Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 46 (661) от 10 ноября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Куда крестьянину податься?

Павел Подстрелов

Древние старухи, которых теперь уже нет в живых, рассказывали мне, что их деревня Шепелеве при царе была селом о 120 дворах с церковью, кладбищем и кирпичной школой. Во времена Столыпина часть Шепелева состояла из выделившихся из обшины крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) с амбарами, молотилками, лошадьми и скотом.

Потом случилась Октябрьская социалистическая революция, и в деревне произошли большие перемены. Люди стали приспосабливаться к новым обстоятельствам – советской власти и колхозу. Колхоз был хороший: все госпоставки выполнялись, и на трудодни хватало.

В войну много шепелевских мужиков погибло. И все же постепенно колхоз после войны ожил и стал передовым, поскольку земля была ухоженной, а народ работящим. Хорошо родились лен, картофель, овощи, рожь, овес, травы. В колхозе было 80 колхозных и 40 личных коров, 30 лошадей. Были овцы и свиньи. Основная работа производилась на лошадях.

Но когда КПСС взяла курс на укрупнение колхозов, из Шепелева увели овец и свиней в центральную усадьбу – деревню Веригино. Потом еще был курс на переход в совхозы и уничтожение неперспективных деревень, в числе которых оказалось и Шепелево. К 1988 году в Шепелеве зимой только в пяти избах топились печи, остальные стали дачами, а их владельцы, дети и родственники живших здесь колхозников, осели в городах. Из скота остались две коровы. Совхоз культивировал на шепелевской земле травы, иногда сеял зерновые.

Потом снова начались большие перемены. Перестройка дошла и до совхоза «Веригинский». Он разделился на арендные звенья, а Шепелево было отдано фермерам из кооператива «Инфра», прошедшим теоретическую подготовку и практику в Голландии. Были построены коттеджи, фермеров оснастили техникой. Но тут перестали поступать деньги, и кооператив остался без газа, электричества и хозпостроек. Двое фермеров быстро бросили все и уехали в город. Один работает, но вахтовым методом, так как семья не пошла за ним. Еще один фермер использует свою ферму как дачу.

Арендные звенья тоже не вписались в новые рыночные условия и полностью разорились. Скот распродали, беспризорные хозяйственные постройки были разорены и частично разобраны на кирпичи.

Самое время бросить взгляд назад и задуматься. Командная система, продержавшись 70 лет, закончилась в Шепелево крахом, рыночная реформа идет медленно, поэтому разруха полная. Как пойдет дело дальше? Укрепится ли снова в нашей деревне какой-нибудь совхоз или расцветет рыночное фермерство, преодолев трудности роста? На самом деле, есть и третий путь, хотя для малой части крестьян. Именно его я хочу рассмотреть.

Третий путь – это крестьянское натуральное хозяйства или, по определению Роберта Родейла, нетоварная (эмбриональная) ферма. Крестьянская семья, владея наделом земли, лошадьми, скотом, производит для себя все, что надо для жизни: продукты питания, одежду, обувь, предметы быта. Автономность ее очень велика. В XIX веке все крестьяне в России так жили. Сейчас вряд ли найдется хотя бы один сельский хозяин, умеющий жить таким образом. Следовательно, нужна крестьянская школа, в которой по крупицам собирался бы опыт натуральной крестьянской жизни: работа на лошадях, изготовление одежды и обуви, ручная косьба, гончарное, плотницкое, столярное, кузнечное дело и еще многое. Весь выпуск такой школы хорошо бы поселить в одной деревне, чтобы помогали друг другу. Обязательно нужен врач и учитель.

Натуральное хозяйство должно и, главное, может соблюдать следующие принципы:

* Органичность земледелия.

* Свобода от власти денег.

* Самоценность и красота труда.

