Экономика
Праздник пешехода
Марина ЗАВАДСКАЯ
или ЕСТЬ ЛИ ВЛАСТЬ В ГОРОДЕ
Сейчас-то, конечно, страсти остыли. А в тот день, 1 февраля, все желали рассказывать первому встречному повесть, полную страсти и огня - “Как я добирался до работы”.
А почему? Почему нам так пришлось добираться на работу? И с работы, кстати, тоже.
Вот и давайте немного поразмыслим.
Во-первых, потому что наши власти (от Москвы до самых до окраин) не любят принимать непопулярные решения. Нет, уточним: не любят принимать авторские непопулярные решения. Если решение анонимно, как закон о монетизации льгот, то за милую душу, нет проблем! Впрочем, в случае анонимки проблемы возникают позже. Сейчас в высших эшелонах активно считаются, как в прятки, догонялки или горелки, причем каждый предлагает свою считалку: кто-то - “Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана”, кто-то - “Из-под горки катится голубое платьице”, кто-то и вовсе простейшее - “Шишел, мышел, вышел”. Потому что на кого упадет, тот сгорит! Того и назначат автором этого безобразия!
С ценой за билет в общественном транспорте анонимку устроить сложнее. Впрочем, наш прежний мэр, незабвенный Юрий Михалыч, попытался сделать и это. То он вроде повысил плату, то он вроде не повысил, а когда водители повысили плату явочным порядком, то он согласен с этим, то он не согласен - пока до стрельбы дело не дошло. Правда, не свинцовыми пулями стреляли, а пластиковыми, но после этого отмалчиваться было уже невозможно.
Пришлось градоначальнику пообщаться с извозчиками посредством его любимого инструмента - радио. Дескать, что ж вы так, а? Я для вас столько сделал! Я ради вас не развивал муниципальный транспорт, дал возможность вам заработать! Так что будьте мне благодарны и верните цену взад.
Цену вернули, но давайте отметим это как “во-вторых”: не развивал муниципальный транспорт. Поэтому когда частники не вышли на маршруты, что нынешний мэр мог этому противопоставить? Три муниципальные колымаги? Тридцать трамваев? Пару десятков троллейбусов? В этот день народ даже электричку штурмом брал! Как в Японии.
В-третьих, для авторских непопулярных решений сложно найти подходящий момент. Когда извозчики заговорили о повышении цены, приближались выборы. Крайне неподходящий момент! А новый мэр в течение по крайней мере полугода с момента избрания тоже никак не мог повысить цену: народ еще не забыл предвыборных обещаний. Но наконец решился - когда извозчики стали поговаривать о забастовке.
А она возьми да и состоись!
Тут-то и проявилось самое главное, “в-четвертых”, и это заметили очень многие. Потому что большинство повестей “Как я добирался на работу” заканчивалось выводом: “Власти у нас в городе нет”.
Потому что какая же это власть, если она не в состоянии справиться с ситуацией? Забастовка не тайфун, который людям неподВЛАСТен. Она вполне в компетенции мэра. И не только мэра.
Причем все говорят, что они не хотели забастовки. Водители говорят. Руководители извозчичьих фирм говорят. Городская администрация - тем более. Почему же забастовка состоялась?
Официальных версий две: одна мистическая, другая реалистическая.
Мистическую версию озвучил сам мэр Владимир Николаев: ПОТУСТОРОННИЕ, говорит, причины. Причем это не случайная оговорка, потому что этот термин Владимир Викторович употребил еще на своих “ста днях”: “Если будут потусторонние факторы, на которые не сможет влиять администрация, тогда я буду выходить к жителям Владивостока для совета и обнародования этих фактов”.
Неужели наш мэр верит в потусторонние силы - чертей, демонов и прочих русалок? Сомнительно. Или он плохо знает русский язык и просто неправильно употребляет понравившееся слово, не понимая его значения? Тоже сомнительно! Он же говорит: “...на которые не сможет влиять администрация”. Может, он употребляет это слово в качестве эвфемизма - так сказать, приличного псевдонима неприличного понятия?
Вот это, пожалуй, ближе к истине, тем более что в этом смысле мистическая версия сближается с реалистической.
Реалистическая версия банальна, как ежедневный восход солнца: криминал. Некие криминальные элементы ЗАСТАВИЛИ водителей не работать, а тем, кто выйдет на маршрут, угрожали побить стекла, и даже некоторым побили, и несколько таких “русалок” милиция даже поймала за руку...
Ну, раз какие-то криминальные элементы сумели навязать свою волю тысяче (или около того) водителей, поставить на уши город, парализовав в нем жизнь, переиграть городскую администрацию, а в руках милиции оставить только несколько “русалок”, то...
То власти в нашем городе нет.
Ни власти мэра, ни власти администрации, ни власти милиции, ни власти граждан.
Мэр пожаловался жителям доверившегося ему города на саботажников и потусторонние силы. Водители вывесили в автобусах бумажки с новой, предложенной администрацией ценой (водители больше хотели). Преступные элементы вернулись на базу запасать камни для следующей серии битья стекол.
И всё это произошло потому, что граждане всё это проглотили. Ну, может, слегка поморщившись. Так себе: поругались, посмеялись... Никто не потребовал ответа: почему это случилось? Что сделано, чтобы такого не случалось впредь?
Нет, не спросили. Да и кого спрашивать? Ясно же: власти в городе нет! Так что будем относиться к промахам тех, кто выдает себя за власть, как к стихийным бедствиям. Бедствие пройдет, и наступит новый день.
Наступил новый день, и новая неделя, и некий гражданин явился в прокуратуру Ленинского района с миссией мести. Вынул пистолет - и уложил троих, прежде чем самому застрелиться. “Перестрелка, перестрелка!” - завопили информагентства. Какая же это перестрелка, если в одну сторону стреляли?
А вот такая - наша местная перестрелка. Однонаправленная, как власть, и безответная, как пешеходы.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: