Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 12 (680) от 29 марта 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Из ветхого жилья обязаны переселить

Наталья Локтионова

Жильё инвалида первой группы Нифонтова Виктора Николаевича обветшало до такой степени, что жить в нём стало невозможно. В начале 1990 года администрация ВКУ довела до его сведения, что ему необходимо собрать документы и справки на право дополнительной жилплощади.

С тех пор жилплощадь он так и не получил. Какое-то время ему удалось пожить в другом месте, в Шкотовском районе в селе Анисимовке, но пришлось вернуться. Всё это время он получает отписки из различных инстанций.

Виктор Николаевич обратился с жалобой даже в администрацию президента. Но и оттуда ему пришел ответ, из отдела по работе с гражданами, что данные вопросы согласно действующему законодательству находятся в компетенции местных органов исполнительной власти.

А местная исполнительная власть 24.05.99 г. ему заявляет:

“На ваше обращение в мэрию города по вопросу выделения жилья сообщаем, что мэрия города в связи с отсутствием средств на строительство муниципального жилого фонда, не имеет законных оснований для предоставления Вам квартиры вне очереди. Стоящие перед Вами 222 семьи имеют не менее веские причины для улучшения жилищных условий.

По поводу безвозмездных субсидий на приобретение жилья можем пояснить, что средства из федерального бюджета поступают крайне неравномерно, и их недостаточно для обеспечения всех желающих, в бюджете же города такая статья расходов не предусмотрена. Согласно положению о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья (утв. постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937), размер субсидии, на которую Вы можете рассчитывать, составляет не более 70% от средней рыночной стоимости” (ответ из администрации города, отдел по учету и распределению жилой площади).

А вот комментарий нашего юриста:

В настоящий момент у нас действует Жилищный кодекс РФ, который предусматривает расселение во внеочередном порядке граждан, проживающих в жилых помещениях, не пригодных для постоянного проживания. Об этом говорит статья 51 ЖК РФ ч.2 п. 2. В целях реализации этой нормы было принято Постановление Правительства РФ от 2006 г. №47. Это постановление утвердило Положение о признании помещения - жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания, и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу.

В этом положении приводятся различные параметры, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Но для того чтобы у гражданина возникло право на получение благоустроенной квартиры, требуется решение межведомственной комиссии для оценки жилого помещения. Эта межведомственная комиссия может принять такое решение на основании заявления гражданина, являющегося собственником помещения или нанимателем, либо на основании заявлений органов, осуществляющих государственный контроль и надзор (пожарная инспекция, ЦГСЭН и т.п). К заявлению должны прилагаться копии документов на жилое помещение, план жилого помещения с техпаспортом, а также другие документы, подтверждающие неудовлетворительные условия проживания.

Комиссия обязана рассмотреть поступившее заявление по существу в течение 30 дней. Если она примет решение о несоответствии помещения требованиям к жилому помещению, она принимает заключение (именно так называется документ по результатам работы комиссии) и направляет его собственнику жилого помещения, в ведении которого находится жилищный фонд. Расселение жильцов домов, признанных не пригодными, возлагается на тот орган государственной власти, в ведении которого находится соответствующий жилищный фонд.

Например, если жилое помещение входит в жилищный фонд субъекта РФ, расселением будет заниматься администрация соответствующего субъекта. Если жилье находится в ведении местного самоуправления, то расселением будет заниматься администрация соответствующего района, города, поселка и т.д. Такова в общих чертах законодательная позиция.

Как же складывается ситуация при применении этих норм на примере нашего города? Еще ни разу не был соблюден срок, установленный для межведомственной комиссии для оценки жилого помещения при рассмотрении вопроса, всякий раз находится предлог, по которому решение не принимается. В настоящее время таким предлогом является расформирование межведомственной комиссии прежнего состава, а новая комиссия ещё не сформирована. Многочисленные судебные решения межведомственной комиссией игнорируются. Далее можно сказать, что межведомственной комиссии выгодно не заниматься этим вопросам, потому что если указать на непригодный для проживания дом, что он нормальный - это чревато признанием акта межведомственной комиссии незаконным, со всеми вытекающими из этого последствиями.

И мы, жители этих ветхих домов, тоже бездействуем, собраться не можем. Вторую проблему представляет позиция судов при рассмотрении дел. Суды, особенно в последнее время, предпочитают закрывать глаза на любые, даже на очевидные, бесспорные доказательства непригодности жилья для проживания. Единственным допустимым доказательством пригодности или непригодности жилья считается наличие заключения межведомственной комиссии. Если такое заключение есть, можно получить решение о получении нового жилья, если такого решения нет, обращайтесь к межведомственной комиссии, делайте что угодно, чтобы их собрать, поскольку без этого решения вы получите в суде однозначный отказ.

Третья стадия исполнения решения суда, даже если было принято решение в вашу пользу и оно вступило в законную силу, - очень тяжело получить само жилье ввиду отсутствия свободного жилого фонда. И подавляющее большинство предпочитает менять способ исполнения решения суда, и взыскивать деньги.

Вот этим путём мы и советуем идти инвалиду Нифонтову.

Наталья Локтионова.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100