Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (945) от 26 апреля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Выбор профессии

Вит ЦЕНЁВ, psyberia.ru (в сокращении)

ЧЕЛОВЕК ИМЕЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК УМЕЮЩИЙ
В трудный период профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого, – получать доход, на который вы сможете приобрести всё желаемое вами.

Это не совсем справедливо, потому как после того, как вы всем этим обзаведетесь, люди будут спрашивать у вас: а что ты можешь? Чем ты занимаешься? Что делаешь? Чем ты занят?

Я знаю многих людей, которые продали свои мобильные телефоны по простой причине: они обнаружили, что им никто не звонит, да и самим им звонить особо некуда. Я знаю не одного человека, у которого где-нибудь в гараже или на платной стоянке ржавеет машина: оказалось, что ему некуда на ней ездить. Если вы ничего не делаете, то и вещи становятся бесполезными.

Как именно вы хотите быть полезными?

Если вокруг человека, который что-то имеет (допустим, деньги) собираются те люди, которые хотят использовать то, что он имеет, то вокруг человека, который умеет что-то делать, организовывается круг людей, которые хотят воспользоваться его умением. То есть, нужен сам человек, а не его деньги.

Ценность топ-менеджера не в том, что у него зарплата в 10 000 долларов, а в том, что он в месяц может делать оборот в пять миллионов долларов.

Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать у себя, какая область деятельности вам будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили зарплату, а это значит, что мне нужно найти работу поинтереснее, чтобы мне не было больно и обидно за зря потраченное время.

Но всё как раз наоборот: чем более интересна обществу ваша профессия и ваши умения, тем больше вы будете получать за нее денег. Чем более компетентно и умело вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это будет оплачено. Вы, в первую очередь, должны быть интересны тем, что вы делаете и как вы это делаете, а не вам должно быть интересно то, что вы собираетесь делать. А если вам интересно, так вы и платите сами себе зарплату.

Это не подразумевает, что лучшая профессия, – именно та, которая пользуется сегодня наибольшей популярностью. Почитывая газетки, вы можете сделать вывод, что ломиться надо именно в брокеры. Или в пиарщики. Или в менеджеры. И, не проучившись даже год, обнаруживаете, что пресса охладела к этой профессии, и она уже поет оды совершенно другим специальностям.

За этой птицей счастья можно гоняться до бесконечности: время идет быстро, тенденции на рынке меняются постоянно, спрос появляется и исчезает.

Правильный выбор профессии подчиняется двум правилам. Первое: профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И если первое утверждение справедливо, если вы им в полной мере руководствуетесь, то тогда вступает в силу второе правило: профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.

Зарубите себе на носу: вы на фиг никому не нужны, и никто не будет с вами тетешкаться, заплетать косички и гладить вас по головке. Вы интересны, если вы им полезны, если вы сможете решить их проблемы. Только в этом случае они готовы платить вам деньги, назначать зарплаты, выписывать премиальные, увеличивать проценты и бонусы.

Возможно, вы всё время спрашивали у себя: что я хочу делать, чем я хочу заняться? И вот теперь пришло время переиначить этот вопрос: что я хочу делать для других людей? Чем я хочу быть им полезен? Что я могу для них сделать? Какую проблему других людей мне было бы интересно разрешать? И вот только тогда, возможно, ваше профессиональное самоопределение сдвинется, наконец, с мертвой точки.

Методика поиска профессии

Данную методику нам предлагали в Томском Государственном Университете. Она имеет весьма универсальный характер, я уже как-то о ней поминал, и в дальнейшем вы могли бы ею пользоваться для решения любых проблем, связанных с выбором. Но сегодня посклоняем её конкретно на предмет профессиональных предпочтений.

Берем тетрадку и ручку и выполняем упражнение. Надо сделать определенное количество выборов, описывающих вашу будущую профессию и условия труда.

1. Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:

1.1. Географические условия
1.2. Характер рабочего места

В этом параграфе нужно составить списки желаемых качеств для каждого пункта. Можно (и нужно) прописывать как желаемые качества, так и такие, которые вами неприемлемы. К примеру, в желаемых вы пишете: хочу, чтобы в городе было метро. Или: хочу, чтобы был Макдональдс. Или чтобы в городе жило не менее 500 000 человек. И так далее.