Возможность выполнения первого принципа натуральное хозяйство доказывало на протяжении 10 тысяч лет своего существования. Конечно, землю можно и на лошадях замучить, но если соблюдать севооборот, хорошо обрабатывать пары, удобрять навозом, то земля будет полностью восстанавливаться и повышать свое плодородие. Конечно, и крестьянин, ведущий натуральное хозяйство, может по какой-то причине применить современные пестициды, гербициды, минеральные удобрения. Однако тут включаются сразу три тормоза: во-первых, кушать это все будет его семья, во-вторых, на это нужны деньги, и, в-третьих, самый главный тормоз – моральный, о котором речь ниже.

Рассмотрим теперь независимость от власти денег. Крестьянское нетоварное хозяйство в наше время не может вовсе не зависеть от денег, от рынка, но безграничности этой власти будет положен конец. Вот один пример. 3 марта 2001 года мэр Москвы сообщил в телепрограмме «Подробности», что капусту у производителей Московской области Москва покупать не будет, так как есть дешевле в другом регионе. Для овощеводческих хозяйств Подмосковья это был сильный удар, многие могли разориться, не имея возможности продавать капусту ниже себестоимости. Натуральное же хозяйство от такого решения Москвы свою жизнь не переменит и не начнет судорожно искать, чего теперь сеять и сажать, и кому продать, чтобы купили. Посадят, вырастят и уберут все, что сажали до решения мэра. И капусту, конечно, посадят, даже продадут, если кому надо. Мало того, могут и дешевле всех продать, так как себестоимость для крестьянина – собственный труд и время, но никак не деньги. Это и есть свобода от власти денег.

Натуральное крестьянское хозяйство чуждо и рынку, и командной системе, существовать оно может только при демократии, при частной собственности на землю. То, что при социализме никакой серьезной собственности на землю у крестьянина не было – это понятно. Но и сейчас вопрос о земле не решен окончательно, а это очень важно для крестьянина. «Если в стране владение землей серьезное, то и все в этой стране будет серьезно, во всех то есть отношениях: и в самом общем, и в частностях». И еще: «В земле, в почве есть нечто сакраментальное. Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей поделать людей, то наделите их землею – и достигнете цели», – писал Достоевский.

Теперь о труде. Основной лозунг социализма гласит: «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Это значит, что труд можно измерить деньгами. Против этого не возражают и рыночники, и для них оценка труда – деньги. В ответ я хочу предложить аксиому нетоварного крестьянского хозяйства: крестьянский труд сам по себе ценность, а не только средство к существованию. Ибо «когда труд из безотчетной бесплатной естественности станет одной денежной нуждой, тогда наступит конец света, даже хуже конца – после смерти последнего мастера оживут последние сволочи, чтобы пожирать растения солнца и портить изделия мастеров», – читаю у Андрея Платонова в «Рождении мастера».

Чем же ценен крестьянский труд сам по себе? Своей красотой. Она есть в пахоте, косьбе, жатве, в работе кузнеца и многих других работах. Она проявляется, когда хорошо на душе, когда спорится крестьянское дело в согласии с природой, с самим собой и друг с другом.

Это та красота, о которой говорил В.С. Соловьев, и которая, по мысли Ф.М. Достоевского, спасет мир. Часто только забывают, что Достоевский никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. Забывают, что «красота без добра и истины есть кумир».

Творец, отбирая и совершенствуя свои произведения, создает прекрасный гармоничный мир. Может быть, давно создал, только мы этого не видим и все пытаемся подправить. Увы, безразличие к будущему все более и более овладевает людьми. Особенно это характерно для переходного состояния общества, которое порождает леность и апатию, потому что лишь очень немногие в такие эпохи могут ясно видеть путь перед собой и не сбиваться с дороги. Большинство же путается, теряет нитку и, наконец, махает рукой: «Э, чтоб вас! Какие там еще обязанности... Прожить бы только как-нибудь самому-то...» Потому и живем, как оккупанты на Земле, с моралью «после нас хоть потоп». Ну что же, будет нам и потоп.

Угроза уничтожения человеком жизни на Земле есть общая беда, и спасение этой жизни есть общая задача. Это является и главной задачей нетоварного крестьянского хозяйства.

Павел Подстрелов, Сергиев-Посадский р-н, Московской обл.


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100