Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (953) от 21 июня 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Треть страны за 20 лет

Екатерина Кравченко, Маргарита Лютова, Ведомости

Суд над бывшим президентом Туниса отчасти показал, как его семье удалось получить контроль над третью экономики страны

Вчера в Тунисе стартовал судебный процесс над свергнутым 14 января президентом Зином аль-Абидином бен Али. После массовых протестов он бежал в Саудовскую Аравию и решением конституционного совета страны был отрешен от должности, которую занимал с 1987 г. Свержение бен Али положило начало целой серии народных волнений в североафриканских и ближневосточных странах, которые окончились отставками политиков, десятилетиями находившихся у власти.

Семья бен Али — около 100 человек — контролировала компании, которые, по оценке Transparency International, производят примерно треть ВВП Туниса, который в прошлом году составил $44 млрд.

Обвинения против бен Али выдвинуты по более чем 90 пунктам (материалы дела есть у WSJ). Среди них — использование государственных средств в целях личного обогащения, присвоение государственных активов, вывод денег за рубеж, незаконное хранение и оборот наркотиков и оружия, а также использование политических инструментов в борьбе с конкурентами по бизнесу. Общий ущерб, причиненный действиями бен Али, оценен в 1,6 млрд евро.

Когда бен Али пришел в власти, в экономике Туниса доминировало государство. С приватизации его активов и началось обогащение президента и его родственников, пишет WSJ.

Зять бывшего президента Маруан Мабрук в 2000 г. приобрел на аукционе контрольный пакет в тунисском дилере Mercedes — компании Le Moteur. Он также победил в конкурсе на получение лицензии на организацию первой в стране сети мобильной связи и широкополосного доступа в интернет. «Нет такой статьи — родство с президентом», — отвечал тогда Мабрук на обвинения в использовании родственных связей для получения контрактов.

Дочь президента бен Али в 2004 г. вышла замуж за сына генерала Сахера аль-Матери. Он тоже активно участвовал в приватизации государственной собственности, перепродавая купленные компании. В 2006 г. аль-Матери вложил вырученные средства в покупку филиала Nestle в Тунисе: 41% акций было приобретено за $2,6 млн у государственного банка Banque Nationale Agricole. Материнской компании даже не дали воспользоваться преимущественным правом покупки, сообщил представитель Nestle Робин Тикл. Спустя 1,5 года аль-Матери продал Nestle свою долю Nestle-Tunisie в 10 раз дороже — за $25 млн.

Брат второй жены президента Бельхассен Трабелси, по словам представителей правительства Туниса, приобрел несколько находящихся в собственности государства земельных участков на побережье Средиземного моря.

Затем он перепродал эти участки девелоперам, а вырученные деньги вложил в сеть отелей и чартерную авиакомпанию Karthago.

Трабелси занимался и банковским делом: в 2008 г. предприниматель Монсеф Мзаби, по его словам, принудительно продал свою долю в 3% в капитале крупнейшего частного банка страны Banque de Tunisie. Вскоре председатель правления банка ушел в отставку по состоянию здоровья, а банк возглавила жена министра иностранных дел Алия Абдалла. Это было решение бен Али, утверждает бывший председатель центробанка Туниса Тауфик Баккар. Несогласные члены совета директоров покинули свои посты, их сменили Трабелси и его деловые партнеры. К концу 2008 г. доля Трабелси в капитале банка возросла до 10%.

Предприниматель Бассем Лукил в 2005 г. собирался создать совместное предприятие с PSA Peugeot Citroen SA для импорта автомобилей в Тунис. Но в этот проект хотел войти Трабелси. После отказа Лукила его компанию 17 раз проверяла налоговая инспекция, а автомобили задерживались на таможне из-за несоответствия стандартам количества сидений: у машин 10 сидений, что не положено по нормам, заявляли таможенники.

В 2007 г. французский суд выдал ордер на арест другого племянника бен Али — Имеда Трабелси. Он был обвинен в краже 16-метровой яхты у французского банкира Лазара Фрера. Тунис отказал Франции в экстрадиции племянника, после возвращения яхты владельцу дело было закрыто.

Сам бен Али, по сообщению МИД Туниса, сейчас находится в Саудовской Аравии, куда 20 февраля был отправлен запрос об экстрадиции бывшего президента, но ответ пока не получен. В Саудовскую Аравию бен Али бежал на государственном Airbus стоимостью $250 млн со специально сделанным под него во Франции интерьером, сообщили представители правительства.

На прошлой неделе в отношении бен Али было начато расследование и во Франции. По запросу международных организаций Sherpa и Transparency International прокуратура Парижа проверит происхождение средств, потраченных на приобретение активов во Франции, в том числе подозрения в отмывании государственных денег.

Если борьба с коррупцией пока невозможна внутри страны, она направляется в те страны, где обитают активы коррупционеров, считает Елена Панфилова из Transparency International. Экс-президент также предстанет перед военным трибуналом по обвинениям в государственной измене, пытках и убийствах, сообщил представитель минюста Туниса, но эти обвинения бен Али пока не предъявлены и дата процесса не назначена.

Это политический процесс, главная цель которого — максимально очернить старый режим и легитимизировать новую власть в глазах населения, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Судить глав государств пытались во многих странах — от посткоммунистических до Южной Кореи и Чили, вспоминает он, но, помимо победы политических оппонентов, результата не было. Для раскручивания подобных дел решающим является политический фактор, уверена Панфилова.

Екатерина Кравченко, Маргарита Лютова, Ведомости


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100