Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (923) от 23 ноября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Гарри Поттер – герой НЬЮ ЭЙДЖ

Надежда Алисимчик

Экранизирована первая часть «Даров смерти» – последней книги о «Гарре Поттере. В минувшую пятницу начался показ этого фильма. На 10-часовом утреннем сеансе в кинотеатре пенсионеров почти не было. Точнее, я увидела только одну пенсионерку, да и ту лишь в зеркале. А может, это было мое собственное отражение, но я так испугалась, что разглядывать не стала. Мало ли чего бывает, когда идешь на фильм о магии!

Что сказать о фильме? Хорошая литература воплотилась на экране хорошим фильмом: убедительная игра актеров, тугой сценарий, погружение с головой в сказку.

Что может быть лучше сказки? Ведь именно такой литературы в ХХ веке так не хватало озверевшей от политики и ненависти Европе. И самое лучшее, что могло случиться в ХХ веке, случилось. Появилась литература Новой Эры – магические притчи и сказки.

Сами по себе, они, конечно, не новые, поскольку вечное не бывает ни новым, ни старым. Оно лишь подобно бриллианту играет красками в зависимости от угла падения света. В результате каждая эпоха излучает свой свет, и получает свою сказку о добре и зле – вечной битве света с тьмой.

Почему во все эпохи сказки всегда со счастливым концом? Может быть, потому, что сказка – не закон жанра, а закон вечности? Мы все без исключения рождены, чтобы померяться силами со злом. Своим и всеобщим. И потому сказки об этой битве всегда в моде.

И появляются такие сказки совершенно неожиданно, как улыбка Чеширского кота в воздухе. Они приходят ниоткуда, когда мир кипит бытом, политикой, церковным сутяжничеством, забыв о вечном.

«Маленький принц» Экзюпери, «Властелин колец» Толкиена, «Чайка по имени Джонатан Левингстон» Ричарда Баха, «Алхимик» Пауло Коэльо, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Возможно, есть и другие произведения ХХ века, мне неизвестные.

Но эти – прорыв! Новая сказка о старом. Каждая на свой лад, своим языком, говорит о главном. Но все они написаны в новых энергиях в преддверии Новой Эры. Их авторы – первые проводники этих энергий высокого напряжения. В этих притчах и сказках нет ни намека на подражаловку кому-либо или чему-либо.

«Маленький принц» – лирическая сказка-жемчужина об ответственности любви. Приручил – заботься. «Чайка...» – сказка-притча об одиночном бое за свободу. «Алхимик» говорит об опасности пути к своей мечте, верность которой и есть единственная возможность стать самим собой в полный рост. Все эти три магические сказки объединяет одно – герои проделывают свой путь в одиночку. У каждой сказки свой магический аромат. Их авторы написали немало других книг, а Коэльо и Бах продолжают писать и ныне, но Бог нежно дышал им в затылок лишь при написании «Чайки...» и «Алхимика».

Герои Толкиена и Джоан Роулинг борются со всеобщим злом. Они этого не планировали, их выбрала судьба. Тощенький очкастый Гарри и невысоклик хоббит – таковы герои этих сказок. Хоббита Фродо на борьбу со всеобщим врагом выбирают потому, что, глядя на него, никто не заподозрит в нем реальную угрозу, так он обычен и хлипок на вид. То же самое и Гарри Поттер.

Закон сказки – закон жизни, квинтэссенция нашего пути на земле. И каждый из нас, как и герои сказок, попадает в ситуацию, когда нужно либо повернуть налево, либо направо, либо прямо. Это излюбленный лейтмотив и русских народных сказок. Ну, а коль пошел прямо, жди всех чертей на дороге. Называй их хоть гоблинами, хоть кикиморами, хоть черными магами, хоть лешаками, хоть ментами или бандюками, суть одна – встреча неизбежна.

Вроде прошёл мимо. Но тут же, исчерпав страх, силы зла идут на хитрость – прикупить добра молодца. И отнюдь не одним златом и серебром. А кого девицей увлечь, кого магической силой пообещать наделить, кого винными парами окутать и усыпить. Что в жизни, что в сказке, суть одна – кто-то или что-то всегда толкает сойти с прямой дороги. А значит, отказаться от своей мечты – единственной тропинки к собственному росту.

Или, еще приемчик у зла – заставить увернуться от одиночного боя и затеряться среди борцов за правое дело. Какая знакомая сказка, верно? Сказать твердое «нет» тем, кого любишь, когда они просят тебя сойти с прямого пути – не высшая ли верность, что в жизни, что в сказке? Сказать единомышленникам: «Простите, дальше я пойду один». И уйти, получив в спину ком грязи.

И в конце пути, когда перед глазами туман усталости, быть всё-таки пойманным собственной «праведностью», которую тебе внушают силы зла, склоняя к мести. А потом встать и, шатаясь, продолжить свой путь.

Всё это есть и в жизни, и в сказках. Сказки – абстрактное ядро жизни. Жизнь – это твоя личная сказка. Ужасненькая и веселая, если рискнешь быть верным своей мечте. Скучная, однообразная и тревожная, если сдашься чужому благоразумию.

При этом наша жизнь кишит сказочными существами, как и в Гарри Поттере. Мы создаем их сами ежеминутно своими мыслями и населяем окружающее пространство. И живем среди них. Многие люди уже давно это осознали, и магические фантасмагории Толкиена, Роулинг, Булгакова – всего лишь проявленный этими писателями образ наших мыслей.

Почему такое шипение из-под черных ряс на Гарри Поттера? Да потому что эти самые бесы, которыми пугает церковь, во всех углах этой самой церкви, но невидимые. Курят там фимиам убийцам и мошенникам. А тут, бац, и сбросили с них невидимые сказочные покрова. И что увидели? Мерзкие рожи поповских мыслей – зависти, жадности, обжорства и пьянства. Чем не компания Воланду-де-Морту? Просто его свита, вот и злобятся черносутанщики.

Но на самом деле, ни у Толкиена, ни у Роулинг нет никакой связи с конкретикой, как во времени, так и в пространстве. Никакой политики и религии, ведь во все времена человек борется со злом в себе и вне. При любом строе и уровне цивилизации суть этой борьбы не меняется.

И все сказки именно об этом. Не напрасно Толкиен сам писал, чтобы не искали аналогии и аллегории его сказок в реальной жизни. Он просто развлекался сам, когда создавал своих хоббитов. Играл со словом, мифами и легендами разных народов, писал и головой, и сердцем.

И получил в подарок рассказ «Лист кисти Ниггля» почти таким же путем, то есть без собственного обдумывания, как Ричард Бах «Чайку…».

Сам Толкиен рассказывал, что, проснувшись однажды утром, обнаружил в своей голове странную вещь. Он сел и за два часа записал, что было в голове – сказочную притчу «Лист кисти Ниггля», которая была издана в 1947 голду.

Она так потрясла верующих, что на поминальной молитве в 1973 году, организованной почитателями Толкиена в Америке, была прочитана именно эта притча. Сам Толкиен называл ее исповедью. Читаешь, и она выворачивает тебя наизнанку своей жизненностью.

Современный мир, особенно в Интернете, наводнен интеллектуальными сказками и вывертами фэнтези. Но отличить литературу, написанную в новых энергиях легко. Ведь сказки о вечном пишутся на языке сердца. И потому их так мало. Как мало и фильмов о победе над злом. Фильм о Гарри Поттере – как раз из таких.

Для меня «Гарри Поттер» еще ассоциируется с «Мастером и Маргаритой». Хотя точно сама не могу определить, почему. Может быть из-за того, что имена Волан-де Морта и Воланда созвучны? Это как будто две разобщенные ипостаси всеобщего зла. Только у Булгакова Воланд как бы еще не получил титул с приставкой «де», а у Роулинг он уже лорд зла и действует как сила, которая поработит всех, если не получит бесстрашный отпор хотя бы от одного.

У Булгакова эта сила пока лишь делает страшное смешным. А смешное – не бывает страшным. Кроме того, сила булгаковского Воланда не может противостоять любви и верности, и покровительствует им на своих условиях. Воланд еще способен отпускать свои жертвы, когда чаша страданий исчерпана. Но карает атеистов безумием, ведь, коль они не признают Бога и Христа, значит, нет и сатаны! А отрицать сатану – это уж сущее безумие. И потому – получите!

Созвучие у Роулинг и Булгакова есть еще и в другом. Суть власти зла – страх и контроль! Контроль над словами и делами – основа сатанинской власти красных, и идеологический оплот ее – « МАССОЛИТ» у Булгакова. Ведь литераторы – маги слова! Черные, белые или серые, но маги!

У Роулинг Волан-де-Морту уже нужен контроль над мыслями – это основа власти черного лорда. При этом контроле никому нет пощады. Смерть всем, не поддающимся контролю.

Сказка это или реальность? Современный мир движется к этому сценарию со страшной силой. Электронное, наркоделическое, экстрасенсорное вторжение в наши сны и сознание идет полным ходом!

Все настоящие сказки перекликаются и друг с другом, и с жизнью. Как звезды в небе и наше Солнце. Ведь сказки – небесный компас земного человека! «Над вымыслом слезами обольюсь», – сказал поэт.

А что может быть лучшим релаксом нашим измученным душам, чем сказка с добрым концом? Потому хотелось бы, чтобы побольше пенсионеров посмотрело этот фильм.

Надежда Алисимчик.

P.S. Особенно рекомендую читателю «АВ», который, интеллигентно выражаясь, затрахал обсуждением статей на нашем сайте под ником Лох. Изъявит желание посмотреть фильм – билет куплю самолично.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100