Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 7 (778) от 13 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Зона беззакония. Комбинаторы от “ДЭК” желают много и сразу

Н.Н. Мартишин.

Объявление на столбах
В декабре 2007 г. на опорах электросетей с. Вольно-Надеждинское появилось странное объявление. Начиналось словами: “В соответствии с постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 г.”, оно продолжалось текстом, ничего не имеющим общего с указанным постановлением, которое называется “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” (далее “Правила”): “Фактический съём показаний с приборов учёта” персоналом энергоснабжающей организации, являющейся исполнителем данной коммунальной услуги, “Правилами” не предусмотрен.

Исполнитель лишь имеет право, и то “в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб”. Никакими “Правилами” не предусмотрены также сообщения абонентов о показаниях электросчётчиков по телефону или лично, да ещё только в определённые дни.

Есть ли вообще в этом смысл, если “объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление)” (п.38-г “Правил”)?

И что это за сомнительная просьба о надписях на “заборах, почтовых ящиках и т.д.”, фактически означающих: “Можете приходить с “фомкой” — дома никого нет”? В пункте 14 вышеуказанных “Правил” написано: “Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу”. А не “1 раз в три месяца пакетно” или с такого-то по такое-то число.

“Странность” данного объявления и заключается в нежелании “Дальэнергосбыта” соблюдать те самые “Правила”, на которые он сам же и ссылается. Дело в том, что новоявленные турецкоподданные от “Дальэнерго” (ныне ОАО “ДЭК”) давно уже, вопреки вышеуказанному постановлению Правительства РФ, превратили платёжные документы за потреблённую электроэнергию в мощный инструмент финансовых махинаций и отъёма денег у населения или, выражаясь “птичьим” языком юриспруденции, в инструмент неосновательного обогащения.

Жировки

Что конкретно в форме платёжных документов ОАО “ДЭК” не соответствует действующему законодательству? “ДЭК” неосновательно лишила своих абонентов права самостоятельно (п. 38-г “Правил”) заполнять графу “объём потребления” и, таким образом, самим себе начислять плату за этот объём. В результате она теперь может выставлять нам самые неосновательные счета. Например, у каждого из нас хотя бы раз в году никого не было дома в день обхода персоналом “ДЭК”. И мы всё равно получаем счёт к оплате то ли по среднемесячному потреблению, то ли по предыдущему месяцу.

Но на каком основании? Разве в ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ не установлено, что “Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг...”? Кроме того, мы вообще могли не потребить ни одного киловатта за этот месяц, т.к. были в отпуске, в больнице и т.п.

Конечно, позже “ДЭК” может и возвратить нам незаконные начисления. Но киловатты-то с сетевой компании списывать никто не собирается! В результате они попадают в разряд так называемых “естественных потерь” сетевиков и ежегодно приносятся ими в РЭК в качестве обоснований для очередного повышения тарифов на электроэнергию.

В крае свыше 834 тыс. квартир. Любой сможет сам ориентировочно прибросить, на какую копеечку ежегодно “вдувают” наши и без того раздутые тарифы вот уже много лет подряд. И эта цифра будет минимальной. Потому что я здесь не упоминаю об юридических лицах, с которыми “ДЭК” вообще не церемонится...

Соблюдение п. 14 “Правил” о расчётном периоде, равном календарному месяцу, на первый взгляд, может показаться маленькой формальностью. Но, если любой, читающий эти строки, возьмёт свою “жировку” за январь 2007 г., то увидит, что начисление за этот месяц ему произведено как за 2 периода: до 22 числа по старому тарифу, а с 22 — по новому. Спрашивается, на каком основании в “ДЭК” решили, что мы потребили свои киловатты именно в такой пропорции? Ведь мы могли их все потребить и до 22 числа! А кто-то, наоборот, после.

Вот чтобы таких споров не возникало, Правительством РФ и установлен, в соответствии с обычаями делового оборота, расчётный период, равный календарному месяцу, внутри которого не может быть и речи об изменении цены либо других условий сделки, договора.

В данном примере “ДЭК” нарушила и п. 42 “Правил”: “Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором)”. А таковой датой является 1-е число “месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов”. То же установлено и ч.2 ст. 155 ЖК РФ.

Так что, даже если предположить гипотетическую ситуацию, что “ДЭК” известила нас письменно о повышении тарифов уже в день принятия решения об этом РЭК, т.е. 22.12.2007 г., и то она имела бы право выставить нам счета по новым тарифам не ранее чем за февраль 2007 г.

Из простых подсчётов видно, что лично мне за январь 2007 г. “ДЭК” начислила незаконно 6 р. 14 коп. Учитывая, что я льготник, она получила и с государства лишних 3р. 99 коп. Если вспомнить, сколько в крае квартир, нетрудно сориентироваться, на сколько примерно миллионов обсчитала “ДЭК” жителей края, а на сколько сотен тысяч рублей - и само государство. Вот вам и “маленькая формальность”! В особо крупном размере...

Наличие графы “пеня” способствует в последующем её перетеканию в общую сумму задолженности, на которую в очередном месяце начисляется новая пеня, и т.д. Этим приёмом ОАО “ДЭК” превратила пеню из карательной меры в ещё один инструмент неосновательного обогащения, лишив при этом Сбербанк его комиссионных. А ведь Правительством установлено, что размер пени рассчитывается и “указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней”, (п.39).

Для того, чтобы иметь возможность, в нарушение пунктов 50-г и 52-е “Правил”, ежемесячно снимать показания наших электросчётчиков, “ДЭК” завела целую армию лишних (в 6 раз!) контролеров, содержание которых, как и надстройки над ними, также входит в тариф на электроэнергию.

Перечень возможностей для финансовых махинаций с помощью такого, с позволения сказать, “платёжного” документа на этом не заканчивается. Чего стоят, например, одни только регулярные вбросы так называемых “компьютерных ошибок” всегда в пользу “ДЭК”, о чём уже не раз сообщали различные СМИ! На каком основании, спрашивается, граждане должны бесплатно тратить своё время на походы в шикарные офисы для разбирательства с приписанными им долгами? Попробуйте-ка вызвать к себе электрика или водопроводчика бесплатно!

Но Остапам Бендерам от “ДЭК” и этого мало.

Сговор в пользу китайцев?

На днях во многих печатных СМИ опубликовано информационное сообщение пресс-службы “Дальэнергосбыта”, которое на самом деле является, на мой взгляд, дезинформационным (ксерокопия из Надеждинской “Трудовой Славы”). Согласно ему: “Дальэнергосбыт” и впредь собирается начислять нам плату не по показаниям приборов учёта, как это установлено Гражданским (ст.544 ч.1) и Жилищным (ст. 157 ч.1) Кодексами РФ или “Правилами” (п.38-г), а “исходя из ранее зафиксированного среднестатистического потребления”.

“Дальэнергосбыт” и впредь будет надоедать абонентам своими визитами для снятия показаний приборов учёта, правда, уже только раз в 3 месяца. Но положено-то не чаще 1 раза в 6 месяцев! Реже можно.

“Выбор потребителем удобной системы платежа” не что иное, как лукавство с целью запутать людей и продолжать свои махинации. Система платежа определена вышеуказанными законами, она одна, и её нужно соблюдать, как и все законы.

“Предоставляет абонентам право самостоятельно снимать показания счётчика, заносить их в квитанцию и оплачивать фактически потреблённые киловатт-часы” не энергокомпания. Это и есть та самая “система платежа”, установленная Гражданским и Жилищным Кодексами РФ, а также постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 г.

Не знаю как в Новосибирске, Екатеринбурге или в Красноярске, но в Москве уж точно электроэнергетики живут по законам и “Правилам”. Хотя и там имеется попытка подтолкнуть абонентов к предварительной оплате по “среднестатистическому”. Только более цивилизованно, и не в 3, а в 6 месяцев 1 раз, как и положено.

Кстати: в Читинской области, откуда, говорят, прибыл к нам нынешний гендиректор ОАО “ДЭК”, применяют аналогичные квитанции. Только там их выдают действительно “пакетно”, т.е. сброшюрованными в так называемые абонентские книжки. Так что “эта схема” не “уже”, а по-прежнему успешно работает в большинстве регионов России. И только Приморский край надолго завяз в трясине беззакония.

Электроэнергетиков в их стремлении продавать больше энергии за валюту в Китай, чем за рубли своим, понять можно. Как и в том, что не так-то просто сразу в 6 раз сократить раздутый штат контролеров, особенно надстройку над ними.

Можно понять и стремление тепловиков (а от кого у них тепло?) вернуть абонентов, переводящих свои квартиры на электроотопление. Но понятно и стремление граждан избавиться от непомерных платежей за бесхозность тепловиков и за прохладу вместо тепла.

Понятно и желание властей как-то урегулировать эти проблемы. Но неужели нельзя это сделать в рамках правового поля? Введением того же единого энерготарифа, например, И стимул для экономики края, и избавление власти от необходимости лукавить населению о том, что нынешние тарифы для него - благо. Хотя, что это за благо такое, при котором пельмени, состряпанные в той же Москве, в магазинах дешевле наших?

Конечно, чиновникам в таком случае придётся много потрудиться, чтобы проследить и за одновременным снижением отпускных цен на продукцию “забывчивых” местных производителей. Но кому сейчас легко? Тем более, что эта работа так или иначе уже не за горами. Ну, а теперь о главном, что хотел сообщить ПРОКУРОРУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ. ПРОШУ: Всем арсеналом средств прокурорского реагирования добиться, чтобы:

1. ОАО “ДЭК” всю свою работу по энергоснабжению населения построила строго по “Правилам предоставления коммунальных услуг граждан” (утв. постан. Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.), возвратила населению (ст.1102 ГК РФ) своё неосновательное обогащение, в том числе и за январь 2007 г., и завела новые платёжные документы по образцу городов Москвы и Читы.

2. Договор между ОАО “ДЭК” и краевой властью о так называемых “социальных нормах”, о чём сообщается в информации пресс-центра “Дальэнергосбыта”, если он существует, был отменён как противозаконный с момента его возникновения.

Пора, давно уже пора выводить наш край из зоны беззакония, как бы трудно это ни было (ну, а кому сейчас легко?)!

Право, не смущать же окончательно нашего Президента петицией с просьбой после марта 2008 г. вступить в правление нашим краем? Ведь порядочные высокие гости на саммит 2012 года в зону беззакония могут и не поехать...

Н.Н. Мартишин.

Рис. Виктора БОГОРАДА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100