Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (913) от 14 сентября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Откуда спуск «на тормозах»?

Вероника МАЛИНИНА

В конце августа нынешнего года жительница ЗАТО г. Большой Камень, находясь в здании милиции, вручила взятку должностному лицу в сумме 15 000 рублей за «крышевание» проституции. Не знала дама, что возьмут ее с поличным. Видать, сильна была вера, что проще откупиться, чем распустить притон с «ночными бабочками».

Дела давно минувших дней…

Два года назад Приморье сотрясали коррупционные скандалы, связанные с высокопоставленными чиновниками. Самый заметный из них – арест мэра Владимира Николаева, обвиненного в злоупотреблении должностными полномочиями.

Краевой парламент в 2007 году потерял двоих депутатов. Дмитрий Мудров попал в в СИЗО. По версии следствия, будучи начальником управления научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук, он, заключив фиктивные договоры тайм-чартера на научно-исследовательские суда, совершил хищение денежных средств в сумме более восьми миллионов рублей. А Геннадий Лысак, обвиненный Генпрокуратурой в организации «преступного сообщества, осуществлявшего широкомасштабную контрабанду товаров из Китая в Россию», вообще вынужден скрываться за границей.

Не везло, мягко говоря, в том году и чиновникам краевой администрации. Задержан при получении взятки в сумме 1,2 миллиона рублей вице-губернатор Александр Шишкин, которого называли одним из наиболее вероятных претендентов на пост главы администрации Владивостока вместо Николаева. А прокуратурой края предъявлено обвинение руководителю департамента имущественных отношений Владимиру Книжнику. Как считает следствие, в результате незаконных его действий из государственной собственности Приморского края отчуждено 50 объектов недвижимости, расположенных в городах Владивостоке и Артеме, часть из которых является памятниками истории и культуры, а бюджету Приморского края причинен ущерб на сумму свыше 70 миллионов рублей. Руководителю территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю Игорю Мещерякову предъявлено обвинение в мошенничестве в крупном размере. Он обвиняется в приобретении права на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Приморского края, путем обмана, то есть в совершении мошеннических действий в особо крупном размере.

Позже всех фигурантов объединили в одно досье: «Дело Мещерякова и Ко». Юрий Степанченко живет и работает в Нью-Йорке. Именно туда он поспешно перебрался в декабре 2007 года, когда за решетку один за другим попали двое его «коллег» по криминальному бизнесу. В международном розыске Юрий Васильевич находится уже три года. И вот в СМИ появилась информация, что Степанченко 3 декабря 2009 года задержали сотрудники Иммиграционно-таможенной службы США.

Приморские мздоимцы впереди

О размахе коррупции в Приморье мы говорим с Виталием Номоконовым, профессором, директором Центра по изучению организованной преступности, заместителем директора юридического института ДВГУ:

– Коррупция – самый латентный вид преступности. Поэтому если даже обращаться к цифрам, то видно, что у нас в Приморском крае последний 2009 год зафиксировал почти двойное снижение числа коррупционных преступлений и это вызывает просто недоумение. В то время как в России идет рост.

Здесь, на юге Дальнего Востока, мы видим большой размах внешне-экономической деятельности. Отсюда и криминальные потоки, здесь и крышевание этих потоков, отсюда, естественно, и коррупция повышенная.

Коррупция подпитывается теневой экономикой, а если брать социальные истоки, то это прежде всего организованная преступность.

Про Мещерякова и Степанченко. Должен сказать, что Степаненко, насколько мне известно, сейчас находится в США. Он задержан, и власти США решают, что с ним делать, выдавать или не выдавать. Насколько мне известно, сам Степанченко все это дело представляет как политическое давление на него и чуть ли не преследование и опять-таки со стороны чуть ли не губернатора. Конечно, нам смешно все это слышать, потому, что на самом деле о Степанченко много писала Мария Соловьенко. В общем все, что писали СМИ, подтверждается нынешними расследованиями. Но опять-таки, здесь, с одной стороны, есть депутаты, которые находятся за границей и не уязвимы, а с другой стороны, есть и действующие лица, которые из уголовных дел странным образом исчезают.

В 2008 году весной проходили обыски у нашего губернатора и на работе, и на даче, после чего он срочно заболел и дело потом заглохло. Так вот продолжение этой истории таково. Не все знают, однако есть реальное уголовное дело, где фигурируют Мещеряков, Книжник и другие, я говорю в прошедшем времени, потому что в Интернет просочилась информация о неком документе, где Сергей Михайлович Дарькин вдруг преобразовался в неустановленное лицо, и опять это вызывает недоумение, поскольку следствием оно вроде было установлено. Но, видимо, руководство правоохранительных органов решило, что может быть еще не время, может быть не место, но во всяком случае, губернатор переутвержден на новый срок и благополучно работает. Хотя можно задаться вопросом: как можно руководить краем, когда целая команда вице-губернаторов отстранена от должности, привлечена к уголовной ответственности, в то время как целый ряд действующих лиц, депутатов находится в розыске.

Что касается Степанченко, я думаю, что когда у меня спрашивали американцы мое мнение, я сказал: это – чистая уголовщина, никакой политики здесь нет. И было бы лучше бы, если бы американские власти выдали бы господина Степанченко в руки правосудия. Кстати говоря, их отдельно интересовал вопрос, заказное это дело или обычное. С моей точки зрения, никакого здесь заказа нет.

