Защита прав
Монетизация прав УДЭГЕ
А.Д. Кялунзига
Родовая община-гарант стабильной и эффективной занятости коренного населения Приморского края.
Коренные малочисленные народы севера отличает особая традиционная культура, тип хозяйственной деятельности и образ жизни.
В этом качестве они представляют собой «этническую ценность», в сохранении которой заинтересовано все мировое сообщество.
Так исторически сложилось, что там, где веками живут, ведут традиционный образ жизни коренные народы, находятся нефть, газ, золото, и другие полезные ископаемые. Наверное, миссия коренных малочисленных народов состоит в том, чтобы быть хранителем этих сокровищ земли. К сожалению, не все это понимают.
Земли, в которых хранятся полезные ископаемые очень дороги после принятия Земельного кодекса. Именно Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока РФ», дает возможность придать землям, на которых проживают коренные малочисленные народы, и природным комплексам в целом, особый правовой режим, который не позволит вести на этих территориях деятельность, наносящую вред окружающей среде и традиционному образу жизни.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера Дальнего востока РФ» особо охраняемые природные территории – образования для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера Дальнего Востока РФ.
Территории традиционного природопользования в соответствии с законом – это территории с особым режимом охраны, который имеет целью как сохранение окружающей природной среды, являющейся средой обитания коренных народов, так их и традиционного образа жизни. Поэтому придание статуса территории традиционного природопользования является правовым способом предотвращения какой-либо деятельности, противоречащей целям создания этой особо охраняемой территории, то есть такой деятельности, которая может нанести вред традиционному природопользованию и традиционному образу жизни коренных народов.
Общественные организации не имеют права вмешиваться в деятельность органов государственной власти, равно также как и органы государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность общественных организаций. А значит, остается устанавливать партнерские отношения между названными управленческими структурами – государственными и общественными. Сотрудничество во имя общих целей.
Но приходится сталкиваться с проблемами. Речь я веду о предвзятой и субъективной оценке нашей деятельности, которую некоторые граждане, пользуясь своим служебным положением, выплескивают в средства массовой информации. Пример – клеветнические статьи в местной газете, в местных общественных организациях, где все факты поставлены с ног на голову. Мы не собираемся с ними сейчас спорить, но мы подали иск в Судебную палату при Президенте РФ и на эту газету, и на автора статьи.
Цель публикаций очевидна и ясна – расколоть наше движение, разбить наши усилия (завладеть землями? – Ред.). Мы должны научиться давать отпор тем, кому не нравится, что мы становимся самостоятельными, приобретаем опыт.
Чем больше хаоса, беспорядка в наших рядах, тем у таких недобросовестных людей будет больше возможности, спекулируя именем наших народов, использовать в своих интересах государственные средства из Федерального, регионального бюджетов. Поэтому я просил бы Вас правильно ориентироваться на местах. Таких клеветников единицы, но они могут принести нам много вреда.
Не они делают погоду, гораздо больше добрых, мудрых людей, которые с пониманием относятся к нашим проблемам. Федеральный Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ № 82-103 от 30.04.1999 года» устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
За совершения правонарушений на территории традиционного природопользования, связанных с причинением вреда исконной среде обитания и ущемлением прав коренных малочисленных народов и иных малочисленных этнических общностей, виновные лица несут ответственность в соответствии с уголовным, административным, гражданским, экологическим, трудовым и иными законодательствами.
В охотоуправлении договор о представлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, и долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира в Администрации края, выданная Охотоуправлением.
Быть частным предпринимателем, работая в общественной организации, являющейся охотопользователем, не запрещено. Другое дело, почему Потребительское общество охотников-промысловиков стало охотопользователем в местах традиционного проживания удэге? И без ведома большинства Удэге, на общих основаниях закона О животном мире?
Вопрос не праздный, если вспомнить, что еще 22 апреля 1992 года Президент подписал Указ № 397, которым постановил определить в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов севера, территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов, и без их согласия не подлежит отчуждению под промышленное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием: представить преимущественное право – получение лицензий на использование природных ресурсов родовым общинам, семьям, отдельным представителям малочисленных народов севера в местах их традиционного проживания: определить границы территории для традиционных видов в хозяйственной деятельности этих народов.
Общественная организация коренных малочисленных народов родовая кочевая община Красноармейского района Приморского края «Удэге», Председатель А.Д. Кялунзига.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: