Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (688) от 24 мая 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Ежемесячное пособие на ребёнка должно быть назначено

СЕРГЕЙ ЖЕКОВ

ЗАЩИЩАЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ по правам человека в Приморском крае СЕРГЕЙ ЖЕКОВ
Уполномоченный по правам человека в Приморском крае не согласен с практикой применения действующего законодательства

В нашей газете был напечатан ответ из департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края читательнице Г.А. Четверговой из п. Смоляниново.

В ответе говорилось, что «если среднедушевой доход всех членов семьи превышает величину прожиточного минимума, право на получение ежемесячного пособия на детей у данной семьи, к сожалению, отсутствует», при этом в состав семьи засчитывались ближние и дальние родственники и свойственники – все, кто прописаны вместе («АВ» № 19 «Ежемесячное пособие на ребёнка назначают не всем мамам»). Таким образом, Г.А. Четверговой в получении пособия было отказано. По этому поводу редакция обратилась к Уполномоченному по правам человека в Приморском крае С.В. Жекову. Выяснилось, что позиция Уполномоченного по данному вопросу не совпадает с позицией департамента социальной защиты населения. В адрес департамента Уполномоченный направил заключение с рекомендацией устранить нарушения прав человека на территории Приморского края.

Приводим текст заключения Уполномоченного по правам человека в Приморском крае С.В. Жекова:

С ответом, данным департаментом социальной защиты населения Администрации Приморского края на обращение Г.А. Четверговой о порядке назначения ежемесячного пособия на ребёнка не могу согласиться по следующим основаниям.

Как указано в ответе, право на получение ежемесячного пособия на ребёнка имеют семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Приморского края от 17 ноября 1999 года № 72-КЗ «О прожиточном минимуме в Приморском крае». Исчисление величины среднедушевого дохода семьи производится на основании Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановления Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

В состав малоимущей семьи при расчёте среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновлённые, братья и сёстры, пасынки и падчерицы. При этом для включения в состав семьи граждане должны отвечать двум указанным условиям – совместно проживать и вести совместное хозяйство. Ссылка на то, что факт проживания подтверждается справкой, выданной паспортно-визовой службой по месту жительства, не основана на положениях действующего законодательства. Регистрационное законодательство Российской Федерации предусматривает помимо постоянного проживания также временное пребывание и фактическое проживание, которое не подтверждается документально.

Таким образом, ситуации, когда граждане зарегистрированы по одному адресу, а фактически проживают по другому, являются распространенными как на территории Приморского края, так и по всей России. К сожалению, многие молодые семьи не имеют собственного жилья, вынуждены арендовать жильё для проживания, не имея возможности в нём зарегистрироваться, так как собственники жилья не дают на это согласия. Молодые люди при этом зачастую зарегистрированы по месту жительства в квартирах у родителей, хотя фактически живут обособленной семьёй, ведут самостоятельное хозяйство. Поэтому суммировать доход фактически двух разных семей неправильно. Ещё раз подчёркиваю, что регистрацию недопустимо отождествлять с местом фактического проживания. Поэтому, на мой взгляд, учитывать всех граждан, зарегистрированных по месту жительства, при исчислении среднедушевого дохода семьи неверно.

Кроме того, статья 3 Федерального закона «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» предусматривает, что орган социальной защиты населения вправе проверить указанные гражданином сведения о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина. То есть данная норма допускает случаи, когда гражданин фактически проживает не в том месте, в котором он официально зарегистрирован, и это может повлиять на учёт его доходов при исчислении среднедушевого дохода семьи.

Позиция департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края позволяет сделать вывод о том, что практика применения действующего законодательства такова, что многие молодые семьи, оказавшиеся в сходной ситуации, лишены права на небольшое, но положенное на законных основаниях ежемесячное пособие на ребёнка. Полагаю необходимым пересмотреть позицию департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края в практике исчисления среднедушевого дохода семьи и позволить молодым семьям получать пособие на ребёнка в случаях, когда они зарегистрированы по месту жительства совместно с другой семьёй, но фактически проживают отдельно и ведут самостоятельное хозяйство.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100