Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (769) от 12 декабря 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Русские звезды на мировом небосклоне

Маргарита Пархоменко

Русские в Париже
На сцене Русского центра на улице Буасьер в Париже выступали многие знаменитые деятели искусства. Выступали элегантнейшие дамы ослепительной красоты. А возраст красавиц в среднем составлял лет под 90. Но никто бы не осмелился назвать их старухами, - сообщает нам корреспондент «La pensee russe». Осиные талии, лебединые шеи, а глаза – искрились и переливались как бриллианты.

Дамы игриво пикировались с кавалером, который представлял их публике. Он - этот кавалер – сам был верхом элегантности в кружевном жабо, застёгивающимся крупной розовой камеей – Александр Васильев и устроил этот грандиозный праздник.

Он выпустил книгу «Красота в изгнании». И в честь презентации созвал на улицу Буасьер своих героинь, «древних лебедей», бывших топ-моделями русских эмигрантских домов моды 20-30 годов прошлого века. Эти моды создавали настоящие княгини, графини, баронессы, рафинированные светские львицы, «прекрасные дамы былых времён».

«Дамы собрались, как на подбор! – радовался Александр. - Цвет российской знати: графиня Прасковья де Сент-Ипполит, урождённая княгиня Оболенская, дочь владельца дома моделей «Мао»; баронесса Анастасия Нолькен; Ксения Сфирис, дочь Феликса Юсупова, создателя дома моделей «Ирфе» (по инициалам имён знаменитой пары); Теа Бобрикова, супермодель дома «Ланвен».

Александр Васильев родился в Москве в 1958 году в театральной семье. Его отец - академик А.П. Васильев, театральный художник, мать – актриса.

Искусствовед Божьей Милостью

Уже в пять лет Саша создал свои первые в жизни костюмы для кукольного театра, в двенадцать оформлял собственный спектакль. В 22 года Александр окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, а в 1982 году переехал в Париж, где работал художником по костюмам. А. Васильев оформил более 100 постановок балетов и опер в 25 странах мира, а в настоящее время курирует отделение менеджмента и теории моды в МГУ им. Ломоносова. Среди его наград - Золотая медаль Академии художеств России, орден «Меценат», почётные медали С.П. Дягилева и В.Ф. Нижинского. И ещё он заядлый путешественник. Его проще встретить в Токио и даже во Владивостоке, чем в парижской квартире.

Театровед, сценограф, коллекционер – разные ипостаси верного «рыцаря» Искусства.

- «Искусство - это нить, связывает воедино и театр, и моду, и интерьер. Всё это для меня одно целое. Я занимаюсь всем одновременно вот уже 30 лет, и мой энтузиазм не пропадает. А если бы занимался чем-то одним, наверное давно устал бы», - говорит А. Васильев.

Кор.: - У Вас одна нога в России, а другая на Западе?

А.В. - У многих людей эмиграция была вынужденной, например у Галины Вишневской, Ростроповича, Лимонова. Абсолютно все они нашли себя в России. Но я не слышал, чтобы в Россию вернулся хотя бы один артист балета. А вот художники - Целков, Заборов, Рабин – остались достоянием западного искусства, невзирая на громкий успех на родине. Я же начал ездить в Россию с 90-х годов, а в 1998 году у меня вышла монография «Красота в изгнании», которая переиздавалась шесть раз на русском языке и вышла на английском языке в Нью-Йорке в 2000 году. Теперь Россия меня хорошо знает и любит.

Кор.: - По-вашему, Москва модный город?

А.В.: - Да разве Париж, Лондон – модные города? Там лишь «островки» моды. Как и в Москве. Хотя Москва, по сравнению с европейскими столицами – глубинно-провинциальная. Её можно сравнить с городами Третьего мира - с Шанхаем, с Мехико. Это не город эстетики, а город ярких красок, варварской пышности и кричащей показухи, потрясающих ресторанов, а по соседству - пьяная брань, бомжи, загаженные парадные. Короче, Москва, как говорится, столица контрастов, и дай Бог, чтобы со временем они начали уменьшаться, а «стильность» увеличиваться…

Где гений чистой красоты?

Кор.: - Интересно, нынешние русские красавицы похожи на высокородных дам былых времён?

А.В.: - Современные россиянки часто красивы. В них ведь смешаны славянские, татарские, угро-финские крови. Но очарованию зачастую мешает отсутствие интеллекта. Это усыпанная стразами пустота. Вообще за 90 лет после Октябрьской революции русский тип изменился, и не в лучшем направлении, и причина известна. Обеднел генофонд. После 17-го года из страны была изгнана, либо уничтожена практически вся элита – дворянство, мыслящая интеллигенция, офицерство, духовенство, купечество.

Кор.: - Но русский стиль всё-таки существует?

А.В.: - Да, существует. Россия ведь находится на стыке Европы и Азии с традиционной пестротой, пышностью нарядов, без которых русская красавица себя не мыслит. Её за границей узнают за три версты. По Елисейским полям они плывут косяком, в норковых шубах, да на шпильках! Французы на красавиц пялятся, а те - рады-радёшеньки: замечают. А ведь глядят оттого, что как раз меха и шпильки в 21 веке для французов ужасно дурной вкус!

Шанель учила: «Если вы вернулись домой за кошельком или ключами, посмотрите на себя в зеркало и уберите лишнее».

Был я недавно на званом вечере в Москве, и одна дама меня упрекнула: «Вы о нас говорите, будто мы живём в каменном веке».

«Нет, скорее в стразовом. Вам ведь нравится всё, что блестит».

Александр Васильев, оформляя для «новых русских» феерические интерьеры, столкнулся с поразившим его фактом. Никто не заказал ему книжный шкаф. Ни разу! Хотя исключение всё же было: одна поп-звезда заказала-таки огромный книжный шкаф в стиле ампир для своей коллекции … кукол Барби.

Беда в том, что в современной России пока нет ни одной семьи, у которой был бы капитал со стажем в 200 лет. По мнению Васильева, новому российскому капиталу от силы лет десять. Но уже сегодня ясно – воспитание необходимо. «Вспомните пьесу «Пигмалион» Бернарда Шоу. И там и тут налицо, хороший материал, люди с гибкими мозгами… Надо научить их выращивать не только капитал, но и интеллектуальный багаж. Он уверен, у них получится – уже получается! Многие уже приобщаются к мировой культуре и начали отличать бриллианты от булыжников. А мода – что мода? Мода мимолётна, а стиль смотрит в вечность.

Александр Васильев - коллекционер с детства

Этой страсти он предаётся с 11 лет – копанию на арбатских помойках. Там порой попадались настоящие сокровища, которые повыкидывали «шариковы» 70-х, переезжая в «хрущёбы». Он обожает блошиные рынки, направляется туда, где бы ни оформлял спектакли, организовывал выставки, проводил семинары. Он знает барахолки всего мира, но самая любимая - это лондонский Портабелло. Он там столько всего находит - старинные платья, даже кокошники.

Его коллекция непрерывно пополняется. Недавно он приобрёл во Флоренции бальное платье из коллекции графини Алигьери – изумительный факт! – праправнучки Данте Алигьери, того самого, великого! Владелицей его была графиня Строганова, урождённая княжна Щербатова. Антикварное платье сохранилось с 1892 года благодаря тому, что попало во дворец Строгановых в Риме и поэтому не было уничтожено большевиками.

Есть у Александра Васильева заветная цель – создать при жизни первый «Музей русской моды». Да поможет ему Господь!

Маргарита Пархоменко.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100