Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 45 (660) от 3 ноября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Где встать «Авроре»?

Марина ЗАВАДСКАЯ

Необычные в этом году Ноябрьские праздники. 87 раз мы отмечали годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции (последние годы, правда, под псевдонимом «День согласия и примирения»), а в этот раз не будем. То есть желающие, конечно, могут – на кухне, после рабочего дня.

Зато мы будем отмечать совершенно новый, но еще более древний праздник: День взятия Москвы, ныне называемый Днем народного единства. Суть праздника проста и прикольна: четыреста с чем-то там лет назад наши, грубо говоря, продули столицу и престол, и в Кремле утвердились сначала Лже-Димитрии, а потом польские оккупанты без всяких «лже». Нашим пришлось начинать все сначала: ополчение под руководством гражданина (то есть незнатного и невоенного, а просто купца) Минина и войска под руководством князя (то есть знатного и военного) Пожарского разбили оккупантов и заняли Москву, и на трон сел первый царь новой династии – Михаил Романов, русский без всяких польских и иных поползновений.

Это что касается простоты. А прикол в том, что Москву-то наши войска взяли 7-го ноября, а 4-го они дошли только до Тушина! Это общепризнанная дата, о ней сообщали все календари в течение многих лет!

Тем не менее в прошлом году наша мудрая Дума постановила, что праздник будет именно 4-го ноября, и именно праздник взятия Москвы, то бишь день народного единства, и никаких тебе революции и согласия с примирением!

Ох, что-то тут нечисто!

Давайте-ка разберемся. Зачем поменяли праздник? Зачем поменяли день?

Год назад некие прекраснодушные романтики уверяли нас, старых скептиков, что новый праздник – очень правильный, что взятие Москвы в 1612 году – это победа народа, а не власти, чуть ли не торжество гражданского общества… Сейчас романтики помалкивают. Теперь даже им не верится, что власть, предлагая новый праздник нашей мудрой Думе, думала о гражданском обществе.

История со взятием Москвы в начале 17-го века имеет интересную особенность, в какой-то мере характерную для России. Люди, организовавшие поход на Москву, сделали это не с целью захватить власть в стране. Не собирался ни Дмитрий Пожарский, ни тем более Козьма Минин стать, например, царем. Или, на худой конец, депутатом Государственной Думы. Они даже не стремились пилить нефтедоллары! Они претендовали только на одно: на спокойную жизнь. Надоела им, видите ли, Смута, захотелось простого обывательского счастья.

И когда бояре думу думали, выбирали нового царя (в связи с пресечением рода царя предыдущего), их тоже интересовала не знатность, мудрость или тем более пассионарность претендентов. «Выберем Мишу Романова, - говорили они меж собой. – Он тихий, не слишком умный…» Они не ошиблись: Михаил Романов вошел в историю под кличкой Тишайший.

Вот это, кстати, ближе к правде жизни. У нас тоже было недавно что-то вроде смуты, нам тоже захотелось простого обывательского счастья, и в результате на царство сел тихий такой…

Но в таком случае нынешний праздник на самом деле должен называться Днем народного единства с властью!

Где-то так, да… Только вот президента в царя превратить сложно. Хотя предложения, сами знаете, такие были. Да и насчет простого обывательского счастья – недостаточно тих наш президент, то у него проблемы с сортирами для террористов, то у нас проблемы с его реформами.

Тем более, что это объясняет сам праздник, но не объясняет сдвиг в дате. Почему бы не праздновать День взятия Москвы 7-го, как это и было на самом деле?

Да потому, что основная масса в этом случае будет праздновать другой праздник: годовщину революции 1917 года. Все-таки она ближе к современности, да и привычней.

Вариант «День согласия и примирения», кстати, вполне цивилизованный и приемлемый. Надо было только хорошо осмыслить: согласие с чем? Примирение с чем? Осмыслить и внятно объяснить свою позицию.

А вот с этим проблема. Кто последний раз слышал внятное объяснение от нашей власти своей осмысленной позиции?.. Ладно, вопрос снимается. Особенно если учесть, что Мишу Романова избрали не за светлый ум.

Впрочем, неумение объяснять прошлое вряд ли можно считать основанием для смены праздника, да еще и подмены даты. Тут что-то более глубокое…

Скорее всего…

Скорее всего, для объяснения праздничной чехарды следует вспомнить анекдот про Брежнева. Как однажды утром генсек велел засыпать Москву-реку.

- Зачем? – удивился помощник.

- Сон я плохой видел, - ответил Леонид Ильич.

- Какой?

- Да… Приснилось, что Ленин на лодочке по Москве-реке перед Кремлем разъезжает и глубину лотом меряет: «Вот тут «Аврора» будет стоять…»

Скорее всего, перемена праздника и даты – это банальная попытка засыпать Москву-реку! Особенно если вспомнить, как нервно наши власти реагировали на оранжевую, тюльпанную и прочие революции в округе.

Эх, господа! Не в Москве-реке дело!

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100