Что касается разбазаривания объектов недвижимости. Должен сказать, что дело это продолжается. Но за этим делом стоят достаточно высокопоставленные, еще более высокопоставленные особы, и я боюсь, что оно будет спущено частично на тормозах. Т.е., основные фигуранты будут выведены из дела. Бичуем маленьких воришек для удовольствия больших – вот так можно подытожить ход борьбы с коррупцией у нас в крае, да и не только в крае.

По Диюку. Это – вызов не только общественной морали, это вызов правоохранительным органам. Я могу напомнить вам уголовное дело в отношении Ломаева, бывшего федерального инспектора. Несмотря на то, что уголовное дело было, он продолжал работать, даже после того, как перестал быть федеральным инспектором. Он продолжал в полпредстве выполнять какие-то важные поручения. А возьмите Книжника, которого взяли вице-мэром в Арсеньев. Это просто наглость властей, властей, которые считают, что всё дозволено. И можно вылезти сухим из воды.

Думаю, что сейчас на скамью подсудимых попадают младшие братья коррупционеров или средние. Что касается старших братьев и их крестных отцов, то они пока в недосягаемости.

Так уж повелось, что взятку дают везде: в высших учебных заведениях за хорошую оценку на экзамене, за то, чтобы устроить ребенка в садик, надо дать на «лапу», гаишнику, что сидит в кустах, чиновнику – за решение вопроса. Теперь ноу-хау – откат из компенсации, за то, что вашу недвижимость изымают под федеральные нужды. От простых смертных требуют 20% от суммы. Для подрядчиков и субподрядчиков откат составляет 5-10% от миллиардного заказа. В итоге получается очень даже неплохо. Средний размер взятки в Приморье выглядит скромно – всего 7 тысяч рублей, хотя по России он 35-40 тысяч. Совсем не скромные аппетиты у приморских чиновников, которые занимают ключевые посты, и порой для решения вопроса 7 тысяч выглядят, как насмешка. Для того, чтобы получить лицензию на торговлю алкоголем, потребуется сумма от 150 тысяч рублей.

– Это минимально, – говорит Виталий Номоконов. – На самом деле, откат этот – 30-40% от общей суммы заказа, особенно при строительных работах, в дорожном строительстве. Так уж повелось в родном Приморье, что для предпринимателя получить госзаказ, не откатив, я не знаю, наверное, невозможно. Возможно, я говорю сейчас кощунственные вещи, я специально именно это вопрос не изучал, но практика такова. Не подмажешь, не поедешь. Не подкупишь, значит, не получишь заказ.

Взятка сотруднику ГИБДД – это «нормально». Никто не будет спорить, что это есть… Мой студент-дипломник обратился к 50 знакомым, и все признались, что ни один из них не проходил реально техосмотр. Всё просто заплатили. А вот практика борьбы с коррупцией, например, в Италии. Там тоже все очень долго наблюдали. Но в очередной раз, когда очередного прокурора на Сицилии отправили к праотцам, итальянцам это надоело. Был резко ужесточен Уголовный кодекс, а 70 процентов чиновников были изгнаны со своих постов в ходе известной операции «чистые руки».

Приморским взяточникам Иван Грозный не указ

В этом году в России отмечается 460 лет с тех пор, как первого взяточника казнил Иван Грозный. Мздоимцем оказался не в меру жадный до денег дьяк. Он принял в «дар» гуся, брюхо которого было набито золотыми монетами. Хапугу вывели на торговую площадь. После чего Грозный спросил у палачей: кто из них умеет разрезать гуся? Несчастного казнили по всем правилам тогдашнего этикета поедания птицы. Сначала отрезали ноги по голень, затем руки по локоть. При этом у истязаемого спрашивали: «Вкусно ли гусиное мясо?» Под конец мероприятия несчастному дьяку отрубили голову.

Второй наш собеседник, с которым мы поговорим о коррупции, Игорь Николаевич Баранник, председатель комитета по безопастности предпринимательской деятельности и противодействию коррупции Приморской торгово-промышленной палаты.

– Я говорю, как профессор, и как человек, прошедший школу, горнило правоохранительных органов. Поэтому прекрасно понимаю, что только одними силовыми структурами проблему коррупции не решить. 7 мая этого года управление торгово-промышленной палаты Приморья приняло решение о создании этого комитета. Одна из задач нашего комитета – это содействие бизнесу в противодействии коррупции плюс создание условий взаимодействия с координирующими органами. Это прокуратура, МВД и другие. Создание инструмента по облегчению работы бизнеса. Наша задача – выход через торгово-промышленную палату на ФСБ.

Если предприниматель или обычный человек столкнулся с фактами вымогательства взятки, то он должен прийти и поделиться своей проблемой И, если это проблема не частного характера, которая требуется ему, то мы можем подсказать, в какую юридическую фирму обратиться.

Но мы должны реагировать не на домыслы, а на конкретные факты. И если бизнесмен делится фактами, что с него вымогают, то он должен быть готов к тому, чтобы быть заявителем по пресечению коррупции в том или ином органе.

Коррупции подвержены не только чиновники администрации края, города, но и правоохранительных органов, мы можем проинформировать вышестоящие органы. Например, начальника УВД, прокурора края…

В настоящее время я занимаюсь рассмотрением дел двух бизнесменов. Там требуется правовая оценка, поскольку человек прошел ряд инстанций в правоохранительных органах и не нашел понимания. В этой связи наши юристы сейчас заняты правовой оценкой.

Вероника МАЛИНИНА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100