Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (777) от 6 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

В «Удэгейской легенде» нет места Удэге

Ирина ГРЕБНЕВА

Этот парк на территории Красноармейского района под красивым названием «Удэгейская легенда» пытались создать ещё в 1994 году. В документе, подписанным Константином Толстошеиным, масса правильных слов и благих намерений: «В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 4 февраля 199-1 г-..

№ 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 22 апреля 1992 г. № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера», постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 795* «О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краёв», распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 572-р, а также решением пятой сессии двадцать первого созыва Приморского краевого Сонета народных депутатов от 28 июня 1991 г. № 145 «О системе охраняемых природных территорий», в целях сохранения уникальной экосистемы бассейна реки Большая Уссурка, рекомендованной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды к включению данной территории во Всемирный список природного наследия и имеющей большое значение для развития внутреннего и въездного туризма,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Согласиться с предложением Приморского управления лесами по организации на территории Красноармейского района национального парка «Удэгейская легенда» (далее - национальный парк) на землях государственного лесного фонда Рощинского лесхоза...»

Но в 2001 году Александр Догдович Кялунзига опередил охотников за длинным рублем, объединил семь удэгейских поселений в общину под названием «Удэге» на площади в 31 тысячу гектар, где потомственные охотники могли добывать зверя, который для них и дом, и стол, и одежда да, собственно, и вся жизнь. Эти земли он оформил в аренду на 49 лет.

Казалось бы, вот она — легенда, народ чтит свои традиции, свой уклад жизни и не теряет собственной самобытности. Да только в этом виде легенда не приносит никакой прибыли и очень даже раздражает. А все потому, что желающих поохотиться и без удэге очень даже достаточно. Причем, такие крутые охотники, готовые заплатить столь приличные бабки, что нищие удэге у них прямо как семечки под ногами путаются.

Поэтому идея создания парка «Удэгейская легенда» вовсе не увяла, а продолжала давить на самые высокие чины России, пока в 2007 году ни была утверждена. Её возглавил Федор Крайниковский. Такой же парк в Лазовском районе Приморского края под названием «Зов тайги» возглавил Берсенев. Организаторов этих парков прежде всего интересовал туризм международного плана.

А как же Александр Догдович Кялунзига?

Если по-хорошему, с ним надо было просто договориться, очертить некие условия, по которым этот парк мог бы существовать на одной территории с общиной. Возможно, путем взаимных уступок этот вопрос удалось бы урегулировать. Например, показывать туристам настоящую деревню удэге со всей её самобытностью, традициями, культурой. Совсем не лишними для туристов были бы танцы и песни удэге. И тогда селянам не пришлось бы шарахаться от туризма, они могли бы иметь здесь свою долю в твердой валюте.

Но кто такой Кялунзига? Он что, большой человек, обладающий властью или хотя бы большими деньгами? С этой «мелочью» никто даже и не стал считаться. Это только в Конституции, да в законах Российских указано, что самой главной в России считается сугубо местная власть. А на деле создание национальных парков согласовывали с Павлом Суляндзига — председателем ассоциации малых народов Севера, человеком, который давным давно оторвался от своих сородичей и ушел в большую политику.

«Ну и организовывали бы свою легенду в другом, более глухом месте! Там и зверя побольше, и лес ещё не так вырублен» - сетует Александр Догдович Кялунзига. По его мнению, там уже обосновались другие крутые ребята, с которыми основатели парка не захотели ссориться. К тому же в ту глухомань надо ещё дороги прокладывать, большие деньги приложить. А здесь уже всё готовенькое, считает он...

В ответ на протесты Кялунзиги против создания парка в прессе появились обвинения в его адрес: будто он выдает незаконные лицензии и на контрабанду леса, и на отстрел зверя на своей территории. Этот человек столь близок к натуральной природе, что ложь вызывает в нем сильнейшее отторжение. Он пытается протестовать, выплеснуть свою обиду, но его никто даже не слушает.

А между тем, Александр Догдович сам по себе уже настоящая легенда. Во время войны, куда он попал ещё несовершеннолетним пацаном, он сумел очистить важную сопку от врага без единого выстрела, действуя только старым дедовским способом (доведенным до совершенства) — охотничьим ножом. Его тогда в награду учиться послали в тыл.

Но организаторам парка такая легенда не нужна, они создают другую, фальшивую... Два месяца я ждала документы от журналиста, эколога-правозащитника, подтверждающие нападки в прессе на Александра Кялунзига. А поскольку меня уверяли в наличии этих документов, то эта публикация была задержана. Но вместо обещанных документов пришло сообщение:

“ПОСТАНОВЛЕНИЯ и РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Национальный парк «Удэгейская легенда» создан постановлением правительства России № 745-р от 9 июня 2007г.. – подписано М. Е. Фрадковым.

Национальный парк «Зов тигра» создан постановлением правительства… от 2 июня 2007г. – подписано М. Е. Фрадковым РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА о бюджете нацпарков.

Правительство РФ подписало распоряжение о создании Федеральных Государственных Учреждений двух национальных парков.

Распоряжением Правительства РФ №50-Р и №51-Р от 23 января 2008 года парки Приморского края получили штатное расписание и бюджет.

Национальные парки «Зов Тигра» и «Удэгейская Легенда» теперь имеют не только территорию, но и дирекцию.

Распоряжение правительства подписано В. Зубковым”.

Итак, 23 января - день утверждения бюджета - прошел без того самого сучка, который таится в этой публикации. А вот и документы обещанные. Ничего особенного. Подписи нескольких сородичей, которые несогласны со своим предводителем общины. Что ж, несогласные могут быть всегда, и это нормально. Лицензия, выданная на отстрел животных лицам с русскими фамилиями. Но это члены общины, и никакого криминала здесь нет. Документов, подтверждающих контрабанду леса, вообще нет.

Выходит, просто задерживали публикацию? А если так, то легенда - не настоящая, фальшивая. Залезла на чужую территорию, использовала хозяйский имидж в названии (“Удэгейская легенда”!) да ещё и нагадила там наветами и ложью. Да и что с ними церемониться? Они всего лишь удэге...

Ирина ГРЕБНЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100