Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (618) от 13 января 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Со школьной парты – и в антикоррупцию?!

Анна Селезнева

Уполномоченный по правам человека в Приморском крае Сергей Жеков, профессор Иосиф Резниченко, секретарь антикоррупционной коалиции Виталий Береговский торжественно вручили приморским учителям почетные дипломы. Вы видите их в этот торжественный момент на наших снимках.

Но причем здесь учитель, коррупция и антикоррупционная коалиция?

Защита от коррупции, исследование её корней, подготовка личности к противостоянию коррупции – это задача не только прокуратуры или уголовного кодекса. Может ли школа оставаться в стороне от этой проблемы, разъедающей общество и экономику России? Или просвещение, воспитание и образование в этой области необходимо начинать со школы?

Приморская школа прав человека и Приморский институт повышения квалификации работников образования (ПИПКРО) провели в рамках антикоррупционной программы краевой конкурс «Чистая совесть». В нем приняли участие более 40 учителей из Владивостока и Арсеньева, Находки и Шкотово, Яковлевки и Лесозаводска…

Работы были представлены самые разные – разработки уроков, лабораторно-практических занятий, факультативов, сценарии общественных акций и уроков-сказок для малышей. Авторы не ограничивались школой – они предлагали создавать при школах Центры общественного мнения, проводить обсуждения и сбор мнений учащихся, вывешивать «Решительный ящик» для сбора мнений – и взрослых и детей, чтобы принимать меры, предлагали выбирать парламент и школьного президента, проводили мини- социологические опросы и выпускали сборники с мнениями старшеклассников.

От методики разминки и сценария сказки до лекции об исторических корнях коррупции, от отдельного урока до недели общественного исследования порочного явления с привлечением не только учеников, но и учителей и родителей – таков диапазон предложений участников конкурса. От чистых знаний до воспитания морали и понимания чести и достоинства человека, которое доступно и самым маленьким, – вот предложения авторов проектов и разработок.

Лучшими признаны: в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка урока по антикоррупционной тематике» - Валентина Аленина, учитель владивостокской школы № 58, «Коррупция» для 11 класса, в номинации «лучшая методическая разработка по организации антикоррупционного воспитания” - Алла Андрисонова из школы № 2. Её проект - «Совесть – высший закон и судья» как часть комплексной школьной программы «Я – Гражданин».

Интересны работы Натальи Абрамовой «Мы – за честную жизнь» (г. Арсеньев), Татьяны Селиной «Коррупция в современной России и пути борьбы с ней» (г. Лесозаводск), Николая Горшкова «Коррупция как социальное явление» ( Штыково, Шкотовского района) и другие. Авторам лучших работ вручены дипломы. Вопросы, конечно, возникают: не рано ли с детства знакомить школьников с понятием «коррупция»? И не станет ли такое введение в школу понятия просто штампом, очередной галочкой – отметиться бы только по модной теме? Понятно, что тема требует осторожности и мудрости от тех, кто берется разрабатывать и вести такие уроки. Она остра и опасна, не получился бы шаблон привыкания… просто привыкания к понятию «коррупция» вместо пользы?

Пока от этого вывода спасают сами работы. Посмотрите, какой диапазон предложили авторы: «Маленькая политика», ролевая игра, разработка урока, факультатив, «Моё поведение», «Мы – за честную жизнь!» - сказка, ролевая игра для малышей - 2, 3, 4 классы, но «Коррупция как социальное явление» - факультативы, блоки уроков в старших классах, мини-исследования, общественные акции – для юных граждан из старших классов…

Приморская школа прав человека, вошедшая в антикоррупционную коалицию, по сути, начала Гражданское Антикоррупционное образование: она подготовила и провела занятия для учителей, познакомила их с проблемой, столь распространенной и популярной ныне в стране, но по сути закрытой для школы, и предложила сделать разработки методик занятий по теме.

Конкурс и представленные работы показали: мысль заработала, попытки поговорить с ребятами на эти темы заслуживают внимания. Тем более, что обсуждение, исследование этой злободневной темы ведется и серьезно и злободневно. Дает толчок мысли: старшеклассники толкуют, изучают, приводят примеры, осознают и обдумывают, а малыши пока просто учатся понимать, что такое честность и честь, мужество и смелость. Поскольку не только учителя убеждены, что причины коррупции - совсем не в маленькой зарплате чиновников, а в стиле и привычном сложившемся образе жизни.

А на днях Школа прав человека объявляет конкурс детских рисунков и плакатов по этой теме.

Анна Селезнева.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100