Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (844) от 20 мая 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Расплата Курилами за нефть олигархов?

Антон Седой.

В. Путин: «Готовы рассмотреть территориальные претензии Японии»

Чьи богатства?

На сегодняшний день разменной дипломатической монетой стали острова Курильской гряды. Напомним, что Малая Курильская гряда это не четыре острова, а больше. Это острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг Хабомаи (это не один остров, как все думают, а гряда необитаемых островов).

Малая Курильская гряда – это многолетний центр рыбной промышленности Дальнего Востока, прежде всего, Приморья. Сюда летом подходили плавзаводы, сюда приезжали на многочисленные рыбозаводы приморские студенты и вербота со всех концов огромного Советского Союза. Здесь делались лучшие в мире консервы из свежайшей, только что выловленной сайры, здесь ловится самый вкусный в мире дальневосточный кальмар, здесь колоссальные запасы рыбы.

Но какая рыба, даже на вес золота, может сравниться с нефтяной трубой олигархов? Это их время. И пока ещё оно их – они стали торопиться. На карту, судя по словам премьера, поставлены Курилы…

Это ясно прозвучало в речах Путина во время нынешнего визита в Японию.

Договор без подписи

Когда-то очень дорогой генералиссимус Сталин, опьяненный победой, отказался поставить подпись под международным договором в Сан-Франциско. А этот договор закреплял юридически итоги Второй мировой войны и ялтинские договоренности союзников-победителей. Поставь Советский Союз свою подпись под этим договором – не было бы ни курильской, ни японской проблем для всех следующих поколений.

Теперь же, с точки зрения японцев, можно на это опираться, напоминать и даже торговаться… Что успешно и делают, выставив условием территориальные претензии.

Никита Хрущев, продолжая советскую политику «дарения», объявил о возможности подарка Южных Курил Японии – лишь бы улучшить отношения и покончить, наконец, со Второй мировой… Его обещания, сделанные незадолго до отставки, дезавуированы. Но идею подхватил Ельцин и готов был широким жестом отдать острова… Поэтому-то дальневосточники с ужасом ожидали поездок и встреч Ельцина с японским премьером – подмахнуть-то под хмельком и с широтой души можно было что угодно… Обошлось…

Следующий президент, назначенный Ельциным Путин, как-то по-тихому подписал договор с Китаем, отдав китайцам просто часть Хабаровска – острова Большой Уссурийский и Тарабаров, хотя стало об этом известно не сразу. Хабаровчане теперь могут любоваться своими дачами и огородами на этих островах с хабаровской набережной.

Освоение Востока в стране согласных

Россия с размахом продавала нефть на запад, лишь восток оставался неосвоенным. Ходорковский предложил проект – строительство ветки нефтепровода ВСТО в Китай за свой счет. Результат – девять лет тюрьмы, уничтожение ЮКОСа и всех его гуманитарных и образовательных программ. Зато премьер Фрадков подписывает постановление правительства о проекте ВСТО-2 и строительстве нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная. Начались массовые выступления протеста приморцев против агрессивного проекта, грозившего загрязнением не только теплого моря, но и заповедников, гибели марикультуры, даже изменением климата на южном побережье Приморья. Хотя российские экологи, выступив в защиту Байкала от ВСТО, приморских протестов не поддерживали вообще – слишком уж далеки они от нас.

Пришел, увидел, подарил...

Намерения объявлены: здесь построим – и уже торопимся строить нефтеналивной порт, здесь же пристроим нефтеперегонные и нефтеобрабатывающие заводы, а еще сюда можно всунуть алюминиевый завод Дерипаски, а к нему же – атомную станцию и от неё линию элект-ропередач… И прости-прощай все дальневосточные ценности – вы всего лишь мелкие препятствия на пути его величества НЕФТЕПРОВОДА.

Стоит напомнить, что владельцы нефтепроводов – не российский народ, которому – по явно устаревшей Конституции – принадлежат богатства недр, а вполне конкретные люди. В частности, например, вице-премьер Игорь Сечин (это тот самый, который зимой обозвал приморцев спекулянтами и преступниками).

Визит премьера Путина подходил к концу, когда прозвучали его слова: он-де готов обдумать территориальные претензии Японии. Без расшифровки и уточнений. Что это значит? Мы-то знаем, что территориальные претензии – это три острова и архипелаг Хабомаи, район с богатейший рыбными богатствами, с уникальной природой, красотами, горячими целебными источниками, вулканами, бамбуком…

Уже появились комментарии: «Путин планирует отдать Курилы в обмен на нефтепровод в Японию».

Официальные российские СМИ преподнесли итоги встречи в виде очередного победного релиза. Пришел, увидел… подарил японцам свою книжку по дзюдо: «Россия рукоплещет, отцы-основатели японских боевых искусств посрамлены и выстроились в очередь на запись в ученики к «Величайшему мастеру». Такого рода «дымовые» информационные завесы устанавливаются, чтобы скрыть от публики главное – это известно по опыту. Нельзя ведь всерьез принимать, что главной целью и итогом визита стали контракты ценой в 1 миллиард долларов на поставки низкообогащенного урана для японских АЭС?

Плату вперед

Контакты России и Японии имеют одну особенность: речь в них обычно идет о вопросах, напрямую связанных с территориальной целостностью России.

Новым было другое: впервые представители российского политического руководства недвусмысленно заявили, что ГОТОВЫ РАССМОТРЕТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ дальневосточных соседей. Накануне визита заместитель руководителя аппарата премьера по международным делам Юрий Ушаков не исключил того, что Россия пойдет на территориальные уступки Японии, оговорившись, правда, что «только в случае успешного развития экономических связей Токио».

Возникает вопрос: а что конкретно имеют в виду российские государственные риэлторы под «развитием экономических связей»? Ведь не несчастный же миллиард, который в течение 10 лет заработает ведомство Сергея Кириенко, торгуя стратегическим ураном?

Южнокурильские острова с прилегающими территориальными водами стоят гораздо больше миллиарда и без всякого урана. Только напрямую продать их японцам (или выгодно обменять) премьеру не позволяет Конституция России и небольшая тревога за возможные уголовные последствия в далекой перспективе (в соответствии с федеральным законодательством территориальные уступки могут происходить только на основании итогов всенародного референдума). Хотя это-то не проблема – у нас настолько здорово научились фальсифицировать (или покупать) итоги любых референдумов, что дело может оказаться лишь в цене его покупки.

Накануне японского визита премьера его ближайший соратник вице-премьер Игорь Сечин отправился в Пекин, где, наконец, 21 апреля подписано заранее оговоренное соглашение с Китаем о прокладке нефтепровода. Деньги на его строительство китайское правительство пообещало выделить еще в марте. Многие обозреватели и комментаторы связывают оба этих события – успешное подписание проекта строительства нефтепровода в Китай и обещание премьера рассмотреть территориальные претензии Японии.

Речь идет о мегапроекте века – магистральной нефтетрубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО). Этап строительства «ВСТО-1» подходит к завершению. От нефтеперерабатывающей станции «Сковородино» (Амурская область) до нефтеперерабатывающей станции «Мохэ» (провинция Хэйлунцзян) согласно условиям соглашения в течение 20 лет Россия обязана поставлять по 15 миллионов тонн нефти в год. Самое милое в этом соглашении то, что плату предприимчивые риэлторы Путина взяли наперед: «стороны договорились о предоставлении кредитов «Роснефти» и «Транснефти» на 25 миллиардов долларов в обмен на долгосрочные поставки нефти из России в Китай…»

Правда, за сегодняшним днем они не видят завтрашнего – с ценами на нефть, с новыми технологиями, с ростом цен на строительство… С такими прогнозами, как они продемонстрировали, с российским кризисом Россия может потерять столь много, что и говорить не хочется. Но живые деньги эти товарищи получат сейчас. А дальше – по восточной поговорке: то ли ишак умрет, то ли султан…

Упрямого Ишаева красиво отстранили от губернаторства?

Всем экологам (и, надо полагать, не только им) известно, что Ишаев не согласовал прохождение нефтепровода ВСТО-2 через Амур самым дешевым (для неф-тяников) и самым опасным (для реки и её обитателей) траншейным способом, то есть когда роют канаву на дне Амура и просто кладут трубу. А на очереди – строительство этапа «ВСТО-2» от Сковородино до приморского Козьмино через Хабаровск. Именно поэтому в свите премьера в ходе его визита в Японию находились все дальневосточные губернаторы, на территории которых будет осуществляться строительство «ВСТО-2».

Не поэтому ли, считают обозреватели, полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе недавно был назначен зубастый хабаровский губернатор Ишаев? Строительство первой очереди нефтепровода в Якутии и Амурской области шло со значительными нарушениями природоохранного законодательства – из-за срочности и политической важности заказа. Тем более, что руководители Транснефти на слушаниях во Владивостоке сказали прямо: «Проект этот политический», поэтому, дескать, его не надо так тщательно просчитывать экономически и экологически.

Но теперь, в кресле полпреда, Ишаев обязан обеспечить достижение компромисса между краевыми властями и нефтяниками. Пока японцы думают и просчитывают, на кону кредиты за 65 миллионов тонн нефти в год в течение 20 лет, которые будут прокачиваться в Китай по трубопроводной системе «ВСТО-2». С размахом рушатся скалы и строится нефтепорт в Козьмино, но куда из него пойдут танкеры? Четыре южнокурильских острова – такая же разменная карта в игре риэлтеоров, как и Большой Уссурийский и Тарабаров, ранее переданные Китаю за покладистость в оформлении сделки по «ВСТО-1».

Мы пока не знаем, что конкретно попросил премьер у японцев в обмен на российские территории, отмечают обозреватели. Но предположения делать можно, в том числе – о связи между двумя близкими международными визитами в Китай и Японию. «Мы становимся безмолвными свидетелями разворачивающейся на наших глазах беспрецедентной торговли территориями и природными богатствами России кучкой не очень чистоплотных риэлторов, почувствовавших себя собственниками нашей с вами земли». Не хотелось бы заканчивать такими выводами специалистов статью. Но как иначе толковать слова премьера о рассмотрении территориальных претензий Японии к России?

Антон Седой.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100