Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (945) от 26 апреля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Над землей и под водой

Евгений БУЛАХ

ПАМЯТИ КОНСТРУКТОРА ПОДВОДНОГО АППАРАТА ЯКОВЛЕВА АРКАДИЯ ЕГОРОВИЧА
29 марта 2011 года одному из конструкторов обитаемого подводного аппарата «Шельф-ДВГУ» Дальневосточного государственного университета Яковлеву Аркадию Егоровичу исполнилось бы 74 года. 26 декабря 2006 года он погиб при катастрофе вертолета «Ми-2».


Мастерские авиационного техникума,
г. Арсеньев. Слева – конструктор
Яковлев А.Е., справа – командир
аппарата Шалганов Н.А. На заднем
плане – прочный корпус
ПА на монтажной раме.
Еще при его жизни одна из газет города Арсеньева опубликовала статью об Аркадии Егоровиче как талантливом конструкторе нашего времени.

Он был инженером-конструктором, машиностроителем, офицером запаса. Во время службы в ВВС налетал более 700 часов на самолете «Ту-16» в качестве стрелка-радиста. Выполнял правительственные задания во время кризиса на Ближнем Востоке. Десять лет преподавал в Приморском авиационном техникуме. Принимал непосредственное участие в подготовке более 2000 специалистов-техников машиностроения и самолетостроения.

С 1976-го по 1993 годы Аркадий Егорович был директором Института повышения квалификации авиационной промышленности в ААК «Прогресс». Он был отличником социалистического соревнования Министерства авиационной промышленности, полным кавалером почетных наград ДОСААФ СССР, имел почетное звание «Ветеран труда».

Многие ученики А.Е. Яковлева в настоящее время работают руководителями подразделений, главными специалистами предприятий города Арсеньева и регионов России.

На всех типах летательных аппаратов налетал 1200 часов, произвел 46 прыжков с парашютом. Он организовал ОКБ в авиационном техникуме и руководил его работой. Вместе с пилотами-любителями построил аэросани, самолет, трехцилиндровый двигатель «Звезда», по заказу ДВГУ участвовал в проектировании и строительстве подводного аппарата, модель которого была удостоена бронзовой медали на ЭСПО-75 в Японии.

Аркадий Егорович был влюблен в небо. Свою любовь он передавал молодым. Многие годы был президентом Федерации малой авиации (ФСМА) Приморского края.

В своем письме ко мне жена Аркадия Егоровича, Елена Васильевна, написала о нем (письмо от 17 июля 2008 года): «К величайшему сожалению, Аркадия Егоровича нет среди нас. Он погиб в вертолетной катастрофе. Как это было: 26 декабря 2006 года он и два пилота Григорьевы, летчики-испытатели, отец и сын, вылетели в село Ясное. Была оттепель, с утра шел дождь. Назад они возвращались после 17 часов, уже стало подмораживать, и шел густой снег. Домой они не вернулись, хотя лету оставалось на 5 минут. Погода испортилась, видимости никакой, произошло обледенение. Они упали на дно оврага, задев лопастями макушку высокого дуба. Лопасти разлетелись на куски. Вертолет загорелся, всё сгорело. Их долго искали с вертолетов, с самолетов МЧС, солдаты, егеря и охотники. Но снегом засыпало очень сильно. Был тогда большой снег в лесу, до 1 метра, что затрудняло поиск. Их нашли только через 7 месяцев, 28 июля 2007 года. Останки увезли во Владивосток на экспертизу. И только 13 сентября 2007 года их похоронили. Аркадию Егоровичу было 69 лет. Он не дожил до 70 лет 3 месяца – 29 марта 2007 года ему бы было 70 лет.

Похоронили его в одной оградке с сыном, младшеньким, летчиком. Наш младший сын окончил летное училище с красным дипломом. Ему 2 июня 1998 года исполнилось 25 лет, а через 10 дней, на День России, перед авиационным шоу он погиб на дельтаплане. Я еле выжила после этой трагедии. Потерять замечательного умницу-парня, а тут вот и мужа. Они оба были влюблены в небо. Небо их и забрало... Вот такие тяжелые испытания выпали на мою долю».


ПА «Шельф-ДВГУ» на ходовых
испытаниях
Для нас, проектировщиков, строителей и экипажа подводного аппарата «Шельф-ДВГУ» Аркадий Егорович был образцом конструктора высшего класса. Он проектировал и под его руководством в ОКБ авиационного техникума в городе Арсеньеве были выполнены на высоком уровне работы по изготовлению рамы, легкого корпуса и внутреннего интерьера аппарата. Рама была сварена из нержавеющих труб, а легкий корпус вылеплен из стекловолокна на эпоксидке. Им было предложено разместить движители аппарата на консолях, что значительно улучшило ходовые качества и маневренность аппарата.

В зарубежном и отечественном опыте строительства подводных аппаратов наиболее удачными были те, в конструировании которых принимали участие авиационные специалисты. Подводный аппарат «Океанолог» ДВО РАН был построен в ОКБ Специальных технических средств Минрыбхоза СССР, в коллективе которого, в большинстве своем, были авиационные специалисты, а «Шельф-ДВГУ» частично спроектировал и строил Аркадий Егорович Яковлев.

Вечная ему память!

Евгений БУЛАХ, гидронавт, член экипажей ПА «Шельф-ДВГУ» и «Океанолог», фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100