Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 46 (661) от 10 ноября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Игра в бисер

Александр БРЮХАНОВ

Издание, в котором собраны экслибрисы и миниатюрная графика Андрея Камалова, представляется мне знаковым.
В художественной жизни Приморья ничего подобного прежде не издавалось.

Мне приходилось держать в руках проспекты, каталоги, небольшие альбомы, посвященные творчеству того или другого автора, но все это не сопоставимо с книгой, о которой будет идти речь.

Представьте себе, что Вы держите на своей ладони бисер выбежавшей из градусника ртути. Все мы в детстве знали такую игру: серебристый шарик двоится, троится от легкого прикосновения пальца, и тут же собирается в целое, едва только ртутные капельки дотронутся друг до друга.

Что-то похожее происходит, когда вы берете в руки художественный альбом “Андрей Камалов: экслибрисы и миниатюры” (Владивосток, ПК “Поликон”, 2005 год). Книжные знаки, как правило, имеют свойство расходиться, разбегаться на манер серебристого ртутного шарика по личным библиотекам, коллекциям и собраниям. Собрать их вместе в экспозиции или под обложкой альбома - задача не из легких.

Но поиск владельца экслибриса не самая большая сложность. Составителей альбома волновало то обстоятельство, что интерес к малой графической форме сегодня, прямо скажем, не так уж велик. По сравнению с бумом на книжный знак, который мы пережили в доперестроечное время.

Однако, как вид искусства - экслибрис продолжает свою жизнь, осваивая новые техники, мешая и соединяя их. Изданный альбом наглядно демонстрирует это. Начав традиционно - линогравюрой, Камалов открывает для себя возможности сухой иглы и делает эту технику ведущей в своем творчестве, дополняя ее акварелью и самыми разнообразными способами тиснения.

Во всем этом многообразии техник художник проявляется свободно, легко, паряще... Страница за страницей, альбом фиксирует это состояние. На небольших плоскостях автору удается разместить сюжеты, поистине, космические. Их тематические объемы - безграничны. Образы - неисчерпаемы. Камалов верен себе: выполненный им экслибрис несет печать личности заказчика, но собственно “камаловское” в нем - преобладает.

Я не буду разбирать представленное в альбоме творчество, это вдумчиво и со знанием дела сделал во вступительной статье сын художника - Георгий Камалов. Гораздо важнее, на мой взгляд, остановиться на самой книге.

Ее полиграфия заслуживает похвал не меньших, чем представленная под ее обложкой графика. Цветокорректировка (а ею вместе с дизайнером занималась составитель альбома - О.Г. Дилакторская) выполнена безукоризненно.

Расхождение с оригиналом - минимальное. Сведено на нет. Ощущение, что держишь в руках собственно гравюру, а не ее многократно воспроизведенную репродукцию - устойчиво. С этим ощущением ты начинаешь знакомиться с книгой. С ним же - переворачиваешь ее последний лист.

В недавнем техническом прошлом книгоиздания бытовал сугубо специальный термин - позолотный пресс. Преобладание в альбоме светло-охристого с ударом в золотой тона позволяет мне использовать этот образ. Он - многовариантен, и объясняет не только высокое качество печати, но и высоту намерений создателей книги. Как бы золото тех усилий, которые вложены в нее.

Вообще, работа составителя - О.Г. Дилакторской - напоминает мне работу старателя на прииске. Издание вобрало в себя столько любви и творческого труда, что мысль о соавторстве, которая приходит на ум, не кажется случайной. Они и в самом деле - соавторы - ушедший художник и его близкие, взвалившие на себя заботы по сохранению и продвижению в жизнь его творческого наследия.

Блеск этой совместной работы и навевает сравнение с позолотным прессом.

Несколько страниц в альбоме отданы воспроизведению сюжетов, посвященных Полю Верлену. Автор готовил их для конкурса в Метце - родине великого француза. Эти экслибрисы, как и все у Камалова, сложны по языку. Перегружены художественной информацией. В них - заключена некая метафора бытия Поэта.

Среди картинок - Верлен- мальчик, раскручивающий колесо собственной судьбы, а заодно колесо судеб человеческих вообще и судьбы художника Камалова, в частности. Судьбы философа, выдумщика, творца собственной художественной реальности. Уход Андрея Камалова нисколько не сказался на этом движении. Оно - направлено не от нас. А к нам!

Мы все больше и больше погружаемся в мир его мифологических реминисценций, библейских ассоциаций, бродяжничества его души. Художник словно бы продолжает участвовать в нашей жизни. И вот что странно: вышедший альбом не воспринимается как мемориальное издание. Ощущение, что это этап биографии, которая продолжает складываться у нас на глазах, как будто бы автор, отложив иглу и карандаш, собрал и напечатал только что изготовленное, и теперь готов к новой работе.

Два года назад жена и творческий друг Андрея Камалова - историк русской литературы, доктор филологических наук, эрудит, человек “пушкинской душевной складки” О.Г. Дилакторская начала работу с наследием художника, создав Фонд его имени. Задача фонда - поддержка и развитие творчества.

Выпущен альбом, готовится конкурс графических работ молодых авторов. Он будет носить имя Андрея Камалова. В работе - целый том, охватывающий его жизнь и творчество. Собрано, написано, издано многое.

Перламутровые шарики разбегаются, двоятся, троятся, чтобы от малейшего соприкосновения снова собраться, соединиться в нечто целое, художественно безупречное. Назовем это так - художник во времени.

Александр БРЮХАНОВ.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100