Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (741) от 30 мая 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Битва за Владивосток. Часть первая: жди меня

Надежда Алисимчик

24 мая состоялась пресс-конференция депутата Госдумы Виктора Черепкова.
Зал был заполнен журналистами под завязку. Кроме них в зале присутствовали депутаты Медведева и Оломский. В коридорах толпились молодые люди, похожие на будущих вице-мэров, а возможно даже - на будущих вице-губернаторов.

Самым горячим вопросом, который с ходу и задали журналисты, был: «Пойдете ли Вы на выборы мэра Владивостока?». После ответа на этот вопрос пресс-конференция состояла преимущественно из того, что Черепкова допрашивали две известные журналистки. Одна пытала его о связях с Кондратовым, а другая сосредоточилась преимущественно на предвыборной парториентации Черепкова. Между ними все же кое-как удалось вклиниться со своим личным вопросом одному стареющему телетинейджеру, который поинтересовался, как связаться с Космосом.

ТРЕТЬЕ ПРИШЕСТВИЕ ЧЕРЕПКОВА СОСТОИТСЯ В ДЕКАБРЕ

На вопрос об участии в выборах мэра Владивостока Черепков ответил утвердительно, и пояснил:

- Я обязан это сделать. Ибо внутреннее мое состояние таково: я что-то не сделал, что-то не успел. Об этом говорит мой жизненный опыт, понимание людей. Здесь один из немногих регионов, где с уважением относились к власти, пусть не все.

Но, даже в самых сложных условиях, когда в очередной раз меня убрали в феврале, был невероятный мороз и снег, и мои оппоненты радовались, что никто не придет, и это можно будет показать по телевидению, а народом оказалась заполнена вся площадь. И когда я увидел эти лица, они остались в моей душе. Это самая высокая награда и поддержка. Поэтому я обязан в любом случае, какой бы исход ни был - убьют, ранят, забросают гранатами, пройду или не пройду - я обязан участвовать в этих выборах до тех пор, пока не подготовлю смену. А я сейчас как раз ищу таких людей.

- Возможно вашим конкурентом на выборах будет депутат ЗакС – бизнесмен Кондратов. Вы не считаете, что из него вы можете подготовить смену? Поскольку в свое время вы способствовали, чтобы он стал хозяином радиостанции «Лемма»?

Черепков: - Во-первых, я никогда не способствовал этому. Для радиостанции «Лемма», когда она не имела еще этого названия, действительно, все документы готовил я. Я хотел, чтобы город имел свою радиостанцию. Вы помните, какая тогда была информационная блокада – никакого выхода нигде. Я пытался все сделать, была договоренность с федеральными органами и по средствам связи, и по частотам, словом, по всему, что полагается.

Мне была назначена встреча,я прилетел в Москву, а мне сразу же и в министерстве связи, и в регистрационной службе задали один и тот же вопрос: «А вы с Кондратовым согласовали?» Тогда Кандратов был полпредом и одновременно главой нашего краевого ФСБ. Я, ничего не подозревая, спросил:

- А почему я должен с ним согласовывать?

- У полпреда другое мнение, он эту частоту отдает другим лицам.

- А кому?

- Ну, это пока секрет, вы пожалуйста согласуйте с ним.

Оказалось, что эта радиостанция уже была подарком. Когда я узнал об этом, я был просто в шоке. А поддерживал я ее тогда, когда она единственная давала возможность выступить, как тогда называли, черепковцам. И она была более свободная в тот период.

Ну, а когда на прошлых выборах в ЗАКС Приморья я призвал не голосовать за Кондратова, там был шок. И после этого я потерял возможность выступать на этой радиостанции.

О том, что Кондратов планирует, наверное, здесь в Приморье и ежу понятно. И я об этом знал приблизительно 4 года назад. Но тогда у Кондратова не было таких возможностей. Сегодня они появились. И появились не потому, что он что-то предпринимал. Сама ситуация складывается так, что сегодня за деньги покупают все: и пост министра, и пост мэра тем более.

КОЛОНИЗАЦИЯ ПОД КОРЕНЬ

- Еще один вариант, еще один конкурент. Вот Корень исполняет обязанности мэра, его вызвали в Москву. Ходят слухи, что там ему прочат московского человека и говорят о кандидатруе Цоя, пресс-секретаря. Будете бороться с ним?

Черепков: - Я думаю, Цой сам не пойдет, хотя, в принципе, он перерос пресс-секретаря, и ему нужно порулить. Кадры московские сейчас как бы экспортируются во все регионы. Дело в том, что сегодня все регионы становятся колониями Москвы. Вначале, когда отменили выборы губернаторов, было два варианта: или поставить лояльного Москве, управляемого местного губернатора, или конкретного москвича. Сегодня они пошли по другому пути, по пути захвата городов. Потому что исполнительная городская власть – это земля, ресурсы, возможности и т.д., и они…

- Кто они?

Черепков: - Можем говорить о солнцевской братве, можем говорить о братве нашей. Но кроме этого существует коалиция бизнесменов, которые объединяются по интересам, и эти интересы сообща отстаивают. Они имеют огромное влияние в администрации Президента, они курируют эти объединительные структуры для того, чтобы деньги, которые имеет Москва, использовать уже в регионах, вкладывать в крупнейшие строительные проекты, заводы и предприятия. Они даже такие мелкие, как молококомбинаты, фабрики мороженого и все прочее, подчистую забирают.

Потому что Москва сейчас стеснена не только по площадям, но и по экономическим возможностям. Вкладывать там деньги уже не очень эффективно, потому что там все очень дорого стоит, в том числе и рабочая сила. Рабочему там надо платить сейчас почти тысячу долларов. А на перефирии можно за 5 тысяч рублей рабочую силу найти, почти бесплатная земля и другие возможности. И они, находясь там, выкачивают сейчас деньги отсюда. Правда, вкладывая небольшие затраты в развитие.

- Каковы позиции Дарькина?

Черепков: - Пока коррупция будет в кремлевском окружении, его позиции будут достаточными.

РУССКИЙ ОСТРОВ - ПРОЕКТ ЧЕРЕПКОВА

Мало кто знает, сколько пришлось бороться с военными властями, чтобы открыть остров Русский. Вспомните, что туда попадали только по пропуску, поехать даже на рыбалку было проблемой. Я потратил много времени и административного ресурса, чтобы остров Русский стал все доступен, а бизнесмены Южной Кореи, Японии и Китая могли сделать огромные вложения.

В течение последних двух лет я работал над этим проектом. Результат, который был озвучен здесь Путиным, он не просто с неба упал. Я должен был выходить на правительство 6 раз с документами, с выкладками, объяснениями и приоритетами. Встречался несколько раз с премьером по этим вопросам, в том числе и с прежним премьером. И сейчас в этом направлении произошли большие изменения, и вы это ощущаете. И я считаю, что в определенном смысле моя роль выполнена.

Но, естественно, Кремль озабочен, а куда пойдут эти деньги? И эту озабоченность они каким-то образом постараются нейтрализовать путем решения кадровых проблем и в масштабах края, и в масштабах города.

- Положение губернатора Дарькина все-таки насколько прочно?

Черепков: - Слово «прочно» здесь употреблять нельзя. Оно не является прочным на сегодняшний день, и вопрос рассматривается серьезно. Но влияние у него там есть, и достаточно. Но вопрос ставится так, что те влиятельные фигуры в ближайшее время могут быть убраны, и возможности их существенно обрезаны.

- Кто будет президентом?

Черепков: - Я думаю, что кандидатура Иванова будет главной. Изюминка пиарщиков в том, чтобы кандидатуру преемника держать до определенного момента в «мешке» или в «черном ящике». Чтобы на этого человека оппозиция не вылила ушат помоев. Путин уйдет, но, возможно, что его приемник будет избран на один год, а потом уйдет... Причина будет найдена.

КТО ЗАКАЗАЛ НИКОЛАЕВА?

- Сущетсвует несколько версий, почему посадили Николаева: Дарькин, Кондратов, некоторые московские структуры…

Черепков: - Где-то приблизительно через месяц-полтора прогнозируется сенсация для журналистов, которая затмит арест Николаева и все прочее…

Голос из зала: - А пораньше нельзя?

Черепков: - С некоторых пор я пришел к заключению, что большинство процессов не надо ускорять, а то выкидыш получается. Поэтому в ситуации, как с Николаевым, можно было использовать Черепкова, что вот он там чего-то… Я не принимал участия в этом деле.

- А кто принимал?

Черепков: - Я могу предположить. Два года назад, после этой гранаты, я практически отошел. Вы наверное решили, что Черепков или испугался, или его перекупили. Я отошел потому, что понял как бессмысленно расчищать дорогу, потому что тут же как черт из табакерки выпрыгивают из подворотни, и занимают губернаторские, мэрские и другие посты. А ты вроде того бульдозера со своими единомышленниками прокладываешь им дорогу.

Проанализировав весь свой долгий путь, я пришел к заключению, что необходимо оценивать кандидатуры, с которыми предстоит бороться. Они сами друг друга пересадят, дай Бог, чтобы только не перестреляли. Поэтому в данной ситуации, с моей точки зрения, следы заинтересованности ведут к Кондратову. Если я ошибся, то я буду рад.

- К Кондратову старшему или младшему?

Черепков: - Старший уже сделал свое дело для младшего. Еще помните с тех времен, когда его арестовали. Тех, кто его арестовал, всех из спецслужб убрали. Тогда мне в администрации президента задавали вопрос: «Виктор Иванович, ты хорошо знаешь ситуацию. Объясни, вот Кондратову мы дали и самый главный рычаг – полпредство, и самый главный рычаг - ФСБ в крае специально, чтобы он убрал Наздратенко, а он ничего не делает. В чем дело?»

А секрет заключался тогда в очень простых отношениях Дарькина и Кондратова и экономических интересах Наздратенко. И если бы Кондратов поднимался из окопа и шел на Наздратенко, то у Наздратенко были аргументы, не просто там что-то, а может даже посадить.

Когда убирали Кандратова, я был уже депутатом, и пошел со своими материалами и ходатайством в высшее руководство ФСБ, чтобы каким-то образом удержать Кондратова. Но когда там мне показали материалы, а потом спросили: «Ну что, Вы не поменяли свое мнение?» - Я сказал: «Я приношу вам свои извинения». И ушел очень расстроенный, лучше бы я этого не знал.

Так вот, в ближайшее время будет очень крупная кампания по расчистке и наведению порядка среди крупных бизнесменов в Приморском крае.

- Сказали «А», говорите «В», кто эти бизнесмены?

Черепков: - Не дождетесь! Когда-то я назвал в эфире одну только кандидатуру по делу «Вирус», когда меня вынудили. И сказал тогда: «А две следующие назову в другой раз». А в 19 часов вечера я был похищен, вы помните ту историю. Так что я хочу жить.

А если посмотреть на эти дела, то там очень много мокрых дел…

- Прокомментируйте ситуацию с генералом Бахшецяном.

Черепков: - Эту злокачественную опухоль знаю. Многие задают вопрос, почему Москва или закрывает глаза на того же губернатора, или ту же гранату. Или даже участвует в подавлении того человека, который мог бы принести пользу государству. Потому что им выгодно работать с теми ребятами, которые знают, что их могут посадить в тюрьму, и они должны постоянно откупаться.

Я выходил на следственные органы по этому вопросу. Повлиять на эту ситуацию можно, но не методом прямого воздействия на следствие. А вот если «рванет» в другом месте, то ослабится фронт, и я смогу повлиять на эту ситуацию. И это событие создается на сегодняшний день.

- Вы уже человек системы и вы в нее вписались.

Черепков: - Время 91-95-х, когда ездили на танке и бросались на амбразуру, это время прошло. Сегодня невозможно без системы победить эту систему. И я должен какое-то время на поезде этой системы ехать, чтобы на определенном этапе стоп-кран дернуть. Поэтому меня многие не понимают, вроде я должен быть на митингах, флагом размахивать, но это ничего уже не дает.

- А когда стоп-кран будете срывать?

Черепков: - А когда впереди будет уже огонь.

- Вы можете в митингах не участвовать, но ваши сторонники могут.

Черепков: - Да,можно огонь протестности поддерживать митингами, чтобы он не угас. Но назовите мне хотя бы один митинг, который бы дал какой-то конечный результат.

Голос: - Майдан

- Вы всерьез верите, что в 2012 году во Владивостоке пройдет форум АТЭС?

Черепков: - Да. И все делаю, чтобы это произошло. Сейчас идет расчистка, чтобы не разворовали эти деньги.

- И вы после этого готовы управлять городом?

Черепков: - Хоть до, хоть после, хоть сейчас. Если вы что-то считаете делом вашей жизни, то вы будете это делать даже, если у вас осталось немного жизненного периода.

- А если вы будете мэром, вам дадут сто миллиардов долларов, а губернатором будет Дарькин. Куда вы от него будете деньги прятать?

Черепков: - У нас с ним разные методы управления. Я не могу сказать,что Дарькин настолько глупый, что он вот… он значительно поумнел за последнее время. Но вот то, что пришли системные ребята и сделали хорошую соковыжималку... Куда этот сок шел, вы прекрасно знаете. В том числе и на укрепление своей власти в определенных вышестоящих инстанциях. И это сегодня там приветствуется.

Весь этот опыт я уже имел с Евгением Ивановичем. Тогда блокада была не меньше.

У Дарькина здесь идеальные условия – у него нет оппозиции. Оппозиция Черепкова замолчала, я уже объяснил почему.

- А может быть, что Николаев выйдет из СИЗО под чистую, и тогда не будет никаких выборов?

Черепков: - Я думаю, что этого не случится, но если Николаев выйдет оттуда, то это не худший вариант, чем Кондратов.

- Кому и сколько нужно отвезти, чтобы Черепков стал мэром города?

Черепков: - Вы готовы собрать эту сумму? Это бесполезно, ребята!

- На выборах мэра кто будут основными соперниками? Вы, Кондратов, кто еще?

Черепков: - Бизнесмены. Желающих много.

- Кондратов пользуется поддержкой Москвы?

Черепков: - Он пытается заручиться там.

- Москва будет выставлять своего кандидата или будет здесь приобретать?

Черепков: - Как сложится ситуация.

- Дарькин поддерживает Кондратова?

Черепков: - Дарькину сегодня выгоднее поддерживать Николаева, потому что Николаев подмят, сегодня он уже прошел определенный воспитательный процесс, и он будет более лоялен. Я имею ввиду, если его выпустят, и все это нейтрализуется.

- Вы имеете в ввиду, что Николаев теперь не будет иметь виды на роль губернатора, а Кондратов в этом отношении опасен? А как вы оцениваете Марковцева на выборах мэра?

Черепков: - Никак. Марковцев, как Бильтюков, как Рыбалкин, как те, кто крепостями командует, как все, кто сдали Черепкова, они обычно никуда не попадают.

- Как вы считаете, Князев опять будет утвержден председателем крайизбиркома на новый срок? Состав избиркома как-то поменяется?

Черепков: - Это сложно прогнозировать.

- Хотя бы какая-то вероятность есть?

Черепков: - Нет, пока нет.

- Вы будете баллотироваться в мэры и в думу?

Черепков: - Да, но, если изберусь туда и туда, то остаюсь мэром.

- Виктор Иванович! Вы прилетели потому, что узнали о том, что вас выдвинули на звание почетного жителя Владивостока?

Черепков: - Во-первых, я давно не был во Владивостоке, а во-вторых, надо сорентироваться с декабрьскими выборами.

- Вы на полном серьезе верите, что все, что они наговорили про Русский остров, они успеют сделать за 3-4 года?

Черепков: - 4 года- это огромный срок…

- Да у нас губернаторский мост сколько строился?

Черепков: - Губернаторские мосты сложнее, чем подвесные. Подвесной мост – это конструкция на тросах и веревках, на таких как вы сушите белье, только технических. Это делается очень быстро. Самые большие вложения делаются в фундамент, а на Русском он уже есть -это скалы, причем с той и другой стороны. Требуется всего-навсего перебросить троса, и на них повесить металлическую конструкцию. Заказ будет выполнять Китай, там это отработано.

Приблизительный проект моста есть. Кроме того, такие проекты делают за рубежом в считанные недели. Это типовой мост. Поскольку я работал 2 года в этом направлении, то полагаю, что все это серьезно.

- Как вы оцениваете суд над Копыловым?

Черепков: - Вообще, что по делу Николаева, что по Копылову –все это мелочи. Скоро все об этом забудут по сравнению с тем, что предстоит.

***

Еще Виктор Иванович ответил на вопросы о правом руле, о дорогах, о партиях, которые предлагают ему войти в свой списочный состав на выборах.

Как выяснилось, Черепков отказался от звания почетного гражданина Владивостока. Одна из причин отказа – далеко не все почетные граждане в этом списке – хорошая кампания.

В вестибюле Черепкова ожидали его единомышленники, из числа тех, кто голосовал за него в июне 1993 года, когда Черепков стал первым мэром Владивостока. Чего же они ждут от него? Я спросила об этом одну пожилую женщину.

- А кого нам ждать? Посмотрите на нас, нынешних пенсионеров. Какова была вся наша жизнь? У одних семьи были репрессированы, у других отцы погибли на фронте. Голодное детство, нищая послевоенная юность. А теперь еще голодная униженная старость. Да еще тот беспредел, который надвигается на землю под нашими домами и дачами. Отберут все под этот АТЭС, выселят за Уссурийск, и запах моря не услышишь. Мы - пенсионеры, учителя, врачи, инженеры, юристы, наши дети, внуки и друзья - ждем одного избавителя – Виктора Ивановича Черепкова.

В словах этой женщины есть большая правда о том, что перед саммитом нам пощады не будет, если промахнемся на выборах мэра.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100