Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (827) от 21 января 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Природа избавляется от браконьеров

Марина Завадская

28 декабря на севере Приморья, в Пожарском районе упал вертолет «Еврокоптер» АS350, бортовой номер RS-00569, принадлежащий генеральному директору сети магазинов «Ратимир» Александру Трушу. Пилот погиб вместе с машиной, а бизнесмена пришлось поискать: при крушении он выпал из вертолета.

Как из вертолета можно выпасть? Да очень просто: люк был открыт. Бизнесмен охотился прямо с вертолета (стволы нашли) и, чтобы лучше разглядеть возможную добычу в открытый люк, попросил пилота снизиться.

Вообще-то летать столь низко не рекомендуется, но чего не сделаешь по просьбе хозяина. Вертолет зацепился за дерево, упал, загорелся… В общем, похороны.

Двух недель не прошло, как 9 января на Алтае пропал вертолет Ми-171 (модификация Ми-8) с тремя членами экипажа и восемью VIP-пассажирами. Три дня его искали… Искали очень тщательно, поскольку на борту находились Очень Важные Персоны (список прилагается). Гадали о причинах возможной аварии.

Через три дня до пограничного пункта Ташанта на российско-казахстанской границе добрался пилот и сообщил о местонахождении упавшего вертолета – в 40 километрах от погранпункта. На место катастрофы понеслись спасатели и обнаружили развалины вертолета и семь трупов. Выживших отправили в больницы, взяли образцы горючего (одна из версий аварии – некачественное горючее) и «черный ящик». И постепенно выяснилась общая картина произошедшего. Не слишком приглядная…

Первый вопрос был по поводу аварийного радиомаяка: почему он не работал? Из-за этого пришлось три дня летать над горами и всматриваться в снег – и совершенно бесполезно: пока второй пилот Максим Колбин не добрался до людей, вертолет так и не был найден.

А на спасательную операцию потрачено 22,5 миллионов рублей! Глава МЧС Сергей Шойгу предложил даже предъявить счет производителям аварийных радиомаяков (к этим приборам действительно много нареканий).

Но генеральный директор НИИ космического приборостроения Юрий Королев эти претензии отверг: «Как только 11 января спасатели добрались до места катастрофы, один из бойцов МЧС в 14:05 мск с целью проверки работоспособности включил на разбившемся вертолете наш радиомаяк, и он немедленно начал передавать сигнал бедствия, первым принятый спасательным центром в Индии.

Уже в 14.08 мск в Москве было понятно, что за вертолет, какой его бортовой номер и где он упал, – сказал Юрий Королев. – Пилоты же, видимо, перед полетом просто забыли перевести радиомаяк в рабочий режим».

Потом расшифровали «черный ящик». Последние слова экипажа вертолета были: «Ниже!.. Еще ниже!..»

Вот оно что… А вначале о цели полета говорили что-то невнятное: что группа отправилась в горы в «рабочую поездку» с целью «авиавизуального подбора площадок с воздуха».

И только после того, как вертолет был найден, официальные источники – в частности, представители Западно-Сибирской прокуратуры, которая проводила проверку после катастрофы, – признали, что на вертолете Ми-171 чиновники во главе с руководителем комитета по охране животного мира правительства Республики Алтай Виктором Кайминым летели на охоту.

Глава республики Александр Бердников заверил журналистов, что у московских гостей и местных чиновников было разрешение на охоту и все необходимые документы. Однако на фотографии видны трофеи, и это не козлы, на которых охота разрешена. Александр Косопкин, представитель президента России в Государственной Думе, с друзьями варварски расстреливали с вертолета архаров – горных баранов, занесенных в Красную книгу (их на всю страну около 200), на которых охота не разрешена ни при каких обстоятельствах.

Список пассажиров и членов экипажа вертолета Ми-171
Пассажиры:
Александр Косопкин, представитель президента оссии в Государственной Думе (Москва);
Анатолий Банных, вице-премьер правительства республики, представитель Алтая при правительстве России (Горно-Алтайск);
Виктор Канин, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (Горно-Алтайск);
Владимир Пидопригора (Горно-Алтайск);
Сергей Левишин (Москва);
Борис Белинский (Москва);
Николай Капранов (Москва);
Василий Вялков (Горно-Алтайск).
Экипаж:
Алексей Баяндин, пилот;
Максим Колбин, второй пилот;
Александр Вертей, техник.

Зрение подвело. Чтобы VIP-браконьеры лучше видели добычу, вертолет опасно снизился, задел хвостовым винтом гору, мотор заглох, и вертолет рухнул на склон и скатился в ущелье, некоторые пассажиры вылетели в открытый люк… В общем, похороны.

Но если в Приморье погибли все, то на Алтае в живых осталось четверо: второй пилот Максим Колбин и трое охотников - вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов и его приятель бизнесмен Борис Белинский.

Если вина выживших чиновников будет доказана, им грозит уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ (незаконная охота). Максимальное наказание за это преступление – шесть месяцев ареста, штраф 300 тыс. рублей и лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет. Не исключено, что в ходе расследования будет доказано, что охотники стреляли с вертолета, что является отягчающим обстоятельством.

При этом глава комитета по охране животного мира правительства Республики Алтай Виктор Каймин, который погиб вместе с шестью пассажирами Ми-171, ранее уже оказывался в центре подобного скандала. В 2004 году алтайским СМИ стало известно, что Каймин несколько раз организовывал охоту на животных, отстрел которых запрещен. В частности, с его участием в 2003 году проходила охота на козерогов на территории Шавлинского заказника, где отстрел животных запрещен.

Среди высокопоставленных охотников, прилетевших в заповедник тоже на вертолете, был, по данным журналистов, глава департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ Алексей Саурин.

Эта история получила широкую огласку, депутаты госсобрания Республики Алтай даже несколько раз направляли запросы в местную прокуратуру. Было возбуждено уголовное дело, но потом его закрыли. К ответственности в рамках гражданского дела в итоге привлекли егеря Владимира Янтыева, который сообщил о незаконной охоте, и редакцию местного еженедельника – за клевету на чиновников.

В этот раз природа сама избавилась от браконьеров. VIPы могут сколь угодно питать иллюзии, что они «достигли высшей власти», покорили не только людей, но и природу. Но мы видим, как легко в азарте охоты они задевают препятствие – и скатываются на дно ущелья, ломая винты и кости.

Марина ЗАВАДСКАЯ, по материалам СМИ. Фото MCHS.ALTAI-REPUBLIC.RU


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100