Неприемлемыми качествами могут быть любые. Может быть, для вас неприемлем город, который не стоит на реке. Или город, где жара бывает под 50 градусов. Отрицательные качества преобразовывайте в положительные: то есть, раз вам не подходит жаркий климат, то пишите, что он должен быть умеренным.

Итого у вас получится список. Очень важно, чтобы этот список полностью удовлетворял ваши требования. Переходите к следующему пункту: характер рабочего места.

В своей матрице я писал такие вещи: близость к рабочему месту (чтобы не ездить за тридевять земель), удобное рабочее место, комфорт с климатической точки зрения (не жарко и не холодно), и так далее. Здесь всё точно так же: качества-плюс и качества-минус. Последние преобразовываются в плюсовые (не люблю стесненности, – значит, просторное место работы). Не жалейте времени и постарайтесь, чтобы ваш список получился законченным и полным.

2. Эмоциональная и духовная атмосфера работы

Опишите все желаемые качества эмоциональной атмосферы вашей работы, и опишите все отрицательные качества атмосферы работы (преобразовывая их в положительные). У меня вот получилось: дружелюбие, заинтересованность, конструктивизм, целеустремленность. Чем больше критериев вы получите, тем лучше, тем точнее будет результат.

3. Знания, с которыми я хотел бы работать

Перечислите здесь все области знания, с которыми вам хотелось бы работать. Вот пример такого списка: экономика, бухгалтерия, делопроизводство, психология, логистика, консалтинг, аудит.

4. Люди, с которыми мне хотелось бы работать

4.1. Коллеги
4.2. Клиенты

Здесь можно указывать возраст, пол, их доход (может, вам непереносимо, что окружающие вас люди зарабатывают в три раза больше вашего), вероисповедание, сексуальная ориентация, уровень их образования и их численность (микроколлективы, малые коллективы или же большие коллективы, – указывайте и примерную их численность). Всё, что вас волнует.

То же самое касается и клиентов. Какого пола? Какого возраста? Какой веры? Уровень их доходов? Образования? Все мои перечни – не руководство к действию, а направление для ваших мыслей.

Итого у вас два списка: ваши коллеги, и ваши потенциальные клиенты.

5. Информация, с которой вам хотелось бы работать

Перечислите все источники, с помощью которых вы хотели бы получать информацию: это телефон? Интернет? Телевизор? Сплетни и слухи? Газеты? Радио? Книги? Семинары? Что еще?

6. Предметы и вещи, с которыми вы хотели бы работать

Хирургический скальпель? Лазерный луч? Стамеска? Компьютер? Калькулятор? Перечислите все предметы, которые вам милы, и которые вы хотели бы использовать в своем труде.

7. Действия, которые бы я хотел совершать на работе

Не циклитесь на профессиональной привязке: ведь с равным успехом выступать перед людьми могут и директор цирка, и священник. Или же водить машину. Или фотографировать. У меня вот получился список из 17-ти действий.

Подведение итогов

Я не хочу сказать, что после того, как вы всё подсчитаете, у вас в явном виде получится ваша будущая профессия, – пожарник, поп, сваха, страховой агент, менеджер или бухгалтер. Нет, конечно. Этого не будет. Но вот то, что в вашей голове многое прояснится, и очень хорошо прояснится – в этом я уверен.

Аксиомы профессионального самоопределения

Ваша ценность определяется лишь вашей способностью решать чужие проблемы за счет своих профессиональных умений. Чем больше у вас знаний и умений, тем выше ваша цена на рынке.

Чем больше вас будут ценить, тем больше вам будут прощать, и тем чаще вам будут идти навстречу. А ваша ценность определяется вашими умениями, вашей способностью делать нечто полезное для других людей.

С каждым годом конкуренция будет только возрастать, и это значит, что ко времени вам нужно относиться очень бережно. За один год, потраченный на безделье, вы можете потом расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

Если вы всё еще не нашли свою идеальную профессию, то вам лучше учиться неидеальной, чем не учиться вовсе. Если вы не нашли подходящего места работы, то можно начать с того, где не очень подходит, чем не работать совсем.

Один год реальной работы даст вам больше умения и опыта, чем два года обучения тому, как работать правильно. И один год любого обучения приносит больше пользы, чем два года размышлений о том, где учиться лучше всего.

Вит ЦЕНЁВ, psyberia.ru (в сокращении)


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100