Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (684) от 26 апреля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Криминальный коктейль

Марина ЗАВАДСКАЯ

Последние несколько месяцев популярным сериалам и походам в кино сестры Лена и Наташа Черепановы предпочитают домашнее видео и семейный фотоальбом. На столь дорогих и родных кадрах они вместе с родителями. Еще жива мама, еще рядом папа.

С болью и слезами на глазах девушки пытаются понять – почему судьба решила оставить их без материнской ласки так рано и кому было выгодно, чтобы их отца – единственного сейчас родного человека – назвали преступником. «Без папы очень тяжело, - признается младшая из сестер Лена. – Еще тяжелее осознавать, что он находится в тюрьме незаконно, а люди, посадившие его, гуляют на свободе. Я боюсь всех китайцев – в каждом вижу того, из-за которого посадили моего отца».

В марте этого года Уссурийский городской суд приговорил жителя Владивостока Юрия Черепанова к 7 годам лишения свободы за вымогательство 5 миллионов долларов у гражданина КНР.

ПАРТНЕРСКИЙ БИЗНЕС

С китайцем с условным русским именем «Коля» Юрия Черепанова познакомил Владимир Денищенко. Бывший майор милиции сотрудничал с гражданами КНР уже более 10 лет – так сказать, отвечал за безопасность их легальной предпринимательской деятельности на территории России. Свой труд Денищенко ценил. Несмотря на то, что в свое время именно китайцы стали причиной его увольнения из УВД Уссурийска, сотрудничество с ними по-прежнему было выгодным: охрана деятельности иностранных предпринимателей была единственным источником его доходов. Любые вопросы решались быстро – помогали широкие связи Денищенко в различных властных структурах.

Осенью 2000 года бизнес «Коли» столкнулся с очередной серьезной проблемой. Договориться не удавалось. Конфликт грозил обернуться крахом доселе успешного русско-китайского сотрудничества. Тогда и произошло роковое знакомство китайского предпринимателя с Черепановым. Именно российский бизнесмен помог решить проблему и в результате стал компаньоном в бизнесе.

Дальше – больше: интересы сошлись. Партнерство процветало. Черепанов не раз посетил КНР и смог наладить партнерские и даже дружеские отношения с местными бизнесменами. Китаец «Коля» такое долгое сотрудничество приветствовал. Говорил – до Черепанова с российской стороны у них и раньше были компаньоны, однако все они таинственно погибли. Были даже обвинения китайцев в убийстве, но Денищенко удавалось более-менее улаживать конфликты. «Коле», правда, после одной из таких проблем, пришлось уехать обратно в Китай. А чтобы не прерывать бизнес в России, китайский предприниматель прислал в Уссурийск своего представителя – жену «Нину».

Дела в бизнесе шли так хорошо, что в 2003 году партнеры заговорили о его расширении – строительстве базы отдыха на территории КНР. Единственное условие – для этих целей Черепанов должен инвестировать 300 тысяч долларов США. На крупное вложение российский бизнесмен согласился. Вскоре выяснилось – денег недостаточно, требуется еще 150 тысяч долларов. Не без ущерба для собственного бизнеса и благосостояния семьи Черепанов требование принял, но с условием: через год он заберет половину прибыли и в дальнейшем вкладывать деньги в бизнес в КНР не будет.

16 сентября 2004 года в Уссурийске на улице Ленинградской (квартира использовалась как офис, где и китайцы, и Черепанов постоянно бывали) должна была состояться встреча Юрия Черепанова с «Колей». Партнеры планировали подписать дополнительные контракты и договориться о способах передачи обещанной Черепанову суммы. В положенное время российский бизнесмен прибыл на место, где и был арестован.

ДЫРЫ, ШИТЫЕ БЕЛЫМИ НИТКАМИ

Как гласят официальные документы, основанием для возбуждения уголовного дела послужило устное заявление в милицию гражданина КНР, представившегося Гао Ию Мином. Китаец утверждал, что Юрий Черепанов вместе с бандой из 6 человек на двух джипах напал на него и Владимира Денищенко – своих давних компаньонов – и стал избивать. После, отпустив русского, отвез китайца на кладбище, выкопал могилу и стал требовать 5 миллионов долларов. Не получив желаемого, Черепанов отвез «Колю» на Ленинградскую, где уже в одиночестве продолжил пытки с требованием выдать хоть часть денег. В этот момент «банда» и была задержана.

