Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (683) от 19 апреля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

... плюс фашизация всей страны?

Валерий КУЦЫЙ

Заголовок этих заметок лишь отчасти можно считать придуманным мною. Отправным пунктом мне послужила известная ленинская формула: “Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны”.
Советской власти уже нет, и к счастью или наоборот - оценка зависит от взглядов каждого из нас - возродить ее невозможно, как невозможно повернуть вспять быстротечное время.

Второй компонент коммунизма представляется мне более достижимым - неумолимый Чубайс рано или поздно оснастит электролампочками всю Россию вплоть до последнего кустика, под которым влюбленные вознамерились укрыться от нескромных взглядов.

Есть, однако, сомнения, что одного этого достаточно для осуществления вековечной мечты прекраснодушных фантазеров - построения государства, где от каждого по способностям, каждому по потребностям. Мой командир отделения младший сержант Бербеницкий в подобных случаях говорил: “Мясо, которое у повара на кухне, - это не факт; надо еще, чтобы его съели солдаты”. Вот у меня и сложилось впечатление, что человечеству до конца своих дней придется хлебать пустые щи, не заправленные мясным коммунистическим будущим. Зато в нашей стране наметились такие тенденции, сказать о которых, что они опасны, - значит, ничего не сказать.

Что, уважаемые читатели, я имею в виду? Я имею в виду катящуюся по стране и грозно нарастающую волну насилия, причем такого, главным отличительным признаком которого является его агрессивно-националистический характер. Примеров множество, перечислять их нет смысла, назову лишь несколько, сравнительно свежих и вызвавших потрясение в обществе. Это - убийство перуанского студента в Воронеже, убийство таджикской девочки и зверская расправа с девочкой-мулаткой в Санкт-Петербурге, нападение с ножом на прихожан синагоги в Москве, избиение в Первопрестольной народного артиста, министра культуры Кабардино-Балкарии, избиение там же журналиста НТВ, осмелившегося, с точки зрения напавших на него подонков, появиться на свет с “нехорошей” национальностью.

Когда эти заметки диктовались, поступило новое сообщение: в Санкт-Петербурге убит студент, который приехал к нам учиться из африканского государства Сенегал. И самое последнее: во Владивостоке группа скинхедов жестоко избила китайца, аспиранта Юридического института ДВГУ.

Сейчас идут споры по поводу того, следует ли все это считать проявлениями фашизма или лучше найти другое определение, более мягкое, не вызывающее столь глубокого чувства отвращения у большинства россиян. Что ж, давайте разберемся. По моей просьбе мне нашли в одном из энциклопедических словарей и прочли толкование, с которым я целиком согласен. Цитирую:

“Фашизм - социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа.

В узком смысле фашизм - синоним политической жизни Италии и Германии 20-40-х годов ХХ века. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет инструментам и ценностям демократии так называемый “новый порядок” и предельно жесткие средства его утверждения. Он опирается на массовую тоталитарную политическую партию. Приходя к власти, она становится государственной монопольной организацией с непререкаемым авторитетом вождя, использует тотальный, в том числе массовый идеологический террор, шовинизм, переходящий в геноцид, ксенофобию по отношению к чуждым ему национальным и социальным группам, носителям иных, чем у него, духовных и культурных ценностей.

Режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги имперской державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общественных кризисов. Основные черты фашизма присущи социальным и национальным движениям правого и левого толка при видимой противоположности идеологических установок (например, класс или нация), по способам мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды. Так, фашизму, одной из основных разновидностей которого являлся нацизм в гитлеровской Германии, близки тоталитарные движения и режимы большевизма, маоизма, “красных кхмеров” и другие. В условиях слабости демократических институтов сохраняется опасность развития фашистских движений и превращения их в серьезную угрозу”.

Действительно, разве не так? Разве что-нибудь меняет то обстоятельство, что германский фашизм чем-то отличался от итальянского, носил более ярко выраженный националистический характер и был более кровавым? Сущность все та же, антигуманная, человеконенавистническая, проявляющая себя в стремлении заменить право вседозволенностью силы, низвести народы до уровня звериных стай. С болью в сердце вижу, что эта мерзость, не получая должного общественного и государственного отпора, все больше становится одной из главных бед нашей России. Не только, впрочем, России.

Безнаказанные шествия бывших эсэсовцев в Эстонии, дискриминация русскоязычного населения в Латвии, националистические антирусские движения в Западной Украине - всё это одного поля ягоды, и недопустимо делать вид, что их произрастание совершенно безобидно. Однако сейчас разговор именно о России, потому что это наша страна, и еще потому, что у нас процесс фашизации приобрел крайние формы и дошел до черты, отделяющей эксцессы экстремистских группировок от организованных выступлений под нацистскими знаменами.

Часто приходится слышать: о каком российском фашизме речь? Его нет и не может быть в стране, которая, разгромив гитлеровскую Германию, спасла мир от коричневой чумы. Хотелось, чтобы это было так, но - не получается.

Да, мы одержали великую победу, 61-ю годовщину которой скоро будем отмечать, спасли народы мира от рабства, угнетения, а некоторые - от полного уничтожения. И кому в мае 45-го могло придти в голову, что расовая и национальная ненависть, присущая раздавленной нами гадине, может через много лет дать ядовитые всходы на нашей земле? Но она их дала, и причин тому немало.

Я надеюсь как-нибудь в другой раз изложить свой взгляд на исторические события, которые привели к тому, что сегодня мы имеем то, что имеем. Нынче же отмечу только одно: кто и как бы ни относился сейчас к Ленину, нельзя не признать, что он был подлинным интернационалистом, и в классовой борьбе, которую проводил с непримиримой и, по-моему, неоправданной жестокостью, никогда не опирался на националистические настроения масс.

И не случайно он в своем “Письме к съезду”, которое по сути стало его завещанием, советовал подобрать на пост Генерального секретаря другую кандидатуру вместо Сталина, указывая, что тот, сосредоточив в своих руках необъятную власть, может неправильно пользоваться ею. Поражаюсь проницательности и предвидению Ленина.

Партия не прислушалась к своему вождю, и через некоторое время после его смерти очень многим, в том числе самым видным партийным и государственным деятелям из ленинского окружения пришлось горько пожалеть об этом. Впрочем, разговор сейчас о другом - о национальной политике, которую десятки лет проводили Сталин и его преемники и горькие плоды которой мы вкушаем сегодня. Это - государственный антисемитизм, выразившийся в “борьбе с космополитами”, деле “убийц в белых халатах”, других репрессивных и порождающих национальную неприязнь акциях.

Это - депортация чеченцев, ингушей, крымских татар, калмыков и других народов, вызвавших гнев вождя тем, что, по его мнению, были нелояльны к советской власти и сотрудничали с немецкими захватчиками. Не исключаю возможности такого рода фактов, но почему из-за этого должен страдать весь народ, дети, женщины, старики? Разве не сам товарищ Сталин заявлял: “Сын за отца не отвечает”? Ничего не поделаешь, приходится лишний раз убеждаться, что тираны, как никто другой, умеют совмещать красивую фразеологию с самыми черными делами.

Сейчас трудно сказать, был ли Сталин заражен национализмом в начале своего восхождения к вершинам власти, но явственно эта болезнь стала ощущаться у него к концу 30-х годов, когда произошло наше сближение с Гитлером, решительностью и напористостью которого наш вождь откровенно восхищался.

Вполне возможно, что именно в этот период идеи, близкие фюреру, проникли в душу советского лидера и, несмотря на последовавшую затем кровопролитную войну, уже не отпускали его до конца жизни. Однако и после смерти диктатора если что изменилось, то лишь методы, но отнюдь не сущность сталинской национальной политики.

Графа “национальность” содержалась и в паспортах, и в бесчисленных анкетах, даже в тех, которые заполнялись при поступлении больного в лечебницу. Ходил анекдот, в котором Рабинович на все вопросы анкеты - состоял ли, находился ли, привлекался ли - ответил “нет”, и лишь отвечая на вопрос о национальности, написал “да”. Уклониться он не мог, информация была обязательной, она могла стать и нередко становилась препятствием для поступления в престижный ВУЗ, устройства на ответственную работу, повышения по службе, награждения, выезда в загранкомандировку и т.д.

