Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (886) от 10 марта 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Исповедь воспитанницы детского дома

Наталья ФОНИНА

После того, как в «Арсеньевских вестях» была опубликована статья «Детский Содом», в редакцию позвонила девушка. Ей тоже довелось пройти суровую «школу жизни» в детском доме. Как шрамы от ранящих осколков, воспоминания не отпускали и напоминали ей о себе время от времени. Она поведала мне историю своего детства.

Первые детские воспоминания

Мне исполнилось четыре годика. Очень болезненная мама была единственной кормилицей в нашей семье из двух человек. Но из-за тяжелого состояния здоровья она не могла обеспечить даже скромное проживание нашей семьи.

Меня определили в приют, который в то время находился на пригорке Почтового переулка. К приюту прилегала обширная территория. В летний период для нас, детдомовцев-дошкольников, это был настоящий «маленький рай» с многочисленными деревьями и клумбами. Лишь этот короткий промежуток моей жизни в детском доме запомнился как счастливая пора детства. Эти счастливые воспоминания дошкольных лет, с их обрывками фраз и событий, обрывались двумя трагедиями моей жизни.

Сначала умерла моя мама.

А чуть позже приют расформировали. И нас распределили по детским домам города Владивостока, как рассортировывают яблоки или груши. В то время родные братья и сестры оказались в разных детских домах. Они практически не имели возможности общаться друг с другом.

Вместе с кардинальными изменениями детдомовского быта канули в прошлое доверительные откровения с нашей любимой воспитательницей, непосредственное совместное времяпровождение на приусадебном участке. Мне казалось, что старшим было абсолютно наплевать на то, чем мы живем, что думаем и, наконец, что вообще из себя представляем. Для воспитателей все в этой детдомовской суете было «заточено» на планах и успеваемости.

Детдомовский беспредел

О том, что происходит в детском коллективе, знали многие воспитатели. Но на все закрывали глаза и безнадежно разводили руками: мол, детский дом, он и есть детский дом. Что тут особенного! Одним словом, в новом детском доме мы ощутили себя «отбросами социума» во всей полноте этого выражения.

Там с позволения старших происходило многое.

Например, процветало воровство. Самые элементарные вещи невозможно было хранить в комнате. Но... сначала нижнее белье, принадлежности гигиены, шапки приходилось отвоевывать. Их выхватывали из рук нянечки. А после надежно прятали в укромное место, недоступное для других любопытных детских глаз. Старшие забирали у младших все, в том числе и то, что приносили им какие-нибудь родственники или благотворители.

Неожиданно для меня в детском доме появилась женщина Антонина Ивановна, пожелавшая удочерить детдомовскую девочку. Она остановила свое внимание на мне. И стала частым гостем в нашем детском доме. Она приносила мне полные сумки со съестным, красивые платьица и гольфики. К сожалению, подарки зачастую не доходили до меня. Они проходили «естественный отбор» и пылились месяцами в кабинете заведующей. Чтобы обладать ими, мне приходилось ходить за ней и докучать своими просьбами – отдать принесенные мне вещи. И тогда что-то частично перепадало и мне... Не все детдомовские дети были такими настойчивыми.

Мечты о счастливом доме развеялись, как дым

Вообще, к идее удочерить меня наставники в детском доме отнеслись отрицательно.

Я ведь подавала большие надежды, так сказать, была «лицом детского дома», участвуя во всех мероприятиях, завоевывала призы.

Возникла дилемма: а как же показатели и все достижения, если я уже не буду «собственностью» детского дома?

Всякий раз Антонину Ивановну встречали снисходительно-недоброжелательные взгляды старших воспитателей.

А после нескольких разговоров с директором детского дома Антонина Ивановна перестала навещать меня. И моя детская розовая мечта о семейном тепле и уюте развеялись, как дым.

Не моё моё жильё

Моя двоюродная бабушка выхлопотала для меня квартиру. Документы на эту жилплощадь доверила опять же директору детского дома. Я была уверена, что когда вступлю во взрослую жизнь, проблем с жильем у меня не будет. Но я не знала, каких усилий мне будет стоить, чтобы добиться принадлежащей мне жилплощади.

Не все воспитанники детских домов обладают такой напористостью.

Документы на жилье директор опять же решила оставить у себя, как «завещание детскому дому».

И когда меня выпустили из стен детского дома, я осталась без крыши над головой. Добиваться собственного права на владение жильем мне пришлось в судебном порядке.

От автора

Жизнь у героини нашего повествования, как и у многих выпускников детского дома, сложилась нелегкая.

Долгое время она скиталась и не могла устроиться. Жила в маленькой комнатке. Работала на трех работах, чтобы содержать себя и своего ребенка. Сейчас у нее небольшой, но собственный бизнес. Она состоялась как мать.

Наталья ФОНИНА


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100