Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (690) от 7 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Если речь заходит о деньгах, то совесть неуместна?

Виктория Рябова, Василий Акимов

О людях и уродах
Что общего между процветающим магазином “На Арбате” и пятилетним тяжело больным мальчиком Валерой Лешко?
Все очень просто: малыш состоит в общественной организации инвалидов Фрунзенского района г. Владивостока. Сам-то он, конечно, заявление о вступлении не подавал, и членских взносов не платит в силу тяжелого недуга и малолетнего возраста.

Этим занимается его мама, Татьяна Ковальская. А магазин “На Арбате” находится в здании общества инвалидов и был создан по замыслу председателя этой организации - Сергея Николаевича Сланько, с целью материальной поддержки этих людей.

Но уже через два года магазин и его создатель забыли о благих делах. Надежды инвалидов на помощь рухнули, как карточный домик. Если и выделялись, то настолько ничтожные суммы, что и говорить об этом стыдно. Чего только стоит организация праздника для 15 ребятишек 5 декабря 2005 года, когда на чаепитие было израсходовано целых 380 рублей! Это три бутылки лимонада, кучка карамелек и несколько рулетов. Славный праздник получился!

А для лежачих детей, таких как Валера, даже карамельки не досталось. По мнению Сергея Сланько, “они и так зажрались!” Именно так он однажды выразился в присутствии нескольких активистов своей организации. А об умершей девочке, состоявшей на учете в обществе инвалидов, сказал: “Слава Богу, на одного урода стало меньше!”

Между прочим, сам Сергей Сланько - инвалид 1 группы, и только природная тактичность матерей с больными детьми удержала их от вопроса, не является ли он сам уродом.

Нищета и блеск

Улица Фокина, в народе “Арбат”, славится многочисленными торговыми рядами, элитными бутиками и ценами. Магазин “На Арбате” не стал исключением из этого правила. На прилавках рядами выложены продукты, сигареты, имеются и “горячительные” напитки. Стоимость товара значительно выше, чем в аналогичных продмагах. Рядовому инвалиду с его доходами здесь делать нечего.

- Хоть бы соки продавали для наших детей подешевле, - говорит Татьяна, мама Валеры, - ведь на пенсию по инвалидности на ребенка в 2.740 рублей сводить концы с концами сложно!

Татьяна Ковальская нигде не работает, так как больного и беспомощного ребенка оставить не с кем. Пятилетний Валера практически обездвижен - и руки, и ноги у него висят плетьми.

До трех лет малыш развивался нормально, как все дети: ходил, начинал лепетать первые слова... Беда пришла после пневмонии. Валера страдает эпилепсией, у него атрофирована часть головного мозга. В дополнение врачи поставили диагноз - синдром Ленокса. Для лечения необходимы дорогостоящие препараты, но особо необходимо бельгийское лекарство “Кепра”, стоимость которого более четырех тысяч рублей за одну упаковку, которой мальчику хватает только на месяц. Это единственное действенное средство, помогающее малышу избегать частых приступов судорог и облегчить страдания.

Однако препарат в приморских аптеках закончился, его нет даже на складах в Москве. Уже три недели Валера живет без лекарства, и где его взять, Татьяна просто не знает. Между прочим, этот медикамент не входит в перечень препаратов, отпускаемых по льготным рецептам. Покупка “Кепры” Татьяне Ковальской обходится в полную стоимость из своего кармана.

Сейчас Татьяна заканчивает обучение по специальности закройщик, планирует устроиться на работу, но с кем будет оставлять малыша - неясно. Денег, чтобы оплатить услуги сиделки или няни, у матери нет. Молодая мама с ребенком-инвалидом проживают в условиях, далеких от идеальных. Комната в старом доме размером 12 на 3, печное отопление, отсутствие канализации.

У обездвиженного ребенка нет инвалидной коляски, такие же трудности с ортопедическим матрацем. Валера практически не бывает на улице, хрупкой женщине трудно долго носить ребенка на руках, мальчик ведь растет!

Валере необходимо комплексное обследование, которое могут произвести только в специализированных столичных клиниках. Это стоит немалых денег, которые можно было найти, если бы магазин “На Арбате” работал на благо общества инвалидов, а не на карман председателя и его сотоварищей.

Свои деньги он тщательно подсчитывает, вынимая выручку из кассы по несколько раз в день, это видели все те же инвалиды. В общем, Сергей Николаевич “как Кощей над златом чахнет”.

Чтобы разгневанные инвалиды случайно не огрели его костылем по спине, завел себе секьюрити. Человек верный, на одном из собраний едва не задушил Елену Шкету, руководителя первички, осмелившуюся поинтересоваться, откуда у председателя новый микрик и с какого перепугу выплатили так быстро полмиллиона рублей, взятых в долг?

