Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (734) от 11 апреля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Развод по-немецки

Евгений НЕПОМНЯЩИЙ

Попытка «Даймлер-Бенц» вывести из перманентного, продолжающегося более четверти века финансового кризиса, своего союзника Американскую компанию «Крайслер» успехом не увенчалась. Немецкий концерн решил продать приносящую одни убытки фирму.

Беды «Крайслера» как и всей Американской «Большой Тройки» начались еще в начале 70-х годов прошлого столетия, сразу после начала «Большого Японского наступления» на Американский автомобильный рынок. «Дженерал-моторс» и «Форд», хоть и с большими потерями, но выстояли, «Крайслеру», как слабому звену в «Большой тройке», пришлось намного труднее и в 1980 г. компания фактически обанкротилась. Но правительство США не дало погибнуть одному из символов Америки. «Крайслер» для американцев – такая же визитная карточка страны как «Кока-кола», джаз и индейка на День Благодарения. Для спасения компании был выделен огромный государственный (в экономической истории США случай беспрецендентный со времен Великой депрессии) кредит и найден, не побоимся этого слова, гениальный топ-менеджер - Ли Якокка который к 1983 г. сумел вывести «Крайслер» из кризиса. Во второй половине 80-х. компания окрепла настолько, что смогла вернуть государству долги и даже присоединить компанию «Игл-Джип» (бывш. «Америкен-моторс»), чьи активы на тот момент принадлежали французской «Рено». Успех был обеспечен выпуском семейства минивэнов «Плимут-Вояджер», «Додж-Караван» и «Крайслер-Гранд-Вояджер», автомобилей семейств «К» «М» и «С», а также машинами отделения «Джип», «Чероки» и «Гранд-Чероки». Совместно с «Мицубиси» компания выпустила небольшое купе «Плимут-Лазер», двойника «Мицубиси-Эклипс» и спортивный «Додж-Стелс», также аналог «Мицубиси». Но с уходом Ли Якокки дела снова резко пошли вниз. Прекратило выпуск автомобилей отделение «Плимут». Спрос на автомобили компании резко упал практически во всех сегментах рынка. Вновь замаячил призрак неминуемого банкротства. Но на этот раз помощь пришла из-за океана. «Даймлер-Бенц» купил «Крайслер» в 1998 г. за 35 млрд. долларов. Хотя в официальных документах речь шла не о покупке, а об объеденении, но кто в доме хозяин было видно сразу невооруженным взглядом. Так и появился на свет концерн «Даймлер-Крайслер». Однако, на этот раз многочисленные попытки оздоровления Американской фирмы привели лишь к многомиллионным потерям для немецких хозяев в Штутгарте. Один из самых авторитетных специалистов в европейской автомобильной индустрии, нынешний шеф концерна Дитер Цеше не смог вывести марку «Крайслер» на рентабельный уровень. Так в 2006 г. компания понесла убытки на 1.12 млрд. долларов. В конце прошлого года был предложен очередной план предусматривающий закрытие двух заводов и увольнение 11.000 сотрудников, однако расчеты показали, что и эти меры не прнесут желаемых результатов. После этого на Цеше стали давить влиятельные акционеры, давно предлагающие продать убыточное отделение. Поначалу речь шла не о полном отчуждении «дочки»: предполагалось партнерство с отделением «Джип» и создание внедорожника класса «Ниссан-Армада» для рынка США. Но и эту идею в Штутгарте отвергли и «Крайслер» решено было продать. На сегодняшний день главный вопрос - кто покупатель? От сделки уже отказались «Мицубиси», «Хендэ», «Фиат», альянс «Рено»-«Ниссан». Пока наиболее вероятным покупателем считается «Дженерал-Моторс». Однако, аналитики не верят что GM, положение которого даже хуже чем у самого «Крайслера», может реанимировать марку. Говорят, что заинтересован в сотрудничестве с «Крайслером» Российский бизнесмен Олег Дерипаска, владеющий заводом ГАЗ. По слухам, он рассматривает покупку компании целиком. По другой версии, Дерипаска всего лишь планирует расширить сотрудничество с Американцами и в следующем году в Нижнем Новгороде начнется сборка «Крайслер-Себринг» и «Додж-Стратус» под Нижегородской маркой (об этом наша газета уже писала). Кроме того, есть и другие претенденты: Инвестметбанк разослал всем потенциально заинтересованным фирмам сообщение о том что «Крайслер» будет выставлен на торги. Продавец хочет получить за компанию не менее 10 млрд. евро. При этом , среди, возможных покупателей большинство компаний - неавтомобильные. И последнее: «Крайслеру» принадлежит единственный в США танкостроительный завод в Детройте, второй в мире по мощности после Нижнетагильского «Уралвагонзавода», кто им будет владеть теперь – неясно. Хотя, конечно, правительство США не допустит перехода контрольного пакета акций предприятия ВПК в руки потенциального противника.

Евгений НЕПОМНЯЩИЙ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100