О неофициальной дискриминации по национальному признаку вслух не говорилось, но она ни для кого не являлась секретом, и закамуфлировать ее не могли никакие показушные декады киргизской (узбекской, литовской, грузинской) культуры в Москве. Годами в умах наиболее отсталой части населения формировалось убеждение, что дружба народов - это материал для пропаганды, а на самом деле в стране есть плохие нации, виновные во всех наших неурядицах.

Хотя, отметим справедливости ради, проявления национализма на бытовом уровне были в то время сравнительно редки и не носили выраженного агрессивного характера. Все это пришло позже, когда советский строй, казавшийся таким незыблемым, рухнул, и манипулировать общественным сознанием стало гораздо труднее.

Неожиданно выяснилось, что такая желанная, такая долгожданная свобода имеет свои отрицательные стороны. Не зная ограничений, она при слабой власти напоминает реку, которая дает влагу земле, но в период весеннего половодья при отсутствии необходимых гидравлических сооружений приносит людям массу бед.

Именно это и случилось у нас. Серьезные просчеты в начале процесса демократизации страны лишили президента России Бориса Ельцина широкой народной поддержки. Не имея ее, он не мог проводить уверенную и целенаправленную внутреннюю политику, не мог решительно влиять на негативные общественные тенденции. А как известно, на крутых поворотах истории ломается привычный уклад жизни, рвутся социальные связи, обостряются противоречия, начинается поиск врагов, переходят к активным действиям такие темные силы, о существовании которых мало кто раньше подозревал.

И эти силы, проникнутые подобными настроениями дореволюционных охотнорядцев черносотенных союзов, оказались тут как тут. Ельцин же, не имея под собой прочной общественной опоры, был не в состоянии, даже если хотел, дать им бой и предпочитал не замечать надвигающихся грозовых туч. Например, по поводу деятельности общества “Память” он сказал, что ничего страшного - ну люди занимаются восстановлением и охраной всяких там культурных памятников...

Открытой торговли фашистской литературой, газетами, сеющими национальную и религиозную вражду, как бы вообще не существовало. Дальше - больше. Социальный раздрай и расслоение в обществе, потеря нравственных ориентиров, неопределенность жизненных целей у множества людей и, в первую очередь, у молодежи - всё это в совокупности создает обстановку, которую используют в своих интересах левые и правые экстремистские организации. В некоторых из них, судя по всему, уже созданы боевые группы, готовые, если потребуется, применить не только ножи и бейсбольные биты, но и огнестрельное оружие. Приехавший в Россию учиться сенегальский парень был застрелен из помпового ружья, украшенного свастикой...

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что слишком уж часто наши правоохранительные и судебные органы отказываются квалифицировать избиения и убийства, о которых мы ведем речь, как преступления, совершенные по мотивам расовой или национальной ненависти. А уж приговорить, да еще судом присяжных, к наказанию за хулиганство убийц девятилетней таджикской девочки - это вообще не лезет ни в юридические, ни в нравственные ворота.

Если говорить о причинах такого явления, то я вижу два варианта. Вариант первый: боязнь мести со стороны националистических организаций за слишком суровое отношение к их юным боевикам. Тогда можно считать, что террор, исповедуемый фашистами, достиг своей цели - навел ужас на стражей закона и общественников. Мне, однако же, представляется более вероятным второй вариант. По-моему, многие сотрудники милиции, прокуроры, судьи и просто граждане сочувствуют подонкам, которые со звериной жестокостью расправляются с беззащитными людьми, не похожими на них самих, в том числе с детьми. И это самое страшное, что может быть.

Не могу промолчать и относительно тех, кого считаю прямо или косвенно ответственными за националистический террор в нашей стране. Вне поля моего разумения тот факт, что продолжает носить звание российского генерала в отставке Альберт Макашов.

