Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (965) от 13 сентября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Гибель «Солёнки», или месть бизнесмена Чеботаревского

Марина ЛИФАНОВА.

Новая таёжная трагедия в Бикинских местах. Маргарита Цветкова из Лучегорска, человек, всей душой болеющий за сохранение и спасение уникальной таёжной природы, пишет: «Нас потрясло: Озера Соленая падь – больше нет! Его зверски уничтожил ОДИН человек, бывший владелец - Чеботаревский С.М.. Мы пишем письма во все инстанции, трубим во все колокола, хотя озера, конечно, уже не вернуть...

Справка для читателей:

«Солёнка» – озеро, водохранилище «Солёная Падь» в Пожарском районе. По закону, водохранилище НЕ МОЖЕТ принадлежать частному лицу.

Без шансов на жизнь

25 августа экологи из «Первоцвета» и Всероссийского общества охраны природы с участниками общественного контроля вновь отправились в экологический рейд по району, на юг, по проблемным местам... Водохранилище Соленая Падь. Открывшаяся панорама затмила всё, увиденное нами за день.

На месте голубой водной глади простиралось… зеленое поле бурьяна. Пустой котлован, бурно заросший полынью – вот что осталось от «Соленки». Исчезло и лотосовое озеро. Двадцать метров обезвоженной земли с полевым разнотравьем, в кустах – десяток цепляющихся за жизнь розовых и белых увядающих цветков лотоса Комарова.

– У меня ощущение, что я стою на кладбище, земля под ногами стонет от боли. Ведь тысячи людей приезжали сюда каждое лето и любовались красотой этих мест, – не скрывая слез, произносит Маргарита Цветкова, председатель СЭОО «Первоцвет». – Я не знаю, как буду в глаза детям смотреть. Они песни о «Соленке» сочиняли, они жили воспоминанием о лагере «Лотос» и надеждой на новую встречу. Но нет, пришел «дядя» и просто зверски, назло сгубил то, что ему и не принадлежало.

Безнаказанный частный вандализм?

Когда и кем было спущено озеро, почему такой объем вылившейся воды остался незамеченным? Нам говорили, что аварийный прорыв грозит катастрофическими последствиями для государственной трассы и железнодорожного полотна... Но тут налицо намеренное уничтожение водохранилища! Без шансов на выживание! Ведь не раз жители ближайших к «Соленке» сёл, спасая свое озеро, закрывали оставленные «владельцем» водохранилища открытые шлюзы.

Сейчас на месте дамбы – высокий глиняный ров, полностью выдернута одна труба. По этой траншее уходила не просто вода, а жизнь из некогда богатого водным и растительным миром водохранилища Соленая Падь.

Более десяти лет экологи стояли на страже этого уникального природного объекта. Люди сажали лотосы, сами привозили мальков, зарыбливали водоём. И чем богаче и красивее он становился, тем большую жадность он вызывал.

Несколько раз частные организации под видом ремонта дамбы пытались прибрать богатое рыбой водохранилище к своим рукам. Создавали «проекты» по строительству птичника и разведению гусей, хотя те никак не вязались с сохранением самого чистого и доступного в районе водоема.

Видно, понимая незаконность своих бизнес-планов, новоявленные хозяева не вступали в открытый конфликт с общественностью. Заботами взрослых экологов, краевых ученых, юных защитников природы, работников ЛуТЭКа водохранилище и дамба поддерживались в чистоте и порядке.

Ситуация резко обострилась в 2008 году, когда прибывший из Арсеньева в наш район И.П. Чеботаревский заявил: «Я хозяин этого водохранилища». В подтверждение своих слов поставил шлагбаум и установил плакат «Нахождение на водохранилище запрещено». Купил водоём – а оставил пустошь.

«Солёнка» – это все, что у нас было» – говорят жители. А он «КУПИЛ»! И уничтожил!

Любовь Костылева:

– С 1972 года я живу на Опытном поле, совхоз «Пожарское». При нас строилось это водохранилище, здесь я выросла, мои дети, сейчас и внуки подрастают, а уже ничего нет, все уничтожено каким-то подлецом. Мы здесь рыбачили, а два года назад объявился вдруг «хозяин» всего этого добра и нас не стал пускать.

Мария Бочкарева:

– В прошлом году мы с внуком пришли на озеро отдохнуть. Так хозяин нас догнал, обматерил, поломал удочку и выгнал. Гнал отсюда людей, даже если они шли за грибами. Говорил, что здесь все его, он это купил. А теперь оставил нам руины. Назло, чтобы людям нормально не жилось. Ведь в селе нет ни озера, ни речки. «Соленка» – это все, что у нас было. Как праздник, выходные, мы, пенсионеры, детишки шли на озеро. Накупаешься, порыбачишь, на лотосы посмотришь и удовольствие от жизни испытываешь.

Владимир Осенний:

– Я видел, как спешно Чеботаревский уезжал. Он свои вещи в ковш трактора-погрузчика закинул, на джип сел и в сторону Знаменки подался, там его жена ждала. А здесь котлован рыбой кипел, говорят даже медведи, почуяв тухлятину, выходили и ползли по илу, чтобы отведать лакомства.

Юрий Труш, председатель Всероссийского общества охраны природы ПО Пожарского района. Работая в инспекции «Тигр», он охранял водоем от браконьеров, с 2003 по 2008 вместе с экологами организовывал для детишек многодневный поход «Лотос»:

– Годами люди создавали эту красоту: садили лотосы, проводили зарыбливание водоема. Хорольский и Горборуков завозили мальков с реки Уссури, наши рыбинспекторы Чередниченко и Титов брали подрост с рыбразвода Приморской ГРЭС и по 35-40 тысяч выпускали в водохранилище…

Алла Акаткина, руководитель ДИГ «Веснянка»:

– Это было прекрасное место и для отдыха, и для образовательно-воспитательного процесса. Шесть лет мы вместе с учеными Биолого-почвенного института ДВО РАН проводили мониторинг воды, следили за чистотой озера, убирали мусор на его берегах, берегли лотос. Здесь дети учились красоте и добру. Что они увидят сейчас? Как им это все объяснить?

Ультиматум незаконного собственника:

«Дадите больше земли – тогда воду не сброшу! Не дадите – спущу…»

За прошедшие два года, на протяжении которых велась открытая война между местными жителями, экологами и новым владельцем гидротехнического сооружения, озеро и его окрестности менялись не в лучшую сторону. Пока местная общественность доказывала, что их уникальная «Солёнка» со всеми ее накопленными дарами природы не может вот так запросто перейти в частные руки, новый хозяин «водного царства» потихоньку сбрасывал воду. Свои действия он сначала объяснял тем, что аварийная дамба может не выдержать прибывания воды от обильных дождей. А затем и вовсе заявил, что для ее ремонта нужно водохранилище осушить. А что до редких животных и растений, которые все это время плодились и размножались в «неположенном», по его мнению, месте, ему как хозяину гидротехнического сооружения дела нет.

Что удивительно, и Пожарская прокуратура в одном из ответов на запрос о правомерности действий владельца ГТС заявила экологам «Первоцвета», что все по закону, и краснокнижному лотосу ничто не угрожает. Встали на сторону частника и представители районной власти, заявив: «Дайте деловому человеку спокойно работать, ведь сами мы дамбой заниматься не сможем, у нас на это денег нет и не будет!» Видно, забыв, что этот самый человек выступая на Лучегорском ТВ прямо обозначил прямую зависимость открытия шлюзов от нежелания районной власти предоставить ему прилегающую к водохранилищу землицу в объеме большем, чем того требуют ремонтные работы.

Суд, наконец, аннулировал незаконную частную собственность

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в этой ситуации твердо заявило, что водохранилище является водным объектом, а значит – собственностью государства. Вот гидроузел, пожалуйста, может находиться в частных руках, но это – только плотина, водосброс-водоспуск – и ВСЕ!

27 декабря 2010 года Арбитражный суд Приморского края наконец аннулировал частную собственность на водохранилище Соленая Падь, оставив за ним статус государственного объекта.

А в июне 2011 года озеро исчезло.

Кто-нибудь забил тревогу? Бросился на поиски вредителя государственного имущества? НИКТО!

«Сегодня мы лишились жемчужины Пожарского района – чистейшего водохранилища. Куда смотрит администрация ближайших сельских поселений, районная власть? Ведь то, что он творил – беспредел, порожденный безнаказанностью», – считает Юрий Труш.

Экологи Лучегорска молчать не намерены. Поставлены в известность крупные краевые экологические организации. Ушли письма к ученым Биолого-почвенного института ДВО РАН, в Федеральное агентство по управлению госимуществом в Приморском крае. Написаны обращения в различные контролирующие структуры, президенту России, правительству страны, руководителям Думы и Общественной палаты РФ. Заявление о привлечении к ответственности виновного в варварском уничтожении государственного природного объекта подано в правоохранительные органы. Участники общественного рейда намерены встретиться и с главой Пожарского района.

Почему молчали так долго?

Почему набрали в рот воды администрация Пожарского сельского поселения и районная власть, когда налицо явное нарушение закона? Почему не проявили бдительность радеющая, казалась бы, за природу общественность и экологи? Где были местные жители, когда на дне осушенного озера билась в агонии рыба?

Сегодня мы теряем то, что нам завещано беречь для будущих поколений. Становится страшно, когда слышишь от умных людей фразы: «Сами виноваты, не стоило идти войной, пусть бы человек в свое удовольствие занимался водохранилищем, может, и мы были тогда счастливы»…

Счастливы от того, что наши леса отдадут в собственность лесопромышленникам? Нашу реку Бикин поделят на частные зоны и поставят шлагбаумы? Зеленые рекреационные зоны пустят под коммерческие проекты? А воздух расфасуют по дорогим баночкам? Но в этом случае своим детям и внукам мы будем рассказывать только сказки, как давным-давно на удивительном озере Соленая Падь рос сказочный по красоте цветок лотос…

Марина ЛИФАНОВА.

P.S. «Арсеньевские вести» направляют запросы в краевую природоохранную прокуратуру и руководителям Пожарского района.

Публикацию подготовила Анна Селезнева


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100