Уже только эти два факта – заявление китайца в милицию и само нападение – можно легко поставить под сомнение. Во-первых, при обращении в Уссурийское ГУВД гражданин КНР не имел при себе не только паспорта, но и вообще какого-либо документа, удостоверяющего личность. В таком случае его заявление по закону является анонимным и не может служить поводом для возбуждения дела.

Тем не менее заявление у китайца следователем Титковым было принято, оформлено и подписано. Лейтенант милиции так благосклонно отнесся к гражданину сопредельного государства, что не потребовал не только паспорта, но и миграционной карты и визы – обязательных для иностранных граждан документов. Титков дал делу ход.

Не менее сомнительным выглядит и само нападение Черепанова на компаньонов по бизнесу, точнее – как происшедшее описывают «пострадавшие» китаец и Владимир Денищенко.

Для начала – причина нападения. Российско-китайский бизнес Черепанова длился несколько лет. Долларовые суммы крутились в нем немалые, и всегда каждый из компаньонов получал оговоренное. Откуда всплыла баснословная цифра в 5 миллионов долларов и зачем российскому предпринимателю понадобилось, в буквальном смысле, «выбивать» ее из китайского коллеги – непонятно.

Судя по показаниям потерпевших, не слишком ясна и логика мышления Черепанова, если не сказать большего. Зачем вывозить человека на кладбище, рыть ему среди бела дня могилу и требовать деньги наличными, когда и так понятно, что такой суммы у него с собой не может быть? Далее ехать к китайцу домой на Ленинградскую, то есть прямо к краху всей операции. Только сумасшедший может додуматься везти жертву в дом, где находятся и проживают до 20 граждан Поднебесной. Да они, не задумываясь, буквально расчленят любого, кто может причинить им вред: о коллективном сознании китайцев все знают!

Путается в рассказе о нападении и сам «пострадавший!. К примеру, в объяснительных и протоколах допроса китаец указал разные марки, модели и цвет машин, на которых его возил по городу Черепанов. Не смог он определиться и в том, кто его избивал, избивал ли вообще, было ли оружие в руках нападавших.

Есть и еще один любопытных факт. В ходе следствия из автомобиля Денищенко было изъято 183 тысячи рублей. Позже деньги бывшему милиционеру были возвращены. Между тем, и сам Денищенко, и гражданин КНР утверждали: изначально денег в машине было значительно больше – 200 тысяч рублей и 70 тысяч долларов! По их словам, внушительная сумма принадлежала «пострадавшему» китайцу, который привез деньги из Поднебесной абсолютно легально (причем официальная информация из таможни утверждает иное: денежные средства в заявленной гражданином КНР сумме в Россию не ввозились).

Далее. Почему деньги (183 тысячи рублей, обнаруженные следователями, или 200 тысяч рублей и 70 тысяч долларов, о которых говорили Денищенко и «Коля») не были отданы «вымогателю» в качестве погашения части вымогаемой суммы. И почему найденные 183 тысячи рублей сотрудники правоохранительных структур отдали Денищенко, а не их истинному владельцу – китайцу? И наконец: куда так таинственно исчезли 70 тысяч долларов?

Вариантов немного. Либо часть суммы в ходе следствия «незаметно» присвоила себе прокуратура, либо, что более вероятно, бывший милиционер знал о готовящейся «подставе» против Черепанова, и деньги предназначались ему в качестве премии за хорошо проделанную работу.

КИТАЕЦ С ПЯТЬЮ ИМЕНАМИ

Свое 50-летие российский бизнесмен встретил за решеткой – в СИЗО. В течение пяти месяцев прокуратура «активно» проводила следствие по анонимке гражданина КНР, а Уссурийский городской суд упорно продлевал срок содержания Черепанова под стражей. За это время вспомнили о главном – отсутствии паспорта у китайца, заявившего о вымогательстве. Сопоставив документы, выяснили: в разных бумагах в качестве одного потерпевшего фигурирует, как минимум, пятеро совершенно разных людей.

Только спустя четыре месяца удалось найти и сам паспорт «пострадавшего» - правда, на имя Гао Юйминя, а не Гао Ию Мина, как было указано в первоначальном заявлении. Эта «погрешность в орфографии» грозила следователям развалом дела. Однако все гениальное просто. В нарушение закона прокуратура действует самостоятельно – без привлечения Консульства КНР устанавливает личность потерпевшего в пользу варианта «Гао Юйминь». При этом закрывает глаза на сообщение из Управления по делам миграции, что гражданин Гао Юйминь границу Российской Федерации не пересекал!

Каким образом этот китаец мог пострадать от рук Черепанова? Вариантов два – либо Гао Юйминь вообще не был в России, либо попал в Приморье нелегальным путем, но уже после совершения «вымогательства». Последнее больше похоже на правду: только этим можно объяснить нежелание китайца в ходе следствия участвовать в очной ставке с Черепановым. Ведь российский бизнесмен очень хорошо знал китайца с русским именем «Коля» и легко мог его опознать.

Это лишь малая часть из числа противоречий и грубейших нарушений норм законодательства в уголовном деле. В кассационной жалобе на приговор Уссурийского городского суда адвокаты Черепанова и сам бизнесмен подробно и доказательно изложили более десятка очевидных нестыковок по делу. Их анализ легко позволяет сделать вывод – дело сфабриковано. Кому было выгодно посадить предпринимателя – догадаться также несложно. Мотив лежит на поверхности: «Коля» не особо желал возвращать Черепанову вложенные им в бизнес деньги.

По словам самого Черепанова, в разговоре с ним следователи Уссурийской прокуратуры, в частности Гнидко, неоднократно открыто признавали несостоятельность уголовного дела. Чувствуя шаткость обвинения, они не раз предлагали бизнесмену сознаться – хотя бы частично – в содеянном. Понятно, что подобные предложения Черепанов отклонял – даже отчасти он не намерен признаваться в том, чего не совершал. Он не намерен ставить клеймо «преступник» ни на своей биографии, ни на биографии дочерей.

СУДИЛИЩЕ

Само по себе судебное разбирательство двухтомного уголовного дела длилось 9 месяцев. Рассмотрения постоянно откладывались, причем судья Мигашко делала это не менее чем на полтора-два месяца.

Интересно, что прокуратура г. Уссурийска, направляя дело в суд, сознавала незаконность привлечения Черепанова к уголовной ответственности в силу отсутствия каких-либо достоверных доказательств. Именно поэтому уже в суде сторона обвинения отказалась от поддержания обвинения по трем из четырех эпизодов уголовного дела. В то же время, в части привлечения Черепанова к уголовной ответственности за вымогательство, основанной на тех же самых показаниях свидетелей, которые о факте вымогательства ничего не знали и знать не могли, поскольку не были очевидцами указанных событий, обвинением и судом эти сомнительные доводы положены таки в основу осуждения Черепанова по особо тяжкой статье.

По прошествии уже более полутора лет ныне находящийся в тюрьме Черепанов окончательно убедился – добиться справедливости в г. Уссурийске невозможно. В городе правит доллар, а не Фемида. Черепанов намерен отстаивать свои права до конца. Соответствующие документы уже направлены в Приморский краевой суд и прокуратуру Приморского края.

От нового краевого прокурора А.А. Аникина бизнесмен ждет лишь одного – рассмотрения уголовного дела в соответствии с законом. Черепанов надеется, что краевая прокуратура не оставит без внимания сомнительные доводы и факты, проведет свое – независимое – расследование и докажет, что в Уссурийске живут не по закону, а по понятиям.

В противном случае бизнесмен будет искать справделивости в Страсбурге. Он сможет доказать, что человек, не совершавший преступления, не должен сидеть в тюрьме по чьей-то прихоти.

Еще несколько десятилетий назад мы с опасением думали о возможности силового завоевания наших земель нашим «великим соседом». Наши страхи оказались несостоятельны. Тем не менее китайцы стремятся стать хозяевами Дальнего Востока, но иным способом. Наша территория для них – основа бизнеса. Предприниматели из Поднебесной зарабатывают у нас серьезные деньги. И многие используют самые радикальные методы получения прибыли.

На своем горьком опыте Черепанов понял: размах экспансии китайских граждан гораздо шире, чем кажется. Для устранения конкурентов они идут на любые провокации. Зная слабые места в российском законодательстве и менталитет русского человека, граждане Поднебесной ведут свою политику по устранению соперников. Вчерашний компаньон сегодня с легкостью может стать «отработанным материалом», дальнейшая судьба которого им неинтересна.

Сейчас Юрий Черепанов живет одной надеждой – доказать всем свою правоту. Живут этим и его дочери Лена и Наташа – они все еще верят, что в России права русских будут защищены.

А китаец «Коля», возможно, присматривается тем временем к другим лакомым кускам приморского бизнеса. Ведь положительный опыт по устранению российских конкурентов у него имеется…

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100