Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (913) от 14 сентября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Цены на взятки опережают цены на гречку

Артем Кречетников, корр. КПРФ.mht

«По оценке Всемирного банка, коррупционный оборот в России в настоящее время составляет 48% ВВП. Размер среднего размера взяток, составлявшего в 2008 году 9 тысяч рублей, в 2009 году – 23 тысячи рублей, а в первой половине нынешнего года – уже 44 тысячи. Разумеется, при этом учитывались только данные расследованных уголовных дел».

На каждые 25 дел о коррупции в России приходится только один судебный приговор, по которому провинившийся чиновник действительно оказался за решеткой. Ученые проанализировали данные МВД и судебного департамента при Верховном суде за 2007-09 годы по основным коррупционным составам преступления – «злоупотребление полномочиями» (ст. 201 УК), «коммерческий подкуп» (ст. 204 УК), «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК), «незаконное участие в предпринимательской деятельности» (ст. 289 УК), «получение и дача взятки» (ст. 290 и 291 УК).

В 2007 году было зарегистрировано 21842 преступления такого рода, до суда дошли 6185 дел, в заключении оказались 675 человек, приговорены к условным срокам – 3650, оштрафованы – 1744.

В 2009 году ситуация почти не изменилась: зарегистрировали 23518 преступлений (на 7,6% больше), в суд передано 6691 дело, к реальным срокам лишения свободы приговорили 903 человека (еще 3694 приговорили условно, 1926 оштрафовали).

Получается, что в среднем реальный срок коррупционер получает в одном случае из каждых 25 зарегистрированных преступлений, а из тех, чьи дела дошли до суда – каждый восьмой. В 2007 году к условному сроку или штрафу приговорили 86,9% коррупционеров, в 2009 году – 85,2%.

При этом максимально возможная санкция за злоупотребление полномочиями (от трех до пяти лет лишения свободы) в последние два года не применялась вообще, а максимальное наказание за взяточничество (от пяти до восьми лет) получили в 2009 году только четыре человека.

Между тем, число официальных сообщений и публикаций в СМИ о «разоблачении коррупции» значительно превышает количество реальных дел, тем более, попавших за решетку преступников. По данным сайта «Медиалогия», с начала 2008-го до осени 2009 года их появлялось в среднем по 100 в день, потом внезапно стало примерно вдвое больше, а после этого оказалось примерно на уровне 125 в день.

«Возможное наступление ответственности не только не является серьезным сдерживающим фактором, но и не выполняет профилактическую функцию по предупреждению коррупции», – резюмируют авторы исследования.

В правоохранительных ведомствах, куда обратилась газета «Ведомости», от комментариев по существу воздержались. В пресс-центре МВД сказали, что «материал требует дополнительного изучения». Пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов заявил, что «надо понимать, насколько корректно интерпретировались приведенные в этом исследовании статистические данные». Ранее проведенный экспертами Российской правовой академии опрос примерно тысячи сотрудников МВД, прокуратуры, Следственного комитета и Минюста в 80 регионах показал, что только 27,3% из них доверяют официальной информации о масштабах коррупции. Большинство самих правоохранителей уверены, что данные «подгоняются и фальсифицируются».

По оценке Всемирного банка, коррупционный оборот в России в настоящее время составляет 48% ВВП. Из-за коррупции отечественные предприниматели теряют до половины прибыли, а должность инспектора ГИБДД можно купить за 50 тысяч долларов. Больше всего взяток берут за оказание государственных и муниципальных услуг и в сфере образования, а территориально – в Москве, Московской области, Татарстане и Санкт-Петербурге.

В департаменте экономической безопасности МВД РФ говорят о резком росте среднего размера взяток, составлявшего в 2008 году 9 тысяч рублей, в 2009 году – 23 тысячи рублей, а в первой половине нынешнего года – уже 44 тысячи. Разумеется, при этом учитывались только данные расследованных уголовных дел.

По словам проректора Российской правовой академии Виктора Астанина, работа его коллег – первая попытка проанализировать состояние не коррупции как таковой, а борьбы с ней. Ценность исследования состоит и в том, что оно опирается на цифры, тогда как Transparency International и другие неправительственные организации оперируют оценочными суждениями российских граждан, в том числе живущих за границей.

Во время недавнего автопробега по Дальнему Востоку премьер Владимир Путин заявил корреспонденту «Комсомольской правды», что в целом удовлетворен ходом борьбы с коррупцией в стране.

Как водится, Путин сослался на пример других стран, заявив, что в российской ситуации «ничего уникального нет».

Президент Дмитрий Медведев на июльской встрече с депутатами Госудмы и региональных парламентов признал, что никаких значимых успехов в этом направлении не достигнуто.

К числу не довольных нынешним положением дел президент почему-то отнес и самих коррупционеров. «Очевидно, что состоянием борьбы с коррупцией недоволен никто – ни наши граждане, которые считают коррупцию одной из самых серьезных проблем, одним из самых больших вызовов нашему государству, ни чиновники, ни сами коррупционеры», – заявил он. Борьба с коррупцией в системно коррумпированной стране – вопрос политический, а не правоохранителей и судов, говорит директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова.

Артем Кречетников, корр. КПРФ.mht


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100