Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (780) от 27 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Вот раньше праздновали!

Юрий Филатов

В этом году владивостокцы празднуют масленицу в 146 раз. Впервые пограничники, составлявшие гарнизон поста Владивосток, отпраздновали ее в 1862 г. Вот как писал об этом в своих “Воспоминаниях заамурского моряка” его первый начальник лейтенант Бурачек: «В воскресение, после обеда, ко мне подошел фельдфебель: - Команда просит позволения править масленицу.

- Пусть себе делают, что хотят.

- Позвольте ... взять быков?

- Для чего?

- Команда хочет на них кататься верхом.

В лазарете больные просили разрешения испечь себе блинов. Чтобы утешить их, я предложил им испечь молочные блины. Через час я застал больных за блинами, которые скорее были похожи на жидовские опресноки. Но больные были в восторге.

Поздно вечером мне пришлось перецеловаться со всей пьяной командой, а на другой день, для чистого понедельника, я приказал истопить баню и дал шабаш».

С тех пор масленица стала обязательным элементом жизни города далекой окраины России.

Владивостокцы, народ по причине отдаленности от государственных и культурных центров, к началу 20 века малость поодичавший, в смысле религии были весьма прогрессивны и чужие праздники отмечали как свои. Тем более, что родная российская масленица, праздник, как известно, кочующий, то наезжал на китайский Новый год (праздник Белых фонарей), то объединялся с «Красными фонарями» (это через 15 дней).

Горожан это только радовало, поскольку способствовало соединению народов, пусть даже в слободском кабаке. Но дольше всех держалась в памяти горожан масленица (она же сырная неделя) 1913 г.

В тот год соединились три праздника: Новый год у китайцев, русская масленица и государственные торжества по случаю трехсотлетия царствующего дома Романовых.

Китайцы, в своей корейской слободке, со свойственным великому народу размахом, праздник отмечали широко и шумно. Взрывались петарды, с шипеньем взлетали в небо ракеты, крутились огненные колеса фейерверков, восторженно ревела толпа. По улочкам двигались процессии китайских циркачей. Вышагивали «великаны» на ходулях, акробаты, то кувыркались посреди улицы, то гроздьями висели на шестах, удерживаемых одним силачом. На пустырях молодежь бегала длинной шеренгой с громадным змеем на палках, который хотел догнать и проглотить красный шар - солнце. Это был знаменитый «Танец дракона».

Детвора тоже играла в «дракона», но разрядом помельче. В «змею», которая хочет укусить себя за хвост. Играющие выстраивались в плотную шеренгу и каждый крепко держался за стоящего впереди. Передний – «голова змеи» пытался «укусить свой хвост» - схватить последнего; а «хвост» старался увернуться и заворачивал шеренгу в другую сторону. Потому вся змея или разрывалась посередине, или вся сваливалась в снег.

Любители «камерного искусства» плотно усаживались в питейных заведениях, где давали представления фокусники и примитивные «Театры теней». Россияне, из соседней слободки, первореченцы, приходили в гости к китайским друзьям на пампушки и приглашали к себе на масленицу, которая, как раз, в этот день завершалась.

К ней начинали готовиться загодя. Выгоняли в лучинных коробках стрелки зеленого лука к икре и блинам, закупали провизию. Но главной заботой были дрожжи и мука.

Мука: крупчатка Общества мукомольных заводов из России, мука желтая из Америки в магазине Кунста, китайская у Чурина, гречневая у Янджоглу; запутаться можно.

Заботы о закупке спиртного мужчины города великодушно брали на себя.

И вот пришла масленица. В допетровские времена ее праздновали две недели. Но в конце ХVII века патриарх московский сократил ее до 8 дней. От воскресенья до понедельника. Масленица делилась на народную - с воскресенья до четверга, и гражданскую, с четверга, когда дни до понедельника в учреждениях объявлялись «неприсутственными», и к веселящимся присоединялась «вся королевская рать» областных чиновников.

Какое гастрономическое изобилие царило на столах! Рыба всякая, и во всяческих видах. Селедка маринованная, селедка под горчичным соусом, селедка «под шубой», лососина, тающая во рту, свежекопченые осетровые балыки от Чурина. Икру везли из Хабаровска. Серая белужья, черная и паюсная - ножом икринку разрезать можно.

Для оригиналов отдельно немного красной. Лососевая - икра слободской бедноты, еда на каждый день. Ее и продают не в банках а из бочек, на вес.

Шеренгой стоят водки: «Смирновская», «Завод вдовы Попова» и «Горилка». Ну и, конечно, местная, кипарисовского завода братьев Пьянковых.

Но гордость хозяина - настойки: на черносмородиновых почках, на травах, ягодах и исключительно пользительные - на кедровых и зеленых маньчжурских орехах. Нальет человек стаканчик этого нектара, вздохнет благостно: «Видит бог, не пьем а лечимся», - да и еще один пропустит. Здоровья не купишь.

Но главное украшение стола - блины. Специально для них греется на спиртовках прямо на столе сливочное масло, стоят мисочки со сметаной и горками зеленого лука. За первыми блинами уха с расстегаями, потом опять блины, потом рыба паровая, потом опять блины. Блины, обильно намазанные икрой, посыпанные зеленым луком, щедро политые маслом или сметаной. И не забывались напитки. Рюмку перед блином, рюмку после блинка. А водка прозрачная, ледяная. И блины горячие, пышные, как перина молодой купеческой вдовы. Хороший праздник масленица.

Тех же, кого застолье не увлекало, ждали другие развлечения. Молодежь шла на каток. Поклонников искусства ждали гастроли «Русской оперы» в театре «Золотой Рог», концерты пианиста Казаника в «Пушкинском театре» и выставка местных художников в залах музея.

Масленичная неделя была последней, когда дозволялись балы и карнавалы, то есть танцы и маскарады.

Надо сказать, что в те времена масками назывались карнавальные костюмы. На лицо надевалась шелковая полумаска. Каких костюмов только не было! Украинские казаки и итальянские разбойники, испанские гранды и русские ямщики.

У дам неожиданно в моду вошли героини Льва Толстого и Чехова. Среди изящных домино и кринолин появилась «Катюша Маслова» в арестантском халате и «Вера Заречная» грустно-просветленная с чайкой в руках.

Городская управа и горожане по случаю юбилея царствующего дома получили возможность выказать всю полноту своих гражданских чувств. Город украсился флагами, гирляндами и иллюминацией. На фасаде управы среди хвои сияли электрические буквы «Н» и «А» (Николай и Александра - августейшие супруги).

Городской голова отменил переводные экзамены в городских начальных школах, чем вызвал у обучаемых взрыв неподдельного патриотизма. Свободные дни молодое поколение решило потратить на урегулирование территориальных споров.

Не один десяток лет владельцами долины Первой Речки считались мальчишки слободки Каторжанка, которую городская дума в 1906 г. переименовала в Первую Речку. Они решали, где кому удить рыбу, где ставить западенки и силки на чижей и щеглов, в изобилии водившихся в приречном кустарнике.

Но в последнее время на их исконные места стали вторгаться пацаны Рабочей слободки, и свои права первореченцам все чаще приходилось отстаивать кулаками. Приближалось Благовещение, когда спрос на птичью мелочь огромен, и потому разборка не терпела отлагательства. Разведка донесла, что в этом году мальчишки с Голубиной пади будут драться на стороне Рабочей слободки. Правда, свою помощь первореченцам предложила Корейская слободка. Но на корейских мальчишек надежд не было. По натуре незлобивые, они были плохими бойцами.

Вот китайчата дрались лихо. Но если хоть один из них удирал, удирали все разом. Вот и решали первореченские стратеги, брать ли таких в союзники, или же самостоятельно отлупить работяшек и вздуть голубинцев за предательство.

В кафедральном Успенском соборе состоялась торжественная литургия. У храма разместились сводный оркестр и большой хор, в который кроме хоров частей гарнизона вошли хоры Певческого кружка и женских гимназий. На Светланской выстроились сводные роты крепостных полков и флотского экипажа.

Ниже памятника адмиралу Невельскому разместился дивизион полевой артиллерии. И когда, вышедший на паперть после литургии архидиакон, провозгласил «многолетие дому царствующему» и высоко поднял горящую свечу, зазвучало «Славься» Михаила Глинки.

А к заключительному «Ура» присоединили свои голоса роты на Светланской, зазвенели колокола собора, на набережной грянули пушки дивизиона, и все перекрыл залп корабельных орудий Сибирской флотилии.

Так закончилась Масленица 1913 года, последнего мирного года России.

Юрий Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100