Мы знаем, с каким мужеством и полководческим талантом ломали советские генералы хребет немецкому нацизму. Каких-либо сведений о воинских подвигах генерала Макашова я не имею, но зато слышал его погромные речи, зато видел на телеэкране, как он в октябре 93-го руководил молодчиками с фашистскими свастиками на рукавах. Это – позор для России, как позор и то, что кресло вице-спикера высшего законодательного органа страны занимает Владимир Жириновский, который истерично, словно конфликтующая базарная торговка, орет о вине пострадавших и оправдывает их убийц. Свою лепту в разжигание националистических страстей внесли и некоторые другие деятели, такие, как писатель Проханов, лидер КПРФ Зюганов, главный «народоволец» Бабурин. Пусть они неподсудны в общепринятом смысле, но моральная ответственность за фашизацию России на них, безусловно, лежит.

Скажу больше: при всем моем отрицательном отношении к «Единой России» констатирую, что из четырех партий, представленных в Государственной думе, только она имеет право считать, что не способствовала распространению фашистского угара. Не способствовала, но, к сожалению, ничего существенного не сделала, чтобы и духу его не было на необъятных российских просторах.

Говорят, идеологию невозможно победить с помощью одних только репрессивных мер, и с этим трудно не согласиться. Идеологию – да. Мобилизация общественности, объединение всех нравственно здоровых сил, независимо от их программных целей и установок, умная, выверенная работа средств массовой информации – вот что в первую очередь необходимо сегодня.

Поэтому радует рождение общественной организации «Интернационал», которая вместе с общественной палатой при президенте может и должна взять на себя роль инициатора по созданию объединенного антифашистского фронта. При всем при том надо ясно сознавать, что можно сколько угодно заниматься увещеваниями, разъяснениями, уговорами, но в противостоянии бесчинствам нацизма нет ничего безнадежнее, чем уподобиться крыловскому повару, который убеждает вороватого кота Ваську вести себя сообразно с правилами достоинства и чести. Никаких послаблений негодяям, никакого сюсюканья с ними и их покровителями!

В качестве девиза предлагаю высказывание видного русского юриста Урусова по адресу опасного преступника, представшего перед судом: «Согните ему голову под железное ярмо закона!» В противном случае мы доиграемся до того, что наша многонациональная Россия взорвется и развалится на отдельные ханства и княжества.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Поздравляю! Вышло в свет постановление главы администрации города Владивостока, из которого явствует, что лишние деньги, которые с нас берут за коммунальные услуги, иногда могут вернуться к законным владельцам, то есть к нам. Было бы, однако, глупо вернуть их просто вот так, не создав определенных трудностей. Ведь путь к звездам непременно должен проходить через тернии, в доказательство чего приведу два пункта из этого постановления. Внимание, пункт первый:

«Произвести зачисление средств, излишне уплаченных населением города Владивостока за услуги водоснабжения и водоотведения до 1.08.2004 на лицевые счета граждан (потребителей)».

Это радостно, это греет. Жаль, правда, что возвращать нам будут излишне с нас взятое только до 1 августа 2004 года и только за воду и канализацию, но все равно приятно, и я уже вижу счастливые улыбки на лицах читателей. Не волнуйтесь, сейчас вы перестанете улыбаться. Цитирую второй пункт:

«Зачисление средств производить на основании личных заявлений граждан, с предъявлением квитанций об оплате услуг водоснабжения и водоотведения».

Ну дела! Представляю себе, как весь город выстраивается в очереди, чтобы сдать это самое заявление и предъявить квитанции об оплате. А если квитанции затерялись? Я их что же, всю жизнь должен хранить? Или, может, кто-то положил их специально в такое место, чтобы не искать, и теперь, как водится, не может найти? Тогда, выходит, плакали денежки?

Вообще-то, сдается мне, это довольно странная бюрократическая затея! Они взяли с нас лишнее, прокрутили, заработали, а мы отдувайся. С какой стати старики, больные, да и здоровые, кстати, тоже, должны теперь стоять в очередях? По-моему, пусть сами разбираются, сами подсчитывают и зачисляют на наши лицевые счета, что положено. Иначе непонятно, для чего тратились деньги на компьютеры, для чего создается банк данных и все такое прочее.

Ребята, не надо так шутить, загляните в календарь, там точно указано, в каком веке мы живем.

В.К.

Рисунок Олега Хромова.

<< вернуться в список статей

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100