Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 30 (801) от 23 июля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Буддизм - лекарство от насилия

Надежда Алисимчик

ДАЛАЙ-ЛАМОЙ НУЖНО РОДИТЬСЯ
«Далай» – это монгольское слово, означающее «океан», а «Лама» - тибетское – «учитель». Основателем буддизма было историческое лицо – индийский принц Сиддхартха, которого признали Буддой. В Тибете буддизм появился в IV веке и, прочно закрепившись, стал управлять всеми уровнями жизни.

Далай–Ламе IV родился 6 июля 1935 года, получив при рождении имя Лхамо Тхондуп. Он был девятым ребенком в семье, в которой всего родились 16 детей, а выжили - шестеро. Родители Далай –Ламы были мелкими земледельцами. Землю они обрабатывали сами, выращивая на ней гречиху, картофель и ячмень. А также держали домашних животных для собственных нужд. Торговлей не занимались, а просто выменивали у проходящих караванов нужные товары на свои продукты.

Они скромно жили в маленькой, ничем не примечательной деревеньке Такцера. Когда маленькому Лхамо исполнилось три года, в соседний монастырь прибыла посланная правительством поисковая группа. Она искала новое воплощение Далай-Ламы. Предыдущий, тринадцатый Далай – Лама, умер в 1933 году и страной правил Регент.

В соседний монастырь поисковую группу привел ряд знамений. Прибыв в монастырь, члены поисковой группы, поняли, что они на верном пути – сходились все знаки, нужно было лишь опознать дом, в котором родился будущий Далай-Лама. Обследовав все ближайшие к монастырю деревни, поисковики, наконец, увидели дом с можжевеловым водостоком, который был предсказан знаками. Этот дом с характерным можжевеловым водостоком увидел Регент. Будучи сам высоким ламой, он имел видения, как в зеркале, на поверхности вод священного озера Лхамой.

Поисковики остановились на ночлег в доме, ничего не говоря о цели своего визита. Глава группы целый вечер наблюдал за самым маленьким ребенком и играл с ним. В ответ ребенок неожиданно стал радостно кричать: « Сера-лама, Сера-лама». «Сера» – было название монастыря, к которому принадлежал глава поисковиков.

Наутро не сказавшись, поисковики уехали, через несколько дней они вернулись в качестве официальной делегации. Делегация привезла собой некоторые вещи, принадлежавшие тринадцатому Далай-Ламе, а также несколько вещей, ему не принадлежавших. Разложив их перед трехлетним ребенком, они предложили ему определить вещи Далай-Ламы. Ребенок уверенно вытаскивал вещи тринадцатого Далай-Ламы, говоря: «Мое, мое».

Новый Далай-Лама, четырех лет от роду, прибыл в столицу Тибета, Лхасу, после трехмесячного путешествия. Там состоялось посвящение в монахи, с этого момента Далай –Лама обязан брить голову и носить темно-бордовые монашеские одежды.

УЧЕБА И ИГРЫ

Потала был огромным чрезвычайно запущенным дворцом, где вся жизнь в нем была подчинена строгому расписанию: ранний подъем и учеба. На стене в классе висели две плетки – одна шелковая, другая - из кожи. Завтрак состоял из чая и цампы с медом и карамелью. Кроме занятий малолетний Далай-_Лама обязан был присутствовать на собрании членов правительства.

Иностранные деятели, приезжающие в столицу дарили много игрушек, и у Далай- Ламы был большой набор конструкторов, которыми он очень увлекался.

Программа обучения была рассчитана на получение на выходе степени доктора буддийских наук. С этой задачей глава тибетских буддистов к нужному сроку справился, впрочем, не прилагая для этого большого усердия. В программу обучения входили: поэзия, музыка, драматургия, астрология, метрика, композиция, буддийская философия, логика и диалектика.

Главной наукой была диалектика – искусство диспута. Очень важным считалось во время диспута проявить находчивость, а большой заслугой – с юмором обратить доводы противника в свою пользу. Даже необразованные кочевники любили это искусство, и специально приходили в монастырь понаблюдать за учеными диспутами.

Кроме занятий и игр юный монах регулярно раз в году уходил в затворничество.

Жизнь текла по тибетскому календарю, который базируется на лунном месяце. Вместо столетий, в нем шестидесятилетние циклы. Каждый год цикла обозначен одним из пяти элементов: земля, воздух, огонь, вода и железо - а также одним из 12 животных: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица, собака, свинья. Каждый из элементов повторяется два раза подряд: сначала идет мужской аспект, потом женский. Таким образом, они кончаются за десять лет. Затем первый элемент присоединяется к одиннадцатому и двенадцатому животному знаку, второй – к тринадцатому и четырнадцатому, и так далее. 2000 год нашей эры начался по тибетскому календарю годом Железа-Дракона.

День возведения на светский престол был назначен на 17 ноября 1950 года, с этого дня 15-летний Далай–Лама становился не только духовным главой Тибета, но и светским правителем шестимиллионного народа. Но к этому времени китайские войска уже начали свои действия по захвату Тибета, завершившиеся вооружённой оккупацией в 1951 году под названием «мирное освобождение Тибета». Некоторое время Потала продолжала жить своей жизнью, но жизнь в провинции стала невыносимой. В 1954 году Далай –Лама приехал в Китай, где провел 10 недель. В Пекине он встретился с Мао, который очаровал его идеей марксистского братства до такой степени, что юный монах даже вырзил желание вступить в компартию. Из чего Мао сделал неверный вывод, что Далай-Лама лишь притворяется верующим.

Далай-Лама искренне поверил теоретически идеям Маркса о всеобщем равенстве и справедливости по отношению ко всем людям, но он в корне был не согласен с материалистической идеологией.

Вскоре пришлось разочароваться и в методах достижения всеобщей справедливости.

В Тибете, как и во всех коммунистических странах, наступила всеобщая экспроприация. С тибетцами обращались особенно жестоко, поскольку для китайцев они были «манцзе»- варвары. Кроме того, началась пропаганда, что тибетские монахи своим обетом безбрачием подрывают деторождаемость в Китае.

Для инакомыслящих введена была «публичная критика», во время которой «преступник» связывался веревкой так, что плечевые кости выворачивались из суставов. А в это время вся толпа, включая детей и женщин, перековывала его идеологически.

В ответ Тибет охватило партизанское движение. Вскоре ситуация сложилась таким образом, что спасти от расстрела огромное скопление народа Далай- Лама мог, лишь покинув страну.

31 марта 1959 года Далай-Лама покинул страну, его приютила Индия. С этого времени он живёт в Дарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

МИССИЯ - ИЗГНАНИЕ

С 1967 года Далай-Лама начал свою Вселенскую Миссию – поездки по различным странам, как духовный лидер буддизма. Равен ему в этой деятельности только недавно почивший Папа Иоанн Павел II. Их личные шесть встреч были очень теплыми, оба духовных лидера не понаслышке знали об отношении коммунистов к религиозным деятелям. Особенно поразило Далай –Ламу в Папе то, что тот обратился к человеку, который его хотел убить: «Брат».

Мать Терезию Далай-Лама после встречи с ней назвал Бодхисаттвой. Бодхисаттва –это тот, кто находится на пути к состоянию Будды и целиком посвящает себя помощи другим живым существам в том, чтобы освободиться от страданий.

«Что такое религия? Насколько я понимаю, всякое деяние, совершенное с добрыми намерениями, есть религиозный поступок» – говорит Далай-Лама. Сближение религий – одна из сторон его Миссии. Ему удалось организовать обмен монахами между христианскими и буддийскими монастырями.

Далай-лама беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба. «Я всегда верю, — говорил он, — что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».

Хотя на Западе буддизм насчитывает уже более 50 центров, Далай-лама находит возникшую там тенденцию к сектантству опасным явлением. «Сектантство – это яд. Религия никогда не должна становиться источником конфликта. Со своей стороны я, исходя из глубокого уважения того вклада, который способна сделать каждая религия для блага человечества, участвовал даже в религиозных церемониях других вероисповеданий. И продолжаю черпать учения из различных традиций, какие только возможны». Существует 253 правила тибетского монашества( 364 – для монахинь) . Четыре основных обета содержат в себе простые заповеди: монах не должен убивать, воровать или лгать о своих духовных достижениях. Поэтому Далай-Лама полон юмора и самоиронии.

Почти полвека Далай- Лама IV, находясь в изгнании, ведет свою миротворческую деятельность. Не смотря на то, что его знает весь мир, он остается буддийским монахом, соблюдая все правила монашества. Встает в 4 часа утра и проводит четыре утренних часа в молитвах и медитациях, делая лишь небольшой перерыв на умывание и легкий завтрак. Он сожалеет лишь о том, что не может проводить достаточно времени в затворничестве из-за своих многочисленных обязанностей.

ОЛИМПИЙСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ

Почти 50 лет прошло с тех пор, как 31 марта 1959 года Далай-Лама покинул страну, десятки тысяч беженцев из Тибета рассыпались по всему свету. Скитаясь по миру, они грезят о возврате в собственную страну.

Недавние события, связанные с Олимпийским огнем, показали всему миру, что есть много людей в разных странах, знающих проблему беженцев и горячо им сочувствующих.

Особенно бурные события развернулись во Франции. Сам президент Саркози заявил, что его присутствие на церемонии открытия предстоящих Игр напрямую зависит от диалога властей КНР и находящегося в изгнании Далай-Ламы. Саркози пообещал принять окончательное решение о своем присутствии на Олимпиаде-2008 во время предстоящего в Японии 7-9 июля саммита «большой восьмерки» и вновь подчеркнул, что оно будет зависеть от продвижения диалога между властями Китая и представителями Далай-Ламы.

После чего по Китаю прокатилась волна бойкота французских товаров и акций протеста у магазинов французской сети «Карфур». Представитель МИД КНР Лю Цзяньчао, комментируя заявление президента Франции, отметил, что Пекин против того, чтобы какие-либо страны и их руководители вмешивались во внутренние дела Китая под предлогом ситуации в Тибете. Словом, в Китае позицию Саркази сочли «чрезвычайно недружественной» и заявили , что не хотят лицезреть президента Франции на церемонии открытия Олимпиады 8 августа.

Зато некоторые российские СМИ слишком далеко зашли в выражении дружеских чувства к Китаю, обвиняя Далай-Ламу, как агента ЦРУ, в подстрекательстве к «олимпийским мятежам».

При подавлении беспорядков в самой Лхасе (Тибетский автономный район Китая) в марте были убиты около 140 человек. Премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао сразу же обвинил находящегося в изгнании Далай-Ламу в организации беспорядков. По мнению китайского руководства, погромы были организованы с целью сорвать Олимпийские Игры в Пекине, которые пройдут с 8 по 24 августа 2008 года.

В апреле Далай-Лама выступил в поддержку проведения Олимпийских игр в Пекине, убедив мятежников прекратить протестные акции.

Далай-Лама не требует признания независимости Тибета, а хочет лишь, чтобы власти Китая расширили тибетский “автономный регион” за счет включения в его состав других тибетских территорий в соседних провинциях страны. В таком случае они оказались бы в единой географической зоне.

Надежда Алисимчик. При подготовке публикации использованы материалы автобиографии Его Святейшества Далай-Ламы IV.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100