После таких вопросов как не напиться председателю, его жене и преданному охраннику. Дорогой коньяк - себе, а инвалидам - по ложке холодца и лимонад. Здоровее будут! Расходились по-разному: злые и трезвые инвалиды поковыляли к автобусным и трамвайным остановкам, а начальство продолжило междусобойчик, по окончании которого расползались по “стеночкам”. Эту картину наблюдали наиболее настырные и обозленные инвалиды, которые решили проследить, чем закончатся директорские посиделки.

Бунт на корабле

Все когда-нибудь заканчивается. Вот и терпению людей с ограниченными физическими возможностями пришел конец. Они стихийно собрались, чтобы выразить свое недоверие предпринимателю от инвалидов. Впускать в здание инвалидов и тем более показывать документацию “скупой рыцарь” не собирался Со стороны магазина дверь в помещение запирается, а со двора - стучи сколько угодно, никто и не подумает впустить. Получается как в сказке, где нахалка-лиса выкинула из собственного домика зайку. Тому на помощь пришел петух. А инвалидам кто поможет?

- Инвалиды с этой ситуацией вряд ли справятся самостоятельно, - рассказывает одна из членов правления общественной организации инвалидов Фрунзенского района, пожелавшая остаться до поры до времени анонимом - Нам стало известно, что за нашей спиной в магазине крутятся большие деньги и стоят немалые интересы. Председатель все делает тайно и, по слухам, собирается расширить магазин, захватив помещение организации. Мы были в мэрии, ходили в прокуратуру. Выяснилось, что деятельностью Сергея Сланько теперь интересуется и налоговая.

Впрочем, инвалидам остаются лишь домыслы, ведь документов практически никто не видел по одной простой причине - инвалиды теперь не вхожи в собственное помещение.

- Единственным учредителем магазина “На Арбате” было общество инвалидов, - говорит бывший бухгалтер Анна Александровна, - даже тогда, когда статус поменялся на ООО. Кому он теперь документально принадлежит - неизвестно.

Согласно уставу общества инвалидов, председатель не имеет права принимать решения без ведома президиума, однако господин Сланько узурпировал власть и никакого инвалидского президиума знать не желает. Инвалиды приняли решение свергнуть диктатора и выбрали другого председателя. Но не тут-то было, Сергей Николаевич расставаться с такой прибыльной должностью не собирается. И теперь у инвалидов аж два председателя - низвергнутый, но действующий, и законный, но номинальный.

БОГ в помощь!

- С таким председателем инвалидам только и остается возлагать надежды на божий промысел, - рассказывают дамы. И действительно, помощь пришла от религиозных организаций. На проведение праздников и подарки к знаменательным датам Протестантская Церковь “Истина и Свобода” во главе с пастором Петром неоднократно собирала значительные суммы для детей-инвалидов из малообеспеченных семей. Об этом рассказала Наталья Васильевна Кузнецова:

- С обществом инвалидов Фрунзенского района я знакома не понаслышке. Там сейчас творится такой беспредел! Однажды я услышала, что одному из инвалидов понадобилась коляска. Это вызвало у меня недоумение: ведь я своими глазами видела, что в помещении организации коляски валялись просто так, грязные и ненужные. Тогда я попыталась уточнить у председателя, кому именно? Назовите адрес человека... Посовещавшись с пастором, мы решили собрать деньги конкретным людям. Когда я столкнулась с проблемами детей-инвалидов и их родителей, я пришла в ужас. Как они живут, и можно ли это назвать жизнью? - сказала в заключение Наталья Кузнецова.

Руководители первичек неоднократно обращались за помощью и к представителям коммерческих организаций. Оказалось, мир не без добрых людей.

- Хотелось бы сказать доброе слово в адрес “Новой телефонной компании”, которая помогла собрать наших детей в школу. Они выделили около 26 тысяч рублей, - говорит Елена Шкета, мать ребенка-инвалида – Если бы не их помощь, нам пришлось бы туго.

А вот магазин “На Арбате” старательно игнорирует такие акции. По словам Нонны Михайловны А., близкие к Сланько люди получают от него какие-то подачки. Точных данных у инвалидов нет.

Инвалиды Фрунзенского района решили стоять за правду до конца. Низложить Сергея Сланько, разобраться с документацией и направить доходы от магазина на помощь наиболее нуждающимся инвалидам.

Непризнанный гений

Председатель встретил меня на крыльце магазина. Это был невысокий и немолодой мужчина, опиравшийся на тросточку. Сергей Сланько - инвалид детства. Без специального корсета он не может встать вообще. С годами Сергей Николаевич стал “сердечником”, и при себе у него всегда “корвалол”.

Сам магазин по площади напоминает лавчонку. Небольшой коридор служит отчасти подсобным помещением: прямо в проходе ящики, коробки, бидоны... Одна из дверей (как оказалось, она вела в комнату отдыха общества инвалидов) была опечатана.

- Цель вашего визита мне ясна, - начал разговор Сергей Николаевич Сланько. - Начнем с того, что в обществе инвалидов Фрунзенского района я уже третий по счету председатель. Первым была Эльмира Григорьевна Вишневская, которая и выбила помещение для организации. Но её попросту “сгрызли”, и она ушла.

Вторым председателем стал ныне покойный Алексей Иванович Кузнецов, при котором я стал временно исполняющим обязанности председателя. Когда Алексей Иванович умер в больнице, меня выбрали председателем.

Это был 1994 год. В обществе инвалидов на тот момент ничего, кроме долгов, не было. Помощь пришла от администрации, которая выделила организации 18 миллионов рублей ссуды, половина из них сразу же была списана кредиторами. Надо было думать, как жить дальше, и мы открыли мастерскую по изготовлению ключей. Тогда еще существовали льготы для инвалидов. Но чтобы открыть серьезное предприятие, необходимы были значительные суммы первоначального капитала, этих денег у организации не было. Я взял деньги у частного лица - 500 тысяч рублей. Банки работать с инвалидами опасаются, а потому кредитов не дают.

Магазин принадлежал обществу инвалидов, да и сейчас его статус не изменился. Но за долг необходимо было рассчитываться, причем в рекордно короткие сроки. Для этого были установлены два кассовых аппарата: один пробивал чеки от общества инвалидов, другой - на Сланько. С этой кассы и выплачивался долг.

Мы работали практически без зарплаты, зато магазин не только смог вылезти из долговой ямы, но и вытянул из неё саму организацию. Годовой оборот магазина составил более 300 тысяч рублей. Значительная часть была выделена на помощь инвалидам. Доказать сейчас что-либо невозможно, пропало несколько протоколов, в которых и было написано, как и куда были потрачены деньги.

Для членов нашего общества мы отпускали продукты практически по закупочной цене. Устраивали разного рода праздники и посиделки с застольем. Не просто с бутербродами, а в кафе, с приличным меню и спиртными напитками. Оказывали материальную помощь, особенно это касается организации похорон. Помогали собрать ребятишек в школу.

Вот Сергей Даниленко, которого все почему-то упорно называют водителем и охранником, хотя на самом деле он числится в магазине коммерческим директором, использовал свою личную машину для всякого рода увозов и привозов.

- Я ездил потому, что Сергей Николаевич меня просил, - говорит Сергей Даниленко, - в результате я “убил” свой личный автомобиль. Чтобы купить новую машину, жена Сергея Сланько Наталья Юрьевна оформила кредит на себя. Мне не дали, так как у меня трое детей, и один из них инвалид. Репутация Сланько у банков тоже не вызывает благонадежности.

- Да, я взяла кредит, - вступает в разговор Наталья Юрьевна, - но за машину расплачивается Даниленко сам. Инвалидных денег в автомобиль не вложено ни копейки!

- Что касается решения по поводу моей отставки, - продолжил разговор Сергей Сланько, - то оно не имеет силы, потому что его должны принимать на конференции. 16 мая в магазин завалила толпа народа во главе с О.Н. Деревцовой с требованием о передаче дел.

Группа мятежных инвалидов опечатала дверь в комнату общества, забила на гвозди выход из помещения, тем самым отрезав доступ в бухгалтерию и лишив продавцов туалета.

После такого нашествия Сергей Сланько находился в больнице, и даже там не было покоя от мятежников , - вспоминает его жена, - инвалиды пришли в палату с требованием отречься от должности.

- Я сложу свои полномочия, - сказал Сергей Сланько, если суд примет решение. У меня есть, что сказать и суду, и конференции. И вообще, скорее это личная месть Деревцовой, с которой я имел неосторожность не согласиться и выразил собственное мнение. Почему нами интересуется налоговая? Да потому, что нам долго не продлевали договор аренды, пока в вопрос не вмешалась “тяжелая артиллерия” , так в госимуществе отозвались об Игоре Пушкареве. Договор был продлен, но уже на новых основаниях, плата за аренду поднялась с 900 рублей до 10.000, причем он был оформлен задним числом, и получилось, что мы автоматически попали в разряд должников.

В завершение разговора Сергей Сланько отдал в руки письмо за подписью 22 членов организации инвалидов Фрунзенского района, в котором они встали на защиту своего председателя.

Лебедь, рак и щука

Обе стороны уже составили исковые заявления. Следующий этап развития конфликта, а возможно и финал - решение судебных властей. Ясно одно - яблоком раздора стала торговая точка. В конечном итоге это дело инвалидов - навести порядок и мир в своем “доме”.

Виктория Рябова, Василий Акимов.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100