Информация об этих счетах каким-то непонятным образом становится известной ресурсоснабжающим организациям.

В связи с особым характером формирования средств ТСЖ и ЖСК, а также в связи с целевым характером обязательных платежей граждан получается, что требования предприятий-монополистов, каковыми являются ресурсоснабжающие организации, удовлетворяются вне очереди и за счет тех средств, которые граждане вносят не только за горячую и холодную воду, но и на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и на капитальный ремонт.

Обжаловать указанное Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ мы не имеем процессуальной возможности – действующее законодательство не предусматривает такой возможности. Поэтому мы просим Правительство РФ использовать свои административные возможности и довести до Президиума Высшего Арбитражного Суда, что приняты два судебных акта, противоречащих друг другу. При этом один акт нарушает, как мы показали, права граждан, а другой – соответствует общим положениям действующего жилищного законодательства.

Убедительно прошу Вас сообщить мне о принятом Вами решении по данному вопросу.

С уважением, Владимир Олегович РОГИНКИН, председатель Правления ТСЖ «Товарищеский 4».
7 ноября 2011 г.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100