Экономика
“Мы молимся на русскую начальную школу”
Марина ЗАВАДСКАЯ
Так, оказывается, говорят в аэрокосмической корпорации «Локхид» (США), строящей «Шаттлы» и прочую космическую технику, до уровня которой мы не добрались. При этом 71 процент работников «Локхида» - русские, выпускники той самой русской начальной школы (а также средней и высшей), на которую руководители корпорации молятся.
То есть традиционное русское стремление достичь «международного уровня» образования - на самом деле стремление к регрессу.
Об этом и о многом другом говорилось на семинаре «Школа и образование», прошедшем 21-22 апреля в ПИППКРО (бывшем Институте усовершенствования учителей). Семинар проводила Азиатско-Тихоокеанская школа (АТШ) в рамках проекта «Общественно активная школа» для работников школ края (было около 50 человек), уже работающих по проекту и только о нем узнавших.
ЗА КРЕПОСТНОЙ СТЕНОЙ ШКОЛЫ
Школа – это маленький мирок, в основном замкнутый на себе, куда посторонние не допускаются. А сейчас зачастую не допускаются и родители: стоит охранник (деньги на него собирают с родителей) у входа – и не пускает. Это называется борьбой с терроризмом. В результате ни родители, ни общество в целом не знают, что же происходит за стенами школы.
С другой стороны, школа (и учителя, и ученики) тоже не очень-то знает, что происходит за ее стенами. В результате выпускники школы слабо ориентируются в жизни и попадают в неприятные ситуации, и проходит довольно длительное время, прежде чем уже не дети становятся настоящими взрослыми. Ученики-то уходят, а учителя остаются в том же мирке, с теми же внутренними проблемами, не ориентируясь во внешних проблемах, - и становятся легкой добычей манипуляторов.
А вы думали, почему на всевозможных выборах учителей так любят строить и обязывать – то голосовать досрочно, то за определенного кандидата?
Общественно активная школа – это такая, которая преодолевает свой «контур», открывается для общества.
А зачем?
30-ЛЕТНИЕ ИНФАНТЫ
Для участия в семинаре АТШ пригласила Николая Ютанова, эксперта Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург), в то же время Центр корпоративного предпринимательства проводил свой семинар и пригласил другого эксперта из Питера, Сергея Переслегина, так что учителя имели возможность послушать двух экспертов. Речь шла о проблемах современного образования и жизни вообще.
В традиционном обществе ребенок включался в производственную деятельность лет с 6-7. Крестьянские дети пасли какую-нибудь живность, работали по хозяйству дома, дворянские становились пажами и фрейлинами. К 14-16 годам подросток становился полностью самостоятельным.
В индустриальном обществе срок детства увеличился: следовало получить определенные знания и выучиться профессии. И чем дальше развивалось общество, тем дальше отодвигался срок самостоятельности. Сейчас полностью человек социализуется, то есть входит в общество самостоятельной ответственной единицей, годам к 30. И это создало проблемы и человеку, и обществу.
Долгое образование – это нагрузка прежде всего на семью: ей приходится вкладывать деньги в ребенка лет до 30. Значит, семья может себе позволить гораздо меньше детей. А если точнее – 30 разделить на 7, получаем 4,5. В четыре с половиной раза.
К тому же биологический пик рождения детей приходится на период индустриальной инфантильности, то есть приходится либо откладывать рождение ребенка «на потом», либо рожать, и тем самым повышать нагрузку на семью, которая вынуждена содержать и детей, и внуков.
В проигрыше и общество: люди, которые вполне могли бы производить продукт, в производственный процесс даже еще не включены.
ПРЕОДОЛЕНИЕ
В такой ситуации выигрывает тот, у кого образование – самое быстрое.
Так вот самое быстрое образование у нас.
Иксы в начальной школе – казалось бы, мелочь, тем более что детям это по силам. Но то, что для нас – обыденность, для других – предмет восторгов и поклонения. Представитель аэрокосмической корпорации «Локхид» вполне искренне говорил, что они молятся на русскую начальную школу. И это не просто слова. Корпорация цель себе поставила: перетянуть «наших» к «ним». И она этой цели достигла!
Так, значит, продление школьного образования до 11 и тем более 12 лет (был такой проект, к счастью, уже не упоминаемый) вовсе не то, что надо обществу? Значит, лучше было бы среднее образование завершать за 10 или даже за 8 лет?
С другой стороны – а как же те самые американцы? Ну да, в каком-нибудь шестом классе они изучают умножение в столбик, но в результате их взрослые отнюдь не глупее наших – почему? Да, есть там несколько великолепных университетов, но в основном не из-за этого. Просто в Америке (так же как в других странах Запада) принято работать подросткам, не говоря уж о студентах.
Пусть подростки занимаются очень несложной и не очень квалифицированной работой, моют посуду и разносят стаканы. Но, работая, они входят во взрослое сообщество, видят конкретный результат своего труда, принимают ответственность, понимают проблемы.
А ведь есть такое наблюдение: тот, кто отлично учился, по окончании учебы работает в фирме того, кто учился и работал.
У нас детям работать не принято. Но как же иначе им почувствовать, что такое взрослая жизнь, в которой другие игры и другие проблемы?
Собственно, к этому и стремится общественно активная школа: выйти в окружающий мир не на экскурсию, а на работу, включиться в решение его проблем…
СОПРОТИВЛЕНИЕ
Ранняя социализация нужна обществу и школьникам. Он этого зависит успешное развитие общества и успех в жизни школьника, в том числе когда он станет взрослым.
А вот учителям это не очень-то и надо. Им за это не платят. Им платят за обучение программе. Может быть, они и понимают, что знания должны быть сопряжены с окружающим миром, но доказать они это ученикам не могут. «Я буду историком, зачем мне математика?» Потом этого историка легко обсчитывают в магазине, а на рекламном баннере красуется чудовищная грамматическая ошибка. А уличенный специалист оправдывается: «Я думал, мне это никогда не понадобится!»
С учителей за это никто не спросит: они сделали все, что могли.
На семинаре это проявилось очень ярко. Многие учителя не понимали, чего от них хочет ведущий. Они думали о себе, о школе, и только в третью (в лучшем случае) очередь – о школьниках и обществе. И это несмотря на то, что многие далеко не первый год работают по программе ОАШ!
Эксперт Николай Ютанов два года назад уже работал с этой аудиторией. И вот как он объясняет это торможение:
- Два, три, четыре года назад финансирование было хуже. Школам надо было активнее шевелиться. Сейчас наблюдается некоторая успокоенность. Может, в государстве что-то изменилось к лучшему. Но преодоление школьного барьера стало сложнее психологически. Нет особой мотивации!
Не напрасно самой популярной темой для работы в группах была тема «школа и бизнес». Школе нужны деньги! Мы хотим научиться разговаривать с бизнесменами! Предложение же ведущего научиться разговаривать также с пенсионерами энтузиазма не вызвало.
Ну, деньги. Ну, получат школы по миллиону (практически все школы, работники которых участвовали в семинаре, подали заявки на миллион – в рамках нацпроекта «Образование»). Ну, потратят. Соединенные Штаты вот в сто раз больше нашего тратят на образование, но молятся почему-то на нашу начальную школу.
Наверное, не только в деньгах дело.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ШАНС РУССКИХ
Мы столкнулись с кризисом. Мы – это весь мир. Об этом говорили оба эксперта – и Николай Ютанов, и Сергей Переслегин. На наших глазах рождается совершенно новый мир, где главная ценность – человек как носитель проекта. Образование в том виде, в каком оно просуществовало с 17-го века, уже не отвечает запросам современности. Случилось парадоксальное: в некоторых областях ученики знают больше, чем учителя. И школа должна перейти от трансляции знаний к коммуникации.
Преодоление школьного барьера, разрушение крепостной стены – одна из необходимых задач школы, чтобы перейти к коммуникации с обществом.
Барьеры есть и внутри школы – между «предметами». Тот, кто видит связь между историей и географией, между математикой и музыкой, между психологией и языкознанием – тот имеет больше шансов.
Советская школа давала географическое знание – очень хорошо. Неплохо – знание историческое и физическое. Но для человека будущего это – среднее образование.
Если к этому добавится знание экономическое, антропологическое и техническое – это уже будет среднее системное образование. Человек с таким образованием сумеет легко и быстро осваивать необходимые в данной ситуации профессии и при необходимости их менять. Так он и выживет в быстро меняющемся мире.
Общественно активная школа, конечно, еще не школа будущего. Но это уже шаг вперед.
Это наш шанс.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото автора.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: