Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (917) от 12 октября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Приморские следователи «за» или «против» в деле Дарькина?

Надежда АЛИСИМЧИК

Президент назначил таки Бастрыкина исполнять обязанности председателя следственного комитета (СК) РФ, отпочковавшегося от Генпрокуратуры.

И Бастрыкин пустился вскачь! Ведь с 1 января начнут утверждать состав этого ведомства, и можно остаться за бортом. Потому до Нового года нужно многое успеть сделать. Точнее – хоть что-нибудь сделать, а не развалить.

Из крупных дел, доставшихся Бастрыкину, уже ничего в кучу не соберешь, чтобы похвастаться успехами. Там сплошь неустановленные лица, а за решеткой преимущественно их адвокаты, да те, кто мешал разваливать эти дела.

КТО ВОР – ВЛАСТЬ ИЛИ ОБЩАК?

Бастрыкин взял, да и уволил наскоряк руководителя Хабаровского краевого управления СКП Геннадия Фатеева и его заместителя Константина Лысенко. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что оба лишились своих должностей за «нарушение присяги» и совершение поступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 43 федерального закона «О прокуратуре»).

Интрига тут в том, что, по словам госдепа Резника (не к ночи будь упомянуто его имя – засудит и во сне), основанием для этого стали, в том числе, и его запросы в Генпрокуратуру. Депутат считает, что руководство следственного управления пошло на поводу у воров в законе и стало преследовать свидетелей обвинения по громкому делу «Общака». Кроме того, освободило из-под стражи целый ряд подозреваемых. В своих обращениях в Генпрокуратуру депутат Резник утверждал также, что Геннадий Фатеев воспользовался подложными документами и якобы за счет средств СКП купил в Хабаровске для сына квартиру.

«По результатам проверок Генпрокуратура, насколько мне известно, несколько раз обращалась к Александру Бастрыкину, чтобы тот возбудил уголовные дела в отношении Фатеева, однако в СКП не усматривали в его действиях состава преступления, – сказал «Ъ» господин Резник. – В итоге он был только уволен, а значит, справедливость восторжествовала только частично».

Через некоторое время краевой СК распространил сообщение о том, что по той же причине, то есть за нарушение присяги, уволены еще и заместитель Лысенко по отделу по расследованию особо важных дел, и один из следователей по особо важным делам. Их уволили «по результатам проведенных проверок», связанных со строительством федеральной автотрассы Чита – Хабаровск.

По другой версии, руководитель Хабаровского СК и его зам уволены в связи с громкими скандалами всероссийского масштаба.

Один из этих скандалов разгорелся в Хабаровском крае после публичного заявления главы Хабаровского СКП осенью 2009 года. Тогда Фатеев сообщил о том, что следователи возбудили уголовное дело в отношении краевого министра финансов Александра Кацубы за хищение им из краевого бюджета 330 млн руб. Эти деньги якобы (?) были выделены коммерческим компаниям, и на них был якобы куплен московский банк, впоследствии использовавшийся «руководством края» для вывода средств за рубеж.

Вскоре дело было прекращено Генпрокуратурой как незаконное. Однако в результате проверки Счетной палатой в начале 2010 года аудитор СП выявил факт незаконности предоставления кредита и несвоевременном возврате средств в бюджет, а также установил, что документы по кредитам пяти компаниям были уничтожены минфином края в 2009 году. Это вполне в струе с фактом возбуждения уголовного дела о хищении денег из бюджета Хабаровского края. Но никаких публичных заявлений ни со стороны власти, ни со стороны следствия больше не было.

Второй скандал был связан с делом зампрокурора Нанайского района Виктора Басова. На него поступило заявление в СКП об изнасиловании трех 15-летних школьниц. Басова задержали, но прокуратура Хабаровского края отменила постановления о возбуждении дела в отношении Басова как «незаконное, необоснованное, немотивированное и преждевременное». Видимо, переквалифицировали «сексуальное насилие» на «сексуальный гигантизм», ведь в заявлении говорилось о двух фазах насилия трех школьниц – в прокурорской машине и в прокурорской квартире.

Геннадий Фатеев при этом настаивал, что дело должно быть возобновлено. Конфликт дошел до Генпрокуратуры, и дело Басова, к тому моменту уже уволенного из органов прокуратуры, всё же было возобновлено и, в конце концов, ушло в суд.

Впрочем, а есть ли разница в этих двух версиях о снятии с должностей руководителя СК по Хабаровскому краю и его заместителя? И есть ли вообще какая-то принципиальная разница в том, сняли ли следователей за помощь «Общаку» по ходатайству госдепа Резника или сняли за заведении уголовки на чиновника и прокурора? Ведь следователи тоже люди и, как и мы, не всегда могут отличить власть общака от общака власти. Вот, например, у нас, в Приморье...

ПРИМОРСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ В БЕГАХ

Наша газета уже неоднократно писала о незаконной продаже федерального имущества и роли губернатора Дарькина в этой афере. Уголовное дело № 138212, более известное жителям нашего края как дело Мещерякова, было заведено еще в декабре 2007 года СКП по Приморскому краю. Тогда был взят под стражу и заключен в СИЗО и.о. руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю Игорь Мещеряков. Ранее он занимал пост вице-губернатора и курировал краевое имущество.

Как сообщало в те дни РИА «Новости», арест Мещерякова был произведен в рамках расследуемого ГУ ДВФО Генпрокуратуры дела о реализации госимущества по ценам, заниженным в десятки раз. Проверка, проведенная следственными органами, установила, что в течение двух последних лет возглавляемый Мещеряковым приморский региональный филиал Российского фонда федерального имущества в десятки раз занижал рыночную стоимость переданного на реализацию имущества, в итоге лишив бюджет полутора миллиардов рублей.

Вскоре в рамках этого уголовного дела обыскали самого губернатора. В следственных материалах по делу № 138212 ему инкриминируется главная роль – создателя ОПС с долей в 75% от сделок с федеральным имуществом. Кроме Дарькина и Мещерякова следователи называют еще в числе подозреваемых членов ОПС депутата ЗакС Приморья Степанченко.

Поскольку подробности аферы с краевым имуществом обошли не только приморские СМИ, но и широко тиражировались в Интернете, не буду повторяться. Об этом наша газета подробно писала («Коронация губернатора в законе», «АВ» № 46, 2009 г.) накануне переназначения Дарькина на новый губернаторский срок, пытаясь привлечь внимание. Редакция посылала письма в Приморский СКП, Генпрокуратуру и Президенту с вопросом, можно ли назначать Дарькина на новый срок при таких его делах?

Из Приморского СКП нам вообще никакого ответа не прислали, а из Генпрокуратуры наше обращение направили к приморским следователям. На что они, как водится, сообщили, что-то вроде того, что коль суда нет, значит с Дарькиным все в порядке! Вот.

Депутат ЗакС Степанченко, обвиняемый вкупе с губернатором и Мещеряковым в мошенничестве с федеральным имуществом на сумму, по первой версии, в полтора миллиарда рублей, сбежал за границу. Прихватив при этом еще и по другому уголовному делу 180 млн рублей из бюджета края как руководитель компании «ДВ Стройсвязькомплекс».

Нельзя сказать, что следователи плохо работали по делу о мошеннической продаже краевого имущества. Успехи их трехлетней работы немалые, даже, можно сказать, гигантские! Если вначале было заявлено об ущербе в полтора миллиарда рублей, то потом эта сумма превратилась в 70 миллионов рублей. Вот так, полутора миллиардов и в бюджете нет, и в деле их нет, и имущества у государства нет. Коль следователи продолжают работать в том же направлении, то, возможно, на суде уже речь пойдет всего лишь о нескольких тысячах рублей.

При таком раскладе дойдет ли вообще дело до суда? Ведь и судить-то практически некого. Губернатора Дарькина в этом деле зашифровали под «неустановленное лицо», Степанченко прячут в США. Мещеряков, в связи с истечением максимально допустимого срока содержания в СИЗО до суда, летом этого года тихо и скромно выпущен под залог в 5 млн рублей. А суда все нет.

А что же украденное имущество? Чье оно? Например, городской пляж «Юбилейный», купленный госдепом Кондратовым, в результате чего бюджет понес ущерб в 9 096 149 рублей? Чьим золотым дном он является всё это время: за вход берут по 30 руб. с человека? И в каких имущественных отношениях этот «имущественный комплекс» находится с господином Кондратовым на сегодняшний день? Молчит Приморский СК, сколько ни пытай!

Вместо дел о чудовищной коррупции с федеральной собственностью, и еще большей по размаху коррупцией в лесной и рыбной отраслях Приморского края, следователи отрабатывают свои зарплаты на мелочевках. Сытно и безопасно. Вот взять хотя бы прогремевшие на всю страну откровения Петра Диюка! Он сохранил за собой пост начальника управления лесным хозяйством администрации Приморского края, поскольку в результате служебной проверки по факту его заявлений в эфире телеканала «Россия-1» о широкомасштабном воровстве древесины в регионе и его личном вкладе в это разворовывание, основания для увольнения чиновника установлены не были.

Между тем, Новый год не за горами не только в Хабаровске, но и в Приморье, господа сыщики! Вдруг Бастрыкину для сохранения кресла будет недостаточно увольнения только руководства Хабаровского СК?

Надежда АЛИСИМЧИК


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100