Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (806) от 27 августа 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Одним образам молимся

Надежда Алисимчик

Война. Перед одним и тем же ликом Спасителя ставят свечи, моля о победе. Чью сторону возьмет Он? Кого Он любит больше? К одной и той же Заступнице взывают женщины, пробираясь вместе с детьми горными тропами подальше от войны. К ней обращают лик и те матери, мимо чьих домов бешено несутся танки. У одних и тех же образов Богородицы льют слезы жены России, Грузии, Осетии.

Перед одними и теми же образами в православных храмах России, Грузии, Осетии звучит скорбный Парастас.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

«Знаменитая грузинская царица Тамара премного сделала, чтобы распространить христианство между кавказскими народами. После принятия многими язычниками из черкесов христианства царица Тамара прислала им икону Иверской Божией Матери.

От времен Тамары до 1768 года икона эта находилась в горах, где прославилась многими чудесами. Во время двух пожаров икона осталась невредимой, когда сгорел храм, в котором она находилась.

В 1768 году, по приглашению Екатерины II, норцы, жители Горной Осетии, переселились из гор на Терскую линию и привезли с собой чудотворную Иверскую икону. Моздокский епископ вышел с крестным ходом навстречу образу Божией Матери, и, отслужив перед ним молебен, хотел взять его с собою, чтобы поставить в собор, но волы, запряженные в арбу, на которой находилась икона, не двигались с места. Народ толпами стал собираться на поклонение чудотворной иконе. Жители, обрадованные таким явлением милости Божией, поспешили построить часовню и поставили в нее Иверскую икону.

Через некоторое время, в 1796 году, построили на месте явления церковь, куда и поставили благодатную икону. Все прибегают к помощи Царицы Небесной во время болезней и напастей: русские, грузины, армяне, черкесы и осетины прославляют ее за великие чудотворения, ставят свечи и служат молебны.

В народе существует предание, что в 1840 году, когда Шамиль был у Моздока, ему и его войску явилась женщина в белой одежде и запретила нападать на город.

На поклонение святой иконе в Моздок стекается народ многочисленными толпами, и верующие считают долгом говеть и причащаться в Успенской церкви, где находится чудотворная икона. Многие приходят по обету, босыми ногами и ночью несколько раз обходят церковь на коленях. Все приходят с верою в могущество и милосердие Матери Божией, и никто не остается без помощи и утешения» - из книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», 1898 г.

Эта чудотворная икона известна в православном мире под названием Иверская в Моздоке. Где она находится ныне, у меня нет пока сведений. Эта икона является списком одной из самых чудотворных икон Богородицы - Иверской иконы на Афоне. Попал этот образ на святую гору чудесным образом, спасаясь от иконоборцев.

В IX веке в Византийской империи православных почитателей икон неистово преследовали, вплоть до изгнания, заключения в тюрьму и казни. По церковному преданию, в ту пору в городе Никее жила вдова с сыном. Она устроила возле своего дома церковь, куда поставила икону. Когда иконоборцы пришли в церковь, один из них, разозлившись на несговорчивую вдову, ударил по иконе копьем. Из иконы полилась кровь. В мгновение ока иконоборец превратился в почитателя иконы.

Ночью вдова с сыном пришли на морской берег и, глубоко помолившись, пустили икону по воде. Икона поплыла на запад.

Прошло много лет, сын вдовы вырос, отправился на Афон, где принял иночество. От него сохранилось предание об иконе и описание ее. Уже после его кончины монахи Иверского монастыря на Афоне однажды увидели в море огненный столп, доходящий до самого неба. Так продолжалось несколько дней. Спустившись к морю, они увидели, что свет испускала икона.

После этого старцу этого монастыря Гавриилу во сне явилась Божия Матерь и повелела ему с верой идти по воде и принять икону для своей обители. Наутро старец сподобился принять икону.

Образ поставили в алтаре монастырской церкви. Но на другой день он оказался в другом месте: над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Богоматерь вторично явилась во сне старцу Гавриилу, и велела ему объявить братии, не удерживать икону: «Я не желаю быть хранима вами, я хочу быть вашей Хранительницей». По имени обители, где она хранится и ныне, икона названа Иверской, а по месту пребывания ее над воротами – Вратарницею.

Много бед отвела Хранительница от Иверского монастыря, дошел слух о ней и до России. Чудотворный список с нее был прислан в Россию в 1648 году.

А вот как получила свой чудотворный список с Иверской иконы грузинская царица Тамара, пока сказать не могу. Одно ясно - появился этот образ в Грузии никак не позднее 18 февраля 1212 года (великая дата грядет) – дня кончины святой благоверной царицы Грузии Тамары Великой.

Царица Тамара происходила из благородного рода Багратидов (Багратионов) и была единственной дочерью царя Георга III. Когда ей исполнилось 18 лет, Георгий III короновал ее на царство. После его кончины в 1184 году 24-летняя Тамара стала полновластной правительницей Грузинского царства.

О семейной жизни есть разные упоминания. В одном из них сообщается, что “царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре”.

Епископ Игнатий (Брянчанинов).

Глубочайшей мудростью, широким умом, и несравненной красотой она сыскала такую любовь народа, что ее стали называть царем (мэпэ) в отличие от царицы (дэдопали). В ее царствование не было ни одной смертной казни. В своем управлении она руководствовалась Евангельскими заповедями.

Следуя примеру своего прадеда, царя Давида Возобновителя, святая Тамара строила многочисленные храмы и монастыри.

Царствование царицы Тамары считается «золотым веком» в истории Грузии. Она была покровительницей письменности и литературы. Знаменитый поэт Шота Руставели посвятил ей поэму «Витязь в тигровой шкуре». Впоследствии он принял монашество в грузинском монастыре Святого Креста в Палестине, и своими руками украсил его стены фресками, которые 100 лет назад еще были в сохранности.

По преданию, перед своей кончиной Святая Тамара изрекла: «Христос Бог мой! Тебе вверяю царство сие, мне порученное Тобою, и народ сей, искупленный честною Твоею кровию. Тебе же предаю душу мою…»

О МИРЕ ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

О мире помолимся, все братья по вере в России, Грузии, Осетии. И о мире в ненасытных сердцах властолюбцев. К Спасителю обратимся за помощью и попросим в вере, чтобы Он лишил их власти творить беззакония. Не жизни лишил, а власти творить зло.

Надежда Алисимчик.

На снимках:
Вверху - иверская икона Божией матери в Моздоке,
Внизу - иверская икона Божией матери на афоне.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100