Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (826) от 14 января 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Во Владивостоке как «под небом Парижа»

Маргарита Пархоменко

Стояла я на открытии фестиваля французского кино во Владивостоке в кинотеатре «Океан» и среди современных имён и имён прошлых лет не расслышала упоминаний ни о Жераре Филипе, ни о Жане Маре, ни об Алене Делоне... Новые времена, новые имена. Харизматических личностей мало.

Шесть премьерных показов в кинотеатрах Владивостока в декабре лично представляли французские кинематографисты. Открытие фестиваля совпало с похоронами патриарха Алексия II, и нашим гостям было не по себе. Ситуация, когда с праздником приходишь в дом, где поселилось горе. Гости соболезновали, но хозяева праздник не перенесли.

Я волей судьбы присутствовала на репетиции прославленной песни из репертуара Эдит Пиаф «Под небом Парижа». Певица Изабель вновь и вновь добивалась радостного звучания, но минор царил в полупустом зале кинотеатра «Океан», за полчаса до демонстрации фильма «Париж». Когда представляли кинематографистов и они выходили на сцену, я обратила внимание на режиссёра, который приехал со своим фильмом, рассказывающим о приключениях бобрёнка.

Мэр города Игорь Пушкарёв порадовался, что Владивосток, «укрепляет свой статус современного киноцентра». Он вспомнил, что сто лет тому назад был маршрутный поезд Париж-Владивосток, и за 12 дней можно было добраться к нам из «города мира».

«Новый фильм Седрика Клапиша «Париж» по праву продолжает традицию глубокой российской привязанности к столице Франции, которая, хотя и стоит, как прежде, на берегах Сены, но, благодаря своим артистам, странствует по свету», из высказывания К. Вершада и Ж. Шапрона (посольство Франции в России).

Фильм Клапиша отличается от тех красивых, очаровательных лент, которые показывали столицу Франции парадно, не заглядывая глубоко в улочки города, под крыши парижских домов, где есть, как и у нас, по сути «коммуналки». Город – не только фасад, но биение и человеческой радости, и боли, праздника и трагедии.

Главный герой – молодой парижанин – болен, обречён – открыто говорят ему врачи – если не сделает операцию, но и она не гарантирует ему выздоровление. И вот тогда-то он начинает обострённо и крайне трепетно жить. Глаз становится зорким, а больное сердце – зрячим.

На экране простые люди, разные: торговки, булочница, манекенщица, бомж, нелегал-гастарбайтер, работница социальной службы, архитектор, профессор. Это может происходить не только в Париже, но и в любом другом городе мира, например, Владивостоке. В фильме тонкий французский юмор. Немолодой, обременённый личными проблемами профессор-интеллектуал атакует влюблёнными sms-ками красавицу-студентку.

В них он цитирует Бодлера от своего имени, а она смеётся над посланиями, уверенная, что их сочиняет «козёл» – вполне современная, не обременённая знаниями студентка. Архитектор вдруг осознаёт, что то, что он проектирует в прекраснейшем городе великих архитекторов, далеко от шедевров. Мы можем узнать в его фантазиях вполне хрущёвские кварталы, среди которых затерян и «стеклянный склеп», вполне похожий на наш на Океанском проспекте. Фильм очень человечный, тонкий, показывающий, что жизнь любого человека особенна, уникальна и даётся ему один-единственный раз на этой земле, так что соответствуй.

Но самым тонким, гуманным, словом, изюминкой фестиваля, на мой взгляд, стал фильм Филиппа Кальдерона «Приключения бобрёнка». Перед демонстрацией картины в кинотеатре «Уссури» вышел к микрофону интеллигентный, почти робкий человек, и сказал замечательные слова: «Я очень рад, что приехал в ваш необычный город». Это был тот режиссёр, который на сцене кинотеатра «Океан» рядом с французскими кинематографистами чувствовал себя неуютно, как бы извиняясь за то, что в этот траурный день начался фестивальный праздник.

Фильм о бобрёнке, Белом Хохолке, такой чистый, чарующий своей нежностью. Здесь актёрами стали не анимационные персонажи, а настоящие зверюшки и звери – обыкновенные обитатели леса: медвежонок, рысёнок, енот, скунс, волк. А предлагаемые обстоятельства – естественные, экологически первозданные просторы Канады. Фабула очень простая: жил был бобрёнок с мамой бобрихой и сестрой. Жили – не тужили, строили хижину, укрепляли плотину. И вдруг – плотину прорвало. И сильным потоком бобрёнка унесло далеко от дома. А окружающий мир страшен, много опасностей подстерегают малыша на каждом шагу.

Особенно коварен был волк, он буквально выслеживал бобрёнка, ведь от его клыков погиб и отец Белого Хохолка.

Наш бобрёнок выжил благодаря тому, что ему встретился старый опытный бобёр, который научил его житейской бобриной мудрости: быть работящим, избегать опасностей и любить. А в результате – happy end.

Гармония фильма усилена оригинальной музыкой, специально написанной для картины, она сама по себе прекрасна, её хорошо слушать на сон грядущий.

Я не случайно начала с воспоминания о великом французском актёре Жераре Филипе, которого забыли упомянуть в буклете. Жерар Филип не был лучше других. Он был иным, совсем особенным. Известный своей язвительностью критик Кристиан Мегре писал: «Я ищу слово, которое бы правильно характеризовало его исключительность. И внезапно нужное слово возникает – ЧИСТОТА. С людьми слово «чистота» не сочетается. Действительность, судя по тому, что печатают наши газеты, является жуткой, чтобы не сказать грязной. Жерар Филип обладал чистотой, добродетелью врождённой, и тем более ценной, что ей не было места в нашей эпохе». Фильм Филиппа Кальдерона подал надежду на то, что и в нашей эпохе чистота возможна.

Маргарита ПАРХОМЕНКО, кинорежиссёр


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100