Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (832) от 25 февраля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Шашлыки со смертельным исходом

Марина Завадская

Можно сказать, что Олесю Анатолий подобрал на улице. Она – выпускница детдома и, как многие детдомовцы, не имела квартиры, зато имела проблемы. Проблемы обычные: пьянство и наркотики.

Чем уж она привлекла его – ему виднее, но они стали жить вместе. Анатолий – хороший сварщик, трудолюбивый и ответственный человек, поэтому он мог себе позволить содержать гражданскую жену: Олеся не работала.

И еще Анатолий решил найти ее мать. Давным-давно мать Олеси оказалась в местах, где дети не предусмотрены, потому девочка и оказалась в детдоме. Но прошло много времени – может, она жива? Где она?

И действительно: она нашлась. Она начала жизнь с чистого листа, снова вышла замуж, родила двоих детей. Вновь нашедшуюся дочь ни она, ни ее супруг не оттолкнули, а решили наладить отношения. В июле две семьи встретились, чтобы поближе познакомиться друг с другом и отпраздновать день рождения матери Олеси – так уж совпало. Праздновать решили на природе: шашлыков попить.

В лес вышли пятеро взрослых (Анатолий и Олеся, ее мать Наталья, муж Натальи Антон, брат Антона Николай) и двое детей Натальи и Антона. Взяли выпивку, закуску, шампуры, по дороге зашли в магазин и купили дыню и нож, чтобы ее разрезать.

Там-то все и произошло, в Артемовском лесу, в 500 метрах от дома.

Сначала все шло хорошо. Пили, ели, разговаривали. Потом Анатолий засобирался домой, во Владивосток: он подрабатывал охранником. Он хотел забрать с собой Олесю, она уезжать не хотела. Антон сказал, что ему не нужны проблемы и пусть Олеся едет с Анатолием, но Николай сказал, что раз Анатолию надо, то пусть он едет один, а Олеся останется с матерью.

Олеся схватила нож и побежала по склону. Уж такая у нее фишка: спьяна хвататься за нож, чтоб вены себе порезать. Хоть и понятно, что придуривается, но чем черт не шутит! Поэтому Анатолий побежал за ней и схватил сзади за руки. Антон закричал: «Олеся, брось нож! Наталья, забери у нее нож!» Подошла Наталья и забрала у дочери нож.

Инцидент был исчерпан, и все вроде бы успокоилось, хотя Анатолий и Николай продолжили конфликт. Конфликт негромкий, вроде вялой перебранки, поэтому особого внимания на них никто не обращал и в результате происшествие толком не видели. Вроде бы Николай ударил Анатолия, тот пошатнулся, оперся рукой, в которой держал нож, о дерево, Николай не удержал равновесие (склон крутой, около 45 градусов, а Николай к тому времени выпил литр водки) и напоролся на нож.

Напоролся неудачно – животом, а такие раны очень опасны – в лесу, вдали от медицинской помощи.

И точно. Пока звонили в «скорую», пока ждали ее, Николай умер. Как потом выяснилось, лезвие задело брюшной отдел аорты, и Николай истек кровью.

Оксана бросилась к Анатолию. «Уезжай, беги, тебя посадят, ведь ты узбек!» – сказала она.

Да, следует уточнить: Анатолий действительно узбек, и зовут его на самом деле Турдиев Тулкин Эргашевич, но во Владивостоке все знакомые звали его Анатолием, Толиком. Привыкли мы корейцев, а потом и китайцев звать русскими именами, а теперь это распространилось и на представителей других национальностей с экзотическими именами.

Анатолий растерялся… и действительно убежал. Уехал во Владивосток, взял билет, сел в поезд… Доехал он до Хабаровска, где его и догнали менты.

Судя по всему, следователь особенно не заморачивался расследованием дела. Да и что тут расследовать? Встретились двое приятелей, выпили, поссорились и один зарезал другого – да таких случаев сотни! А тут еще и бежать пытался. Какая еще трагическая случайность? Умышленное убийство, и без вариантов! Эксперт категорически следователя поддержала.

Только по настоянию защиты через три (!) месяца был проведен выезд на место происшествия, где и следователь, и эксперт увидели и деревья, и крутой склон – после чего эксперт признала, что да, в таких условиях несчастный случай действительно возможен.

Впрочем, это никак не повлияло на следствие. Презумпция невиновности? Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого? Это сказка для школьников! Взрослые знают, что все законы в нашей стране необязательны к исполнению, в том числе и этот. Вот и здесь: «Суд критически относится к показаниям подсудимого в том, что потерпевший сам упал на нож, зажатый в его (Турдиева) руке и кисть руки была зафиксирована о дерево».

Суд также критически отнесся к тому, что подсудимый не получил копию обвинительного заключения, то есть не мог подготовиться к суду, хотя по нормам УПК (п. 2, ч. 1, ст. 237) это является препятствием для рассмотрения дела судом и служен основанием возвращения уголовного дела прокурору. Ну и что, что расписка в получении обвинительного заключения практически фальсифицирована, и нет никаких документальных свидетельств, что акт был вручен? Расписка-то есть! Так что рассматриваем дело дальше.

Итак, 19 декабря Артемовский городской суд (судья Н.И. Кукса) приговорил Турдиева к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. За умышленное убийство.

Знакомые Анатолия не верят, что он сознательно убил человека. Это совершенно не в его характере. Анатолия поддерживает глава фирмы, в которой он работал и зарекомендовал себя работящим, спокойным и добрым человеком. Независимые юристы считают, что произошедшее можно квалифицировать или как неосторожное убийство, или как превышение необходимой обороны, или вовсе как несчастный случай.

Жаль, что суюьбы человечские ломаются из-за карьерных устремлений правоохранителей (раскрыть тяжкое преступление престижнее, чем несчастный случай) или простой недобросовестности и укоренившихся стереотипов.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

P.S. Все имена, кроме Турдеева Тулкина (Анатолия), изменены.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100