Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (741) от 30 мая 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Капитализм по Мавроди

Андрей Колесников

После четырехлетнего заключения гений пирамидального направления в социальной архитектуре Сергей Мавроди выходит на волю. Все надежды и страхи, комплексы и чаяния массового сознания начала 1990-х, периода первоначального накопления капитала, соединились в этом невзрачном человеке в уродливых очках, от которого пахнет холостяцкой квартирой на Фрунзенской и неряшливостью одержимого одной, но пламенной идеей мошенника.

Вся постсоветская вера в волшебство и волшебников, в то, что за политической свободой должны посыпаться, как из рога изобилия, невиданные материальные блага для всех, вся иждивенческая психология советского человека, который ждал от капитализма чудес без усилий и личной ответственности - вот она, персонифицирована в одном лице.

Мавроди, безусловно, гений. Злой гений раннего постсоветского периода нашей истории. Только человек с фантастической интуицией мог расщелкать, как орех, представления о мире рядового россиянина, который еще вчера был советским человеком. То есть привык во всем и всегда полагаться на государство-отца и не привык пользоваться личной свободой, не научен был принимать самостоятельные осмысленные и рациональные решения. Готовых задачников и «решебников», пособий по пользованию свободой и капитализмом не было. Государство их, во всяком случае, не подготовило. Нишу занял Мавроди, предложивший постсоветскому человеку, этому homo postsoveticus, схему поведения.

Это капитализм, stupid, сказал постсоветскому человеку Мавроди, неси сюда денежки и мы будем вместе с тобой делать капитал из воздуха. Я тебе точно говорю, именно так это у них на некогда загнивавшем западе и делается - вот они отдают деньги, а вот получают удвоенный, утроенный, удесятеренный доход. Не знаешь, как это происходит - доверься мне, я тебе даже объяснять ничего не буду, а прибыль честно с тобой поделим. Запомни только логотип - МММ.

А вот и Леня Голубков - тоже гениальный концентрированный образ «совка», который преодолел тяготы переходного периода и стал «партнером», получив, натурально, деньги из воздуха. Вроде урод уродом, такой же, как слесарь-алкаш из родного ЖЭКа, а при этом - партнер. Вот в том-то и «фишка», что Голубков был такой же, как все. И на его примере Мавроди показал: если уж у него получилось, так у тебя, – умного, талантливого, обделенного всеми властями во все времена, наконец, получится. Пирамида МММ - счастье для всех.

Мавроди придумал идеальную модель подлинно народного капитализма с его верой в прекрасное. То есть - в воздушную природу денег, которые возникают ниоткуда. И народ повелся на мавродиев капитализм и пошел за Мавроди, как за Иисусом. Учитель проповедовал легкость получения денег, и бывшие советские «трудящиеся» немедленно забыли урок, передававшийся по центральному телевидению с помощью мультфильма «Золотая антилопа» - денег из ничего не бывает, а если они и появляются таким путем, то добром дело не заканчивается. Дальнейшая постмавродиева история России, которая называлась олигархическим капитализмом, - яркое тому подтверждение.

При Горбачеве народ, смотревший «Золотую антилопу», получил политическую свободу. При Ельцине - экономическую. Ни тем, ни другим распорядиться толком не смог. Потому что массовое сознание постсоветского человека было устроено следующим образом: дали свободу, разрешили орать на площадях - дайте колбасу; дали колбасу, но дорогую - дайте тогда денег.

Не даете денег, требуете, чтобы мы выкручивались сами - тогда на черта нам эта политическая свобода?! Очень быстро забыл постсоветский человек о том, что как только исчезают простейшие политические свободы, как-то постепенно начинает исчезать колбаса. Хоть дорогая, хоть дешевая. Любая.

Постсоветский человек в это не верит. Потому что еда пока есть в магазинах, а Мавроди выходит на свободу. У меня нет никаких сомнений - придумай Мавроди сейчас, сегодня, какую-нибудь простенькую до гениальности схему относительно честного изготовления денег из воздуха, народ пошел бы за ним. И понес бы деньги не в ПИФы, не в банки, а именно в мавродиевы комбинации из трех одинаковых букв.

Потому что вера в легкие деньги в постсоветском человеке, который ничему не научился за 15 лет капитализма, не исчезла. Он и олигархов-то не любит за то, что у них получилось добыть эти легкие деньги, а у него, коллективного Лени Голубкова - нет. Но ничего - будет и на нашей улице праздник: Мавроди выходит на свободу. Следите за руками и читайте по губам...

Андрей Колесников, РИА